О том, какой виделась Российская империя из Китая в XIX столетииИнтересующемуся историей российскому читателю давно известны произведения, описывающие взгляд на нашу страну иностранца с Запада, из Европы. Тут можно упомянуть и "Записки о Московии" Сигизмунда фон Герберштейна XVI века, и "Россию в и 1839 году" маркиза де Кюстина.
Споры о том, чего в этих произведениях больше — откровенной русофобии или же нелицеприятного, но объективного анализа ― ведутся уже как минимум третий век. Но бесспорно одно ― мнения европейцев, их взгляд на нашу страну с Запада, в России всегда вызывали повышенный интерес.
При этом взгляд на Россию с противоположной стороны света, с Востока, в нашей стране, как правило, никому не известен за исключением нескольких специалистов-востоковедов. При этом, почти никто не знает, что одновременно с де Кюстином о Российской империи писал еще один очень внимательный (и в чем-то столь же недоброжелательный) иностранный наблюдатель.
Только был этот посторонний исследователь нашей страны одним из первых лиц своего огромного государства, самого населенного на планете. И вот об этом взгляде со стороны ― со стороны Востока, вроде бы дальнего, но плотно примыкающего к нашим границам ― Россия не знает почти ничего.
"Серебряный журавль" против европейского опиума
В 1839 году из Пекина в самый большой порт на юге Китая ехал новый начальник. Карету ему заменял паланкин, который на своих плечах несли десятки слуг.
54-летний Линь Цзэсюй был отмечен титулом "чжитай", в соответствии с которым ему полагался серебряный журавль, вышитый на груди чиновничьего халата. Титул "чжитай" в России переводили как "наместник", а в Англии ― как "Viceroy", вице-король...
Ссылка