Проблемы со строительством ледоколов ЛК-16 и ЛК-25.
новая дискуссияДискуссия111
Теперь о ледоколах. Накопилось за последние дни материала... Проблемы со строительством ледоколов ЛК-16 и ЛК-25. alexeyvvo.livejournal. "В докладе о финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» за 2014 год содержатся интересные данные о ходе строительства линейных дизельных ледоколов в рамках Подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».
Вывод дизель-электрического ледокола «Мурманск» проекта 21900М из эллинга верфи Arctech Helsinki Shipyard. Апрель 2015г. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 07.11.2011 № 726-рп 2 декабря 2011г. с Объединенной судостроительной корпорацией были подписаны государственные контракты на строительство одного линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт (контракт № 77-ГК/11 от 02.12.2011, стоимостью 7,94 млрд.руб. и трёх линейных дизель- электрических ледоколов мощностью около 16 МВт (контракты № 78-ГК/11, № 79-ГК/11 и № 80-ГК/11 от 02.12.2011 с ценой 4,0555 млрд.руб). Все четыре контракта вступили в силу 15 декабря 2011 года. Технические проекты на строительство линейных дизельных ледоколов переданы ОАО «ОСК». 27.12.2011 из средств федерального бюджета был перечислен аванс ОАО «ОСК» в сумме 6 066,45 млн. руб. на строительство 4-х ледоколов. В 2013 году подписаны дополнительные соглашения: - № 1 от 26.04.2013 к контрактам от 02.12.2011 об изменении сторон контрактов (ФГУП «Росморпорт» - Заказчик); - № 2 от 16.05.2013 к контрактам от 02.12.2011 о согласовании объёмов финансирования на 2013 год в общей сумме на 4 ледокола – 2,0 млрд. рублей. - № 3, № 4 и № 5 от 09.12.2013 к контрактам от 02.12.2011 о внутреннем перераспределении финансирования строительства ледоколов между контрактами в пределах годового лимита на 2013 год в сумме 2,0 млрд. рублей. В 2014 году подписаны дополнительные соглашения: - № 5 от 05.05.2014 к контракту № 77-ГК/11 от 02.12.2011 о финансировании ЛК-25 в пределах годового лимита на 2014 год в сумме 1,070 млрд. рублей; - № 6 от 20.10.2014 к контракту № 77-ГК/11 от 02.12.2011 о перераспределении финансировании ЛК-25 на 2014 год в сумме 300 млн. рублей; - № 7 от 18.12.2014 к контракту № 77-ГК/11 от 02.12.2011 о перераспределении финансировании ЛК-25 на 2014 год в сумме 50 млн. рублей; 38 - № 5 и № 6 от 05.05.2014 к контрактам от 02.12.2011 о финансировании 3-х ЛК-16 в пределах годового лимита на 2014 год в сумме 1,415 млрд. рублей ; - № 6 и № 7 от 23.06.2014 о внутреннем перераспределении финансирования строительства 3-х ледоколов ЛК-16 между контрактами в пределах годового лимита на 2014 год в сумме 1,415 млрд. рублей. - № 7 и № 8 от 22.09.2014 об увеличении годового объема финансирования строительства 3-х ледоколов ЛК-16 на 2014 год до 3,18752 млрд. рублей и о внутреннем перераспределении финансирования между контрактами в пределах этого годового объема; - № 8 и № 9 от 18.12.2014 об увеличении годового объема финансирования строительства 3-х ледоколов ЛК-16 на 2014 год до 3,43752 млрд. рублей и о внутреннем перераспределении финансирования между контрактами в пределах этого годового объема. Генеральным подрядчиком (ОАО «ОСК») определены заводы, на которых выполняется строительство ледоколов. Произведена закладка всех четырех судов, присвоены строительные номера. Сроки сдачи ледоколов государственному заказчику: - линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт – 02 октября 2015 г. (строительный № 05620 на ОАО «Балтийский завод – Судостроение». Заложен 10.10.2012); - первого (головного) дизель-электрического ледокола мощностью около 16 МВт – 09 мая 2015 г. (строительный № 230 на ОАО «Выборгский судостроительный завод». Заложен 17.10.2012); - второго дизель-электрического ледокола мощностью около 16 МВт – 15 августа 2015 г. (строительный № 509 на ОАО «Выборгский судостроительный завод» в кооперации с «Arctech Helsinki Shipyard». Заложен 26.12.2012); - третьего дизель-электрического ледокола мощностью около 16 МВт – 15 октября 2015 г. (строительный № 231 на ОАО «Выборгский судостроительный завод». Заложен 12.12.2012). По ГК № 77-ГК/11 от 02.12.2011 (ЛК-25) за 12-ть месяцев 2014 года профинансировано 50,00 млн. руб., освоено (принято выполненных работ) – 71 428,57 тыс. руб. По ГК № 78-ГК/11 от 02.12.2011 (ЛК-16 № 1) за 12-ть месяцев 2014 года профинансировано 1 104 046,52 тыс. руб., освоено (принято выполненных работ) - 1 577 207,88 тыс. руб. По ГК № 79-ГК/11 от 02.12.2011 (ЛК-16 № 2) за 12-ть месяцев 2014 года профинансировано 1 448 406,39 тыс. руб., освоено (принято выполненных работ) - 2 069 151,98 тыс. руб. По ГК № 80-ГК/11 от 02.12.2011 (ЛК-16 № 3) за 12-ть месяцев 2014 года профинансировано 885 069,59 тыс. руб., освоено (принято выполненных работ) - 1 264 383,71 тыс. руб. Таким образом, фактическое финансирование по объектам «Дизель-электрические ледоколы мощностью около 16 МВт и 25 МВт» за 12-ть месяцев 2014 года составило 100% планового объема. Техническая (строительная) готовность ледоколов на 29.12.2014 составляет: ЛК-25 – 17,5 %; ЛК-16 № 1 – 87 %; ЛК-16 № 2 – 68 %; ЛК-16 № 3 – 58 %. С декабря 2013 года работы по строительству судна были приостановлены ООО «Балтийский завод – Судостроение» (далее – БЗС), так как, согласно разработанной ЗАО ЦКБ «ОСК-Айсберг» проектной документации судна в постройке (ПДСП), перевес по нагрузке масс судна составил около 2500 тонн. В этом случае, осадка превысила бы заданную Техническим проектом 22600, утвержденным Росморречфлотом, на 0,7 метра и составила бы 10,2 м (в некоторых документах ПДСП, разработанных ЦКБ «Айсберг» - 10,5 м), что не позволяет использовать судно по прямому назначению в качестве ледокола с заданной ледопроходимостью, учитывая обводы корпуса ЛК-25 по ТП и ПДСП. В сложившейся ситуации, в январе – марте 2014 года был проведен ряд совещаний под руководством заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Л. Рахманова и приняты следующие меры: - БЗС проведены несколько научно-технических советов, на которых выявлены недостатки ПДСП и несоответствие характеристик ЛК-25 заданным ТП, самостоятельное назначение ЦКБ «Айсберг» осадки ЛК-25 в разрабатываемой ПДСП (в одних документах представленных в РМРС максимальная осада составила 10,2 м, в других – 10,5 м), а также факт отсутствия согласования Застройщиком и Государственным Заказчиком вносимых в основные размерения и характеристики ледокола изменений; - БЗС создана экспертная рабочая группа с привлечением Крыловского ГНЦ и ряда ведущих проектных бюро для анализа состояния разработанной ПДСП, сравнительного анализа этой ПДСП с ТП, ранее разработанным КБ «Петробалт», выработки принципиальных решений по дальнейшему проектированию и строительству судна, с учетом уже изготовленных конструкций и закупленного оборудования. По результатам работы экспертной рабочей группы подготовлено заключение, в котором отражено: - суммарный перевес судовых конструкций в результате незначительных ошибок ПКБ «Петробалт» в ТП, с учетом возможности реализации решений по их исправлению на этапе разработки ПДСП и строительства ЛК-25, мог составить около 470 тонн; - в разработанной ЦКБ «Айсберг» ПДСП перевес ЛК-25 проекта 22600 достиг 2500 тонн; - основная причина неустранимости, в полном объеме, полученного перевеса - при разработке ПДСП ЦКБ «Айсберг» изменена концепция конструкции корпуса судна относительно технических решений, принятых в ТП; - учитывая уже изготовленные на БЗС корпусные конструкции, вернуться к конструкции корпуса в концепции ТП в полном объёме не представляется возможным. Компенсация конструктивного увеличения весовых нагрузок и обеспечение максимальной осадки 9,7 метра, при заданной в ТП – 9,5 метра, возможны при реализации дополнительных проектных решений и переработки на их основе всей ПДСП, которые приведут к снижению веса судна порожнем и обеспечению заданных характеристик судна; - реализация рекомендаций экспертной рабочей группы позволяет в максимальной степени использовать уже изготовленные конструкции корпуса судна, продолжить его строительство и достичь основные заданные государственным контрактом функциональные и технические характеристики ЛК-25. В сложившейся ситуации БЗС был разорван контракт с ЦКБ «Айсберг» на разработку ПДСП и заключен новый контракт с КБ «Вымпел» (разработчик ПДСП ледокола мощностью около 16 МВт проекта 21900М), а также разработана дорожная карта для обеспечения достижения, в максимально возможной степени, требуемых по Гос. контракту основных функциональных и технических характеристик ЛК-25, выработки решений по минимизации возможного перевеса судна и обеспечения достижения максимальной осадки ледокола - 9,65 ÷ 9,7 метра, сокращения срока строительства ЛК-25. Основные направления работы отраженные в указанной дорожной карте: - использовать, в возможной степени (после доработки и устранения ошибок), смонтированные и укрупненные на стапеле корпусные конструкции общей массой около 2500 т (не соответствующие ТП); - разработать новую проектную документацию судна в постройке (КБ «Вымпел» взамен ЦКБ «Айсберг»); - получение одобрения ПДСП РМРС, Застройщиком, согласование ее другими надзорными и контролирующими организациями; - доработку ПДСП по замечаниям; - проведение дополнительных переговоров БЗС с компанией Nordic Yards по подписанию дополнительного соглашения к ранее подписанному контракту на изготовление и монтаж надстройки (с учетом вносимых изменений по отношению к проекту надстройки ранее разработанному в составе ПДСП ЦКБ «Айсберг»), что позволит, в случае подписания такого соглашения и «запараллеливания» работ по строительству корпуса и надстройки на разных верфях, изменения плана по монтажу надстройки не на БЗС, а на верфи Nordic Yards, добиться сокращения сроков строительства ЛК-25 на 4 – 6 месяцев. В настоящее время на БЗС ведутся работы по формированию отдельных секций без оплаты работ (до завершения разработки новой ПДСП, ее одобрения РМРС и приведения в соответствие документации ПДСП и РКД). 28.11.2014 на БЗС проведено совещание по вопросам строительства ЛК-25 под руководством заместителя Министра транспорта РФ В.А. Олерского, с участием С.П. Горелика, А.В. Тарасенко, А.Л. Рахманова. В ходе совещания Генеральный директор БЗС А.В. Кадилов сообщил о планируемой сдаче ледокола Заказчику – 28.07.2017г. - существующие темпы строительства ледокола ЛК-25 оцениваются как неудовлетворительные. В настоящее время отставание составляет 24-28 месяцев. -выполняются работы по изготовлению секций корпуса и формированию блоков; - ОАО «Выборгский судостроительный завод» (ВСЗ) выполнил проектирование и строительство баржи-площадки «Атлант» для обеспечения строительства ледоколов проекта 21900М. С 05.08.2013 «Выборгский судостроительный завод» сформировал на указанной барже и спустил на воду корпус ледокола ЛК-16 № 1 (заказ 230); - судостроительная верфь «Arctech Helsinki Shipyard» (Финляндия) выполняет строительство ЛК-16 № 2 «под ключ». Изготовление секций и блоков корпуса выполняется на ВСЗ и в Клайпеде с последующей доставкой в Хельсинки. Окончательная отгрузка секций заказ 509 с ВСЗ в Финляндию на судостроительную верфь «Arctech Helsinki Shipyard» состоялась 27.12.2013; - с 20.01.2014 ФГУП «Росморпорт» организовало в г. Хельсинки постоянное наблюдение за строительством ледокола ЛК-16 (заказ 509); - 29.04.2014 на ОАО «Выборгский судостроительный завод» состоялась торжественная церемония спуска на воду корпуса головного ледокола «Владивосток» (заказ 230). В I полугодии 2014 года согласно ФАИП на строительство ЛК-16 было предусмотрено бюджетное финансирование в размере 1 415,015 млн. рублей. ОАО «Выборгский СЗ» в I полугодии текущего года полностью освоил средства федерального бюджета в размере 1 415,015 млн. рублей и настаивал на выделении в 2014 году дополнительных средств для строительства ледоколов ЛК-16. При корректуре ФАИП было произведено перераспределение средств федерального бюджета и дополнительно выделено 1 772,505 млн. рублей. Бюджетные средства на строительство ЛК- 16 в 2014 году составили 3 489,900 млн. рублей. ФГУП «Росморпорт» представлены в Федеральное Казначейство по г. Москва документы на оплату за выполненные работ по строительству 3-х ЛК-16 на общую сумму к оплате 1 772,505 млн. рублей (помимо погашения аванса). Оплата 42 Федеральным казначейством произведена 29.09.2014. Выделенные в 2014 году средства федерального бюджета в размере 3 489, 900 млн. рублей на строительство 3-х ЛК-16 полностью освоены. Вполнение работ по строительству ЛК-16 № 1, 2 (заказы 230 и 509) идет по графику. Сложившаяся ситуация по срокам и объемам финансирования (отсутствие достаточных объемов финансовых средств в I полугодии 2014 года) привела, по информации ОАО «Выборгский СЗ», к переносу срока окончания строительства ЛК-16 № 3 (заказ 231) на 4-6 месяцев (ориентировочно апрель 2016) года из-за неоплаты части судового оборудования, необходимого для формирования блоков корпуса ледокола.