Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,193,183 8,334
 

  adolfus ( Слушатель )
02 июл 2015 01:49:17

Тред №967959

новая дискуссия Дискуссия  190

Ветку достаточно долго читал, каждодневно наблюдаю студентов технического вуза, заточенного на вычислительные системы и сети. Вот решил высказать свое мнение.

-- никаких закрытых школ и других учебных заведений -- дети президента должны сидеть за одной партой с детьми водоноса.
-- среднее образование должно быть единым для всех его получающих.
-- среднее специальное образование должно включать все базовые элеметы среднего в дополнение к профильным.
-- все без исключения в средней школе, включая среднюю специальную, по базовым дисциплинам должны учиться по одним и тем же учебникам, решать из одних и тех же задачников и сборников упражнений.
-- никаких особых "продвинутых" сборников задач и учебников для поступающих быть не должно. Все необходимое должно содержаться в общеобразовательных.
-- общеобразовательные учебники должны включать темы, обязательные для изучения всеми и факультативные, которые могут изучаться в дополнительное время, неважно где -- в обычной школе на дополнитеьлных уроках, дома с папой-мамой, в классе для второгодников или в спецшколах, в спец- и факультативных классах. Но это должны быть темы из доступного для всех единого учебника.
-- задачники должны включать задачи разного уровня. Все те задачи, которые издаются отдельно, должны быть включены в общий для всех задачник на соответсвующем уровне. Пусть их 908% решать не будет, но они должны присутствовать для всех. Чтобы каждый имел адекватное представление о собственных способностях и способностях соседа по парте.
-- задачи должны быть сформулированы в максимально обобщенном и абстрактном виде, с минимальным обрамленим условия не имеющей к формальной сути задачи информацией. Например, вместо "на склад поступило 100 кг ягод с содержанием влаги 99%, через год содержание влаги уменьшилось до 98%". Полужирным выделено то, чего в задачах по математике быть не должно, потому что это частное.
-- преподавание естественно-научных жисциплин должно полностью опираться на решении задач. Все остальное подчинено этому. Ученику, решающему задачи, но молчащему у доски, должно отдаваться предпочтение перед болтуном, не решающим задач. Если ученик будет решать задачи, это значит, что он знает и понимает теорию.
-- химия и физика -- половина времени должны занимать лабораторные и практические занятия. 
-- на каждом уроке, когда учитель проверяет подготовку учеников, минимум шесть должно писать малые контрольные работы и четверо ответить у доски.
-- зачетные контрольные работы должны занимать по времени не менее двух уроков и иметь соответствующую сложность.
-- то же относится к сочинениям и изложениям.
-- по русскому каждую неделю должны писать малый диктант, каждые две -- полный.
-- домашнее задание должно максимально включать упражнения и решение задач. Оно должно быть врекмяотнимающим.
-- от 15 до 30% материала по гуманитарным предметам должно изучаться самостоятельно в рамках домашней работы.
-- определенную часть тем по гуманитарным предметам в старших классах должны готовить и докладывать классу ученики, а учитель должен проверить конспект доклада.
-- общественно-политической работой в школе должны заниматься специально назначенные для этого преподаватели. Наиболее приемлемый вариант -- трудовики, военруки и физруки.
-- трудовое воспитание, ориентированное на какое-нибудь рукоделие или слесарничество, должно присутствовать с первого класса по последний и входить в аттестат.
-- в стенах учебного заведения должны быть запрещены любые каналы информационной связи с внешним миром, отличные от тех, которые предоставляет учебное заведение в образовательных целях. В том числе и мобильная связь. Только контролируемый доступ в интернет с контролируемых рабочих мест. Как говорится, зашел в шкулу или институт -- оставил мобилу/планешт/ноут за порогом.
-- контроль посещаемости занятий обязателен.
-- никакого факультативного посещения базовых предметов.
-- вступительные экзамены обязательны. Аттестат учитывается только при равных полупроходных баллах, полученных на вступительном экзамене.
-- программа первого курса должна быть объемной и насыщенной настолько, чтобы поступивший случайно или с неафишируемой помощью, отсеялся на первой сессии.

И главное -- борьба с коррупцией не должна касаться ни экзаменационного, ни учебного  процесса. Экзамены вузам, коррупция угрозыску. Как говорится, административные задачи должны решаться административными методами, а технические -- техническими.  Замена одних другими не допускается.
Отредактировано: adolfus - 02 июл 2015 11:17:39
  • +0.04 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
04 июл 2015 19:03:56

Спасибо! В основном очень дельные мысли.
Несогласие хочется выразить относительно выделенного курсивом. Напротив, в школьной математике, особенно в младших и средних классах, таких задач должно быть больше. (Когда в школе была арифметика, их было намного больше.) Именно на таких задачах ученик начинает понимать, что готовые алгоритмы -- тупик, что необходимо научиться отделять второстепенное от главного. Естественно навыки приходят только в результате практической деятельности. Улыбающийся
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
06 июл 2015 11:42:50

Если бы угрозыск решал проблему коррупции, это было бы прекрасно. А так это утопия.
Кроме того, угрозыск - это постфактум, реакция на преступление. А есть еще и префактум - профилактика преступления. Что из этого лучше, полагаю, очевидно -  в одном случае преступление совершено, а в другом нет.
А ликвидация среды, которая не просто способствует появлению коррупции, а практически пестует ее - еще более действенный метод, чем профилактика преступлений.
ЕГЭ такую среду ликвидирует.
Но всё это не так интересно, как другой вопрос - а зачем экзамены ВУЗам (точнее так: зачем экзамены - ВУЗам?)? Можете раскрыть этот устоявшийся (и устаревший) стереотип максимально подробно? Заранее спасибо.
П.С. На всякий случай:
если Вы захотите  оправдать позицию "экзамены в ВУЗы отдать ВУЗам" тем, что таким образом будет достигнут следующий результат - "в ВУЗы попадут лучшие", то я Вас сразу предупреждаю, что это, во-первых, не так, а во-вторых, именно этот результат (в ВУЗы попадут лучшие) как раз решается ЕГЭ.
  • -0.01 / 4
  • АУ
 
 
  adolfus ( Слушатель )
07 июл 2015 02:28:21

Я Вас понял. Тем не менее, адмистративные проблемы нельзя решать техническими средствами, как, впрочем, и наоборот -- технические -- административными. Это не просто факт -- это закон. И он всегда, везде и во всем соблюдается. Это просто кажется, что коррупцию или методологические проблемы в образовании можно решить, изменив программу и форму. Никогда. И практика это подтверждает. На самом деле в образовании существует стандартное противоречие, суть которого в примитивном рассмотрении сводится к следующему: существует набор образовательных форм А, который дает неплохой результат на выходе в отношении знаний и навыков, но сопровождается определенным уровнем коррупции. Есть другой набор форм Б, который дает великолепный  результат на выходе в отношении знаний и навыков, но сопровождается высоким уровнем не только коррупции, но , возможно, даже и хуже. чем коррупция. Есть также и третий набор форм, который дает так себе посредственный результат, но при этом коррупция низка, а более тяжелые штучки отсутствуют как класс. Одним словом, улучшение одного качества приводеит к деградации второго и наоборот.
Самым тупым в этой ситуации было бы искать компромисс. Вообще, поиск компромиссов никогда никаких проблем не решает, разве что их маскирует, после чего они вылезают кратно усилившимися спустя некотороое время. В мире временщиков это самы нормальный вариант, но если мы планируем на поколения вперед, этот губительно.
Стандартное решение есть и оно элементарно -- выбрать самый важный фактор и его максимизировать насколько это можно. После этого решать проблему вторичного, ни на йоту не понижая первичный, даже если его понижение на процент даст по второму параметру выигрыш в тысячи. Это главное ограничительное правило и насколько более жестко оно ему будут следовать, настолько более эффективно будет найденное решение по вторичному фактору.
В отношении образования это правило приводит к следующему:
1) в качестве главного фактора выбиарется качество образования.
2) строиться програма и форма обучения, максимально полно реализующая главный фактор без оглядки на вторичные, и жестко фиксируется, насмотря ни на какие следствия. Пусть даже все завалят тесты/экзамены. Через год-другой кто-то, да прорвется через барьеры, кторые отфильтровывают именно тех, кто нужен. 
3) Вторичные вопросы решаются не трогая первичных. Это совершенно не сложно. Кстати, одним из главны шагов для решения вторичных проблем является запрещение любого рода репетиторства. Этот вид бизнеса страшнее, чем торговля наркотиками.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
07 июл 2015 09:56:49

У Вас в посту слишком много утверждений, ничем пока не подтвержденных (слово "пока" я написал из вежливости). Но остановлюсь только на последней фразе. Можете ее обосновать? У репетитора один ученик, у школьного учителя - тридцать. За один и тот же период времени (например - академический час) при прочих равных ученик репетитора получит больше знаний (более глубокие, более обширные, более качественные), чем ученик в классе из тридцати человек. Чем это плохо?
  • -0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  adolfus ( Слушатель )
07 июл 2015 22:19:30

С чего Вы взяли, что больше? Какая разница, сколько человек слушает учителя, один или сто. Проблема в учениках. Никто среди моих друзей, сослуживцев и хороших знакомых не нанимал каких-либо репетировов, чтобы поступить, и дети их поступали исключительно самостоятельно. Я еще допускаю репетиторство по иностранному языку, как тренировку, но по остальным предметам -- это полная ерунда. Конечно, можно ребенку помочь там разобрать олимпиадную задачку, с которой он не справился, или реально подсказать по решению задач физбоя -- это да, но чтобы вдалбливать в башку тем,  у кого вложенное моментально замещается айфонами и тачками -- это нужно только репетиторам. Репетитор вытаскивает тех, кого вытаскивать не следует. И он это отлично знает, но бабки, бабки, бабки. Бабки застят разум. А потом этот репетитор долбится с тем студентом, который без репетиторства никогда бы не поступил, и добивается его отчисления на первой сессии.
Насчет более глубоких знаний, вложенных репетитором. Это одно из распространенных заблуждений. Глубина знаний по таким предметам, как математика, физика и химия достигается исключительно решением задач и прямым непосредственным интеремом к дисциплине. Репетитору тут вообще делать нечего. Если ученик не решает уверенно комплекта обязательных задач без внешней помощи, ему нечего делать в вузе, где эти предметы являются профильными. Решение задач вообще не требует никаких репетиторов. Задачник, голова и задница -- вот три источника и три составные части глубоких знаний. По мере необходимости повторяется -- подчеркну -- именно повторяется, усвоенный ранее общетеоретический материал. Это материал в достаточной степени изложен в учебнике и его усвоение ни в каком репетиторстве не нуждается.
Репетитор может предоставить для процесса только задачник. Унаследованную от родитеелй голову и сформированную родителями задницу он не починит и не заменит. Но если задачники доступны, зачем тогда репетитор?
Если ученик будет проводить за решением задач хотя бы по часу в день на предмет, который будет для него профильным, итого по 7 часов в неделю, не считая обычных домашних занятий, никаких репетиторов не потребуется.

.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
08 июл 2015 12:58:37

А это не так? (извините что отвечаю вопросом на вопрос).
Вообще-то, когда я задал вопрос про репетиторство (на который Вы, к сожалению, не ответили), я хотел просто сместить акценты в этой Ваше фразе:
Цитата: ЦитатаКстати, одним из главны шагов для решения вторичных проблем является запрещение любого рода репетиторства. Этот вид бизнеса страшнее, чем торговля наркотиками.

с проблемы репетиторства (если она есть) на проблему низкого уровня школьного образования.
 
Репетиторство потому и возникло, что школа (средняя) не дает того уровня знаний, который должна давать и который требуют большинство ВУЗов от абитуриентов. Некоторые ВУЗы выходят за рамки школьной программы и требует большего объема знаний на вступительных экзаменах. В данном случае, как Вы и сказали, есть два решения проблемы - репетиторы и самообучение. Только самообучение может быть безсистемным, а репетитор (наставник, учитель, преподователь, сенсей, етсетра) упорядочивает его. В результате выигрывается время, а для выпускника школы это очень важно - не набрав необходимых знаний он может не поступить в ВУЗ в год окончания школы, рискуя, тем самым, не поступить в ВУЗ никогда.
 
Резюме - надо не запрещать репетиторство, а поднимать уровень школьного образования.
 
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
  mr_ttt ( Слушатель )
14 июл 2015 00:11:41


И какой смысл тратить драгоценное учебное время на никому не нужные сейчас занятия? Кому нужно рукоделие? Сколько слесарей в народном хозяйстве?

Лучше бы изучали что то поднимающее культуру. Серьезно изобразительное исскуство или музыку скажем.

Практические занятия в физике? Каждому яблоко на голову или синхрофазотрон в классе?

Люди совершившие крупнейшие открытия в современной физике - от Эйнштейна до Хокинга молотка в руках никогда не держали.

Вот ваше предложение сделать упор на решение задач мне нравится - полностью приветствую.

Как раз в этом фишка анти-ЕГЭ истерии. Как так учить что люди задачу по курсу решить не могут? Признать что учителя не могут научить - нельзя, виноват значит ЕГЭ.

"Надо на зеркало пенять, коли.."Улыбающийся
  • +0.00 / 0
  • АУ