Тред №93114
новая дискуссия
Дискуссия
437
O Капицe:
Тут Инженегр выказал боооольшие сомнения в гражданской позиции Петра Леонидовича Капицы в "бомбовые времена" и я пообещал навести кой-какие справки у людей, кто таки напрямую были к этим делам причастны, в свои девяносто поражают ясной головой и к числу очарованных Капицей барышен никак не относятся.
Точные факты: Бомбовый Спецкомитет под председательством Берия был создан в августе 1945 г после Хиросимы и Нагасаки. К тому времени Капица в ранге фактически наркома командовал Главкислородом, только в 1945-м стал Героем Соц. Труда и из ученых в Спецкомитет попали только двое: Курчатов и Капица, причем Капица никаким ядерщиком никогда не был. Вообще, он был скорее не физиком, который жил в современной квантовой физике, а гениальным инженером. Капице знакомство накоротке с Берией как большой шишкой крайне импонировало, но себя-то он считал намного умнее Берии, и как инженер полагал, что можно сделать СВОЮ конструкцию, не оглядываясь на американцев. Не зная, что у Берии в кармане разведданные, он попер на Берию, и при Сталине назвал его "дирижером, кто партитуру-то читать не могет". Тем не менее, до конца 1946 года Капица оставался в Спецкомитете, и Берия терпел все, так как Капица был ему нужен для важнейшего дела: к Нильсу Бору отправили физика (весьма посредственного) Якова Терлецкого с КГБ-шным переводчиком с заданием опросить его об американских бомбовых делах и, более того, попытаться его прямо завербовать. Не предъяви эти двое прямой рекомендации и, более того, просьбы со стороны Капицы, Нильс Бор послал бы их на@уй. Терлецкий предъявил Бору список вопросов по физике не бомбы, а именно атомных реакторов, который был должен выучить наизусть. Утверждается, что с этим он справился не совсем, да и Бор знал об американских работах весьма посредственно, и был крайне уклончив кроме похвал в адрес Ландау и Капицы. А вот КГБ-шный переводчик обладал памятью отменной, и почти уличал Терлецкого перед Берией в неточностях. Так или иначе, Капица с одной стороны рекомендательное письмо к Бору не дать не мог, с другой стороны понимание того, что Берия его использует в играх, которые могли бы его международную репутацию испачкать, подорвало окончательно его отношения с Берия. И он послал Сталину заявление с просьбой вывести его из Спецкомитета. К этому же времени, концу 1946-го, была в разгаре война Капицы вокруг кислородных дел с Наркомтяжмашем, когда все его замы в Главкислороде оказались из его злейших врагов из Наркомтяжмаша. В-общем, никаких угрызений совести относительно работы над собственно бомбой у Капицы не было, это чистой воды легенда.
Капица промахнулся в одном: он полагал, что его вышвырнут и из Спецкомиссии и Главкислорода, но его институт Физических проблем останется за ним. Но его вышвырнули и оттуда, и он очутился на своей даче на Николиной Горе, с маленькой мастерской и одним своим верным лаборантом С.И.Филимоновым.
Но был под защитой слов, которые Сталин сказал Берии: "Делай с ним что хочешь, но чтобы жил!".
Отредактировано: Dobryаk - 12 мар 2009 23:51:11