Государство и порядок по-японски
Кадзусигэ КобаясиДокторант факультета международных отношений Женевского высшего института международных исследований и развития
8 июля 1853 года в Токийском заливе неожиданно появилась эскадра кораблей ВМС США. Ее коммодор Мэтью Кэбрейт Перри решительно потребовал от Японии положить конец изоляционистскому курсу и установить дипломатические отношения с США. В то время Япония стояла перед выбором: превратиться в колонию Запада или стать полноценной империей, существующей на равных со странами Запада. Япония выбрала последнее, курс был резко изменен, и страна последовала по пути создания империи. Однако такая открытость Японии была лишь проявлением более широкой тенденции, определявшей японскую государственность с момента ее зарождения. На становление истории Японии как островного государства всегда оказывали решающее влияние идеи внешнего мира. В начале 2000-х годов после двух десятилетий спада в стране с новой силой разгорелся спор о будущем японской государственности. Великое восточно-японское землетрясение 2011 года вновь заставило японцев задуматься о переосмыслении своего будущего. Используя инструментарий анализа школы мысли, данная статья сравнивает и сопоставляет различные точки зрения на государственность и порядок, которые превалируют в Японии с 2000 года.
[1]Каковы меняющиеся источники суверенитета и национальной мощи/власти?
После окончания холодной войны представления в Японии о суверенитете и международной власти отличает значительный разброс мнений.
[2] В этом разделе рассматриваются отличающиеся друг от друга взгляды шести лидеров общественного мнения, отражающие широкий спектр существующих точек зрения.
[3] Как показано на рис.1, эти представления можно отделить друг от друга с помощью двух аналитических осей.
(I) АспирационистыПервую группу единомышленников о будущем Японии можно условно назвать «аспирационистами», поскольку они выступают за более активную роль Японии в регионе и за его пределами. Во-первых, они утверждают, что положение страны должно определяться ее вкладом в развитие международного сообщества. Таким образом, принятие либеральных ценностей и других норм, продвигаемых преимущественно Западом, приводится в качестве необходимого условия для признания государства полностью суверенным. В этом смысле, государственный суверенитет базируется внутри страны на воле народа, а внешне – на тесной интеграции в международное сообщество, ориентированное на Запад.
Во-вторых, аспирационисты делают основной упор на лидерство Японии на международной арене. По их мнению, материальная мощь – важнейшие условие, позволяющее претендовать на рост национального престижа и международного признания. Уникальность этой школы мысли заключается в принятии западных ценностей/идей в качестве инструмента для повышения рейтинга Японии на международной арене.
В этой связи представляется весьма показательным, что и Дз. Коидзуми, и С. Абэ нанесли официальные визиты в храм Ясукуни, в котором поклоняются душам воинов, погибших за Японию и императора. Подобные взгляды особенно рьяно отстаивали реформаторы эпохи Мэйдзи, которые приняли западный примат в качестве «правила игры» и утверждали, что Западу можно противостоять только западными методами....
Ссылка