о зерне, шахматах, Персии ... и по случаю воскресенья
Цитата: Senya от 17.07.2015 17:26:27К ряду прошлых разговоров (глаз за знакомое имя сразу зацепился):
Цитата: DeC от 17.07.2015 16:43:50Louis Dreyfus купила зерновой терминал на Юге России
17.07.2015 17:08
Глобальная агропромышленная группа Louis Dreyfus объявила о покупке в Ростовской области России строящегося зернового терминала за $300 млн.
Российская дочерняя компания Louis Dreyfus – ООО "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток" – один из лидеров зернового рынка России, ежегодно поставляя за рубеж от 1,5 до 3 млн тонн зерна.
Louis Dreyfus также владеет в России элеваторной сетью – ООО "Русская элеваторная компания", 2 из 9-ти элеваторов которой расположены в Ростовской области.
Источник
и про
Цитата: Senya от 17.07.2015 16:08:01Я тоже не знал, но по общему смыслу сразу понял
Решил проверить
Посох этот должен достигать дна ферджи женщины и полностью заполнять ее во всех ее частях
http://gorchev.lib.r…ava_1.html
по манипулирую доверчивыми читателями
сначала общеизвестная история возникновения шахмат
В
трактате Аль-Бируни приводится легенда о возникновении шахмат. Якобы
их придумал некий брамин и предложил сыграть в них царю. Царь был в восторге от новой игры и захотел наградить брамина. "Проси все, что хочешь!" - сказал он. И брамин попросил выдать ему зерна: на первую клетку шахматной доски положить 1 зернышко, а на каждую последующую класть зерен в два раза больше, чем на предыдущую. Т.е. на вторую - 2, на третью - 4 и т.д. Царь сначала согласился на это условие. Но вскоре оказалось, что всего зерна в его стране не хватит, чтобы заполнить всю доску.
Бают, что если посчитать количество зерен по формуле, то окажется, что всего мирового урожая зерна, собранного за всю историю человечества для этого не хватит...
Древний вариант шахмат назывался "чатуранга", что в переводе с санскрита обозначает "четыре подразделения войска".
Игра велась на доске 8х8 клеточек, только
они были одноцветными, деление на черные и белые появилось гораздо позже в Европе.
Словом Чатуранга (Sanskrit: चतुरङ्ग;
caturaṅga), именовался строй войска в древнеиндийском эпосе "Махабхарата", сложившемся примерно в VI - V вв. до н.э. и записанном на санскрите в первые века нашего летоисчисления. Перенос названия на игру говорит о том, что игра предназначалась кшатриям и первоначально в Индии в неё играл узкий круг людей.
Слово Чатуранга состоит из двух частей: это "чатур", означающее "четыре", и "анга", означавшее рода войск. Четыре основных рода войск (колесницы, конница, боевые слоны и пехота) древнеиндийской армии существовали в единстве, поэтому и слово Чатуранга - это название всей индийской армии.
В это время сложились уже все знакомые нам фигуры. Главное отличие было в том, что
в игре участвовало не два игрока, а четыре, каждый из которых выстраивал свои "войска" в углу доски: пехоту, конницу, боевых слонов и колесницы. Войско возглавлял раджа - индийский король. Фигуры были четырех цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Какой фигурой ходить, определялось с помощью игрального кубика (
пешка - 1, конь -2, ладья - 3, слон - 4, ферзь - 5, король - 6).
Четверные игры осуществлялись
по принципу парных игр, когда два союзника противостоят двум другим. Из парной игры для четырёх участников Чатуранга естественным способом трансформировалась в шахматные игры для двух человек.
Только такая трансформация объясняет
дублирование фигур, символизирующих древнеиндийские рода войск. Дублирование фигур сопровождается симметричными построениями на доске, при этом один из правителей союзного войска понижается в звании, но его место на аштападе соответствует постановке "второго раджи" (в последующем - ферзя). Если название первого раджи в других шахматных играх соответствует названию правителя (шах,король и т.д.), то есть перевод соответствует значению, то название "второго раджи " трактуется как подчинённая. Фарзин (персидский, таджикский, узбекский), фирзан или фарзин (арабский), монтри (бенгальский), ситки (бирманский- в Мьянме), мет (в таиландском макруке), мандарин (в китайских сянци). У этой непарной фигуры во всех шахматных играх (за исключением международных) снижено игровое значение и ограничен ход - только по диагонали на одну клетку. Усложнение четверных игр на клеточной доске происходило в Древней Индии разными путями. Один из них привел к появлению игры "чупур” (экстенсивный путь). Другой путь был был связан не столько с усложнением и расширением доски, сколько с изменением правил ходов фишек и более сложным использованием игрового пространства (интенсивный путь). Сначала появились фишки, отличающиеся по направлениям движения на доске от фишек других игроков (игра Тааям). В последующем появилась игра, в которой направление и длина хода каждой фишки были установлены твердо до начала игры, поэтому они приобрели качество фигур. С помощью игральных костей стал определяться выбор фигуры (с заданной длиной хода), которой следовало ходить в данный момент.
Произошла смена акцентов в правилах-
с одного: "Хожу фишкой, длина хода которой определена игральной костью (значения - 1; 2; 3; 4), но выбираю фишку для хода сам"- на другой: " Хожу одной из фишек ( длина хода за которой закреплена в одном из значений - 1, 2, 3, 4), на которую указывает игральная кость (значения - 1; 2; 3; 4)".
Казалось бы, нет особой разницы, так как длина хода всё равно определяется костями. Но смена акцентов в правилах игры нардового типа привела:
1. к усложнению игры, хотя бы в связи с отходом от привычного шаблона;
2. к появлению игровых фигур (неоднородность функций ведёт к внешним различиям);3. к смене целей игры (раньше - идти к определённой точке, по пути сбивая фишки соперников, теперь - играть на истребление сил противника).
Ход определяется игральными костями (но это не кубик, на котором очки от 1 до 6).
Применялась древняя методика бросания костей для определения четырёх значений очков - от единицы до четырёх.Эти четыре значения были сопоставлены с четырьмя древними родами войск, такими как: боевые колесницы, слоны, конница, пехота.
При выпадении одного очка совершает движение одна из пешек (пайда) или военночальник (сенапати) — в последующем шах.
При выпадении двух очков совершает движение ратха (колесница=ладья).
При выпадении трёх очков совершает движение ашва (конь).
При выпадении четырёх очков совершает движение хасти (или фил=слон).
Из Индии шахматы были завезены в соседние страны: в Китае эта игра стала называться сянци, в Японии - сёги, в Таиланде - макрук. А персы и, вслед за ними, арабы называли эту игру шатрандж. Персы несколько изменили правила, и шахматы уже стали больше похожи на шахматы. От игральных кубиков отказались. Вместо четырех игроков стало играть двое, используя двойной комплект фигур. Так как из-за этого получилось два раджи (в Персии его стали называть "шах", как своего правителя), то одного из них несколько "понизили в звании" и второй ражда стал ферзем.
Ферзь был очень слабой фигурой. Он мог ходить только по диагоналям и только на одну клетку. Персы же ввели правило, что игра длиться до тех пор, пока не поставят мат королю. Если слово "шахматы" перевести с языка персов, то получится "шах умер".
Из Персии эта игра в 9 веке пришла в Европу, где ее правила потихоньку менялись, пока не стали такими, как мы привыкли сейчас. Но в Россию первоначальный вариант игры попал не из Европы, а через Среднюю Азию, предположительно, от таджиков. Поэтому в названии русских шахматных фигур сохранился дословный перевод с арабского или персидского языка. А лишь потом, в 11 веке, европейские шахматные правила дошли до Руси.
Именно из-за этого многие фигуры получили двойное название - одно из старых русских шахмат, второе - из европейских.
и вот тут начались манипуляции ...
Пешка Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат".
В других европейских. языках перевод названия этой фигуры тот же самый. А вот в Германии название пешки "вauer" значит не солдат, а "крестьянин".
Конь В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Но во многих европейских языках шахматного коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь - это сavalier (кавалер), в Англии - knight (рыцарь).
А вот в других языках "человеческая составляющая" из этой фигуры пропала. У нас она называется просто "конь". А, например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как "прыгун", "скакун".
СлонВ древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон".
Но в Европе название никому неведомого животного "слона" (по персидски "фил") превратилось в "шута" ("фул"). В древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шляпе с бубенчиками. До сих пор во Франции "слон" называется fou (фу), т.е. шут.
Позже в разных странах эта особа, приближенная к королю, получила более почетные звания: епископ (bishop) - в Англии, прежде чем стать Епископом, эта фигура была Лучником. Это также является неправильным переводом персидского названия слона - alfil (archer - лучник в англ), бегун (Läufer) - в Германии, гонец (goniec) - в Польше, стрелок (střelec) - в Чехии, охотник (lovec)- в Словении и Хорватии, офицер - в Болгарии и Греции, в Италии - знаменосец. И у нас до революции эту фигуру тоже принято было называть "офицер". Только потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом), а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера).
ЛадьяВ индийской игре ладья - это боевая колесница (ратхи). Изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. Та самая Птица Рух из сказок "Тысячи и одной ночи". И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси эту птицу приняли за стилизованное носовое украшение древнерусского судна - ладьи. Отсюда фигура получила свое имя. На русском шахматная ладья тоже звучит странно, ибо корабль не может с такой скоростью и мощью носиться по волнам, как это делает колесница в бою.
А внешний вид и другое название этой фигуры - тура, - пришло к нам из Европы. По французски оно означает "башня" (tour). Так же французы называют и шахматную фигуру. Практически во всех европейских языках ее название имеет смысл "осадная башня", "укрепление": скала (rook) - на английском; башня (Turm) - на немецком; вежа, башня (wieża) - на польском.
Почему же европейцы индийскую колесницу назвали башней? Это произошло из-за того, что персидское слово "рух" испанцы, которые первые встретились с шахматами, восприняли как "rocco". Так у них называли осадные башни. Поэтому и изображать эти шахматные фигуры стали не в виде птиц или колесниц, а в виде башенок. В результате получилась некая бегающая скоростная крепость.
КорольШахматный король во всех языках обозначает верховного правителя.
В Англии - кing, в Герании - König, во Франции - roi, в Болгарии - Цар.
ФерзьСлово "ферзь" в русский язык пришло из персидского. Есть несколько предположений, что именно оно значит. Возможно "ферзь" - это farzana (мудрец, советник), возможно ferz - "полководец" или "визирь" (первый министр), по одной из них это слово происходит от того же ferz, заимствованного во французский язык, где слово постепенно трансформировалось во фр. vierge — «девственница, дева».
В Европе в 15 веке "визирь" превратился в "королеву". Эта весьма слабая фигура теперь получила новые возможности - ходить бывший ферзь мог уже не по одной клеточке по диагонали, а по всем линиям и диагоналям на любое расстояние. Многие историки шахмат связывают это с ролью в жизни Европы могущественной королевы Изабеллы Кастильской.
Практически во всех языках ферзь стал называться королевой или дамой. Во Франции и Германии - Dame, В Италии - Donna, в Англии - Queen, в Болгарии - Царица, В Македонии - Кралица. Любопытно, что только в Польше появилось собственное название для ферзя - гетман (hetman).
Из Европы и пришло к нам наше разговорное название для ферзя: "королева". Что интересно, независимо от шахмат, фигура с ходом ферзя появилась в средневековых вариантах сёги на больших досках (в частности, в XIV веке в тю сёги), где она называется «бегающий король».
где манипуляция и при чём тут фердж?
по характеру вооружения, по структуре подразделений."Наследственные" войска (маула)
состояли в основном из кшатриев (кшатрия - одна из двух высших варн в Др. Индии). Эти воины были наиболее квалифицированной частью войска, так как происходили из среды воинов, так как их с детства воспитывали в соответствии с предназначением к военному делу и ратной службе. Они имели лучшие навыки владения оружием и лучшую психологическую подготовку.(Дхарма рождённого в сословии воинов состояла в том, чтобы сражаться, невзирая ни на какие обстоятельства, и даже вопреки своему желанию.) Кроме того, эти воины были связаны между собой этнической принадлежностью и родо-племенными узами. "Наследственные" войска были самыми надёжными и преданными при отражении внеших угроз государству.
"Ополченческие" войска (шрени)
состояли из городских ремесленников, представителей индийских общин, то есть они не были профессиональными воинами. Ополчение привлекалось для службы в пехоте. При защите родных мест от вторжения эти войска отличались сплочённостью и надёжностью, однако у них не было навыков для длительной походной службы. Контингенты ополчения нельзя было надолго отрывать от повседневной деятельности, однако именно они несли основные тяготы войны. Идея использования "ополченческих" войск в виде пехоты использована в игре Чатуранга в виде ряда пешек. Д.И. Саргин, анализируя русское слово "шеренга", пришёл к выводу, что смысл этого слова взят из расположения шахматных пешек в линию (шрени-анга) из древнеиндийской Чатуранги, что слово имеет индийско-персидское происхождение. Д.И. Саргин в своей книге воскликнул:
"Всего одно слово, но оно даёт нам право утверждать, что мы не только знали шахматы ещё в виде шатранджа, но что мы знали их раньше арабов!"
"Союзные" войска (митра)
Контингенты и подразделения, предоставляемые союзными государствами. В военном деле могли иметь разный уровень боевой подготовки (возможно высокий), но по надёжности и воодушевлению в бою уступали перечисленным выше.
Идея "союзных" войск использована в игре Чатуранга. Чатуранга была парной игрой. В комплект этой игры входило по 16 фигур одного цвета для одной пары игроков и 16 другого цвета. Об этом свидетельствует анализ трактата Бируни "Индия" и Книги о шахматах (Матикан-и-Чатранг), где упоминаются фигуры: шестнадцать штук из изумруда и шестнадцать штук из красного яхонта. Один игрок имел 8 фигур, а для союзников комплект фигур удваивался.
"Наёмные" войска (бхрита)
состояли из профессиональных воинов со случайным происхождением или чужеземцев. Эти войска зависели от получаемого жалованья, по профессиональному уровню не уступали наследственным войскам. Индийские раджи могли положиться на них в случае междоусобиц и войне с противником, который не смог бы их подкупить.
"Перешедшие от врага" войска (амитра)
войска перешедшие от противника вследствие его военных неудач. Самые ненадёжные, склонные к грабежам не только на территории противника, но и на своей.
Идея войск амитра используется в японской шахматной игре сёги, что делает игру уникальной. В сёги убитая фигура не просто снимается с доски, а переходит в резерв того, кто ее взял, и он может в дальнейшем поставить ее на доску как свою.
"Лесные" войска (атави)
отряды ополченцев, чьи племена проживали в труднопроходимых джунглях и часто находились в зависимости от государственной власти только номинально. Лесные отряды оказывали важные услуги для основной части армии в качестве проводников, разведчиков, для партизанских вылазок на территорию противника.По источникам формирования:Чатуранга была парной игрой. В комплект этой игры входило по 16 фигур одного цвета для одной пары игроков и 16 другого цвета. Об этом свидетельствует анализ
трактата Бируни "Индия" и Книги о шахматах (
Матикан-и-Чатранг), где упоминаются фигуры: шестнадцать штук из изумруда и шестнадцать штук из красного яхонта.
По характеру вооружения древнеиндийская армия делилась на четыре рода войск и по этому признаку называлась "четырёхчленной" (чатуранга).
Вот эти четыре рода войск:
Боевые слоны
Индийцы были первыми, кто научился приручать слонов (индийские слоны лучше поддаются дрессировке, чем африканские). Слоны рано стали использоваться не только как транспортное средство, но и в качестве боевого животного. На бивни слона одевались острые железные наконечники. На спине слона размещали погонщика и до четырёх воинов, вооружённых стрелами и копьями. Слоны применялись для прорыва рядов противника, для наведения паники. Кроме того, на слонах устанавливались катапульты. В 14-ом веке арабский путешественник Ибн Баттута наблюдал их необычное мирное применение: "На некоторых слонах были установлены катапульты, и, когда султан приближался к городу, они стали стрелять золотыми и серебряными монетами". В древней Индии слоны стали основой боевой мощи армии. Даже в современной Индии военные парады сопровождаются шествием церемониальных слонов.
Конница
Конница была древним родом войск, но высокими боевыми качествами, по-видимому не отличалась. Причина этого связана с жарким и влажным климатом, который неблагоприятен для развития коневодства и земледельческого использования лошадей. Коней приходилсь покупать в Иране и Средней Азии, поэтому в Индии они стоили дорого. Об этом упоминал в своих путевых записках "Хождение за три моря" русский купец Афанасий Никитин, совершивший в 1466-1472 годах путешествие по странам Востока и прошедший всю Южную Индию.
Боевые колесницы-
ратха оставались по традиции в составе индийской армии в течение всего периода древности. Изначально - это аритократический род войск (по тем же причинам, что и конница). Первые колесницы были двухколёсными, запряжёнными парой коней, с одним возницей и одним воином. Позднее появились четырёхколёсные тяжёлые колесницы, запряжённые четвёркой. Эпические герои почти всегда сражались на колесницах. Например, в поединке Бхишмы и Шалвы из "Махабхараты". Битвы между немногочисленными войсками противников решались в схватках между выдающимися колесничными воинами -"махаратхинами". Применение боевых колесниц было эффективнее всего на равнинной открытой местности при благоприятных погодных условиях. Значение этого рода войск упало в связи с его зависимостью от местности и погодных условий.
Пехота
была самым многочисленным родом войск. Индийская пехота в отличие от римских легионов и македонских фаланг играла иную роль в военных действиях. При сражениях она выступала во взаимодействии с боевыми слонами и колесницами. Как самостоятельная сила применялась для обороны или захвата крепостей, а также при неблагоприятных для других родов войск погодных условиях.
Боевые суда (флот) Структура подразделений:
Патти
Низшее подразделение древнеиндийского войска, в состав которого входило несколько боевых единиц: один слон (с погонщиком и 3 - 4 воинами в зависимости от величины слона) , одна колесница (с одним возницей и 1-3 воинами) , конница (3 всадника) и пять пеших воинов. Кроме чисто военного состава патти, по-видимому, нуждалась в ремонтных рабочих, журажирах и обозной прислуге. Идея "патти" вошла в игру Чатуранга в виде восьми фигурок одного игрока: слон (хасти, фил), конь (асп, ашва), колесница (рукх, ратха), пять пеших воинов в виде 4-ёх пешек (пайда, падати) и 1-го военночальника сенапати (раджа, бадшах, шах)
Сенамукха, гульма, гана, вахини, притана, чаму, аникини
В данном перечне каждое последующее подразделение втрое больше предыдущего. Такая струтура описана в "Махабхарате". Крупнейшее подразделение
акшаухини состояло из десяти аникини.
историческая цепочка, ведущую к Чатуранге:
Сначала —древние игры с бросанием костей (ракушек, палочек, зёрен), затем — игры на клеточных досках (игра из города Ур (Иран), датируемая 3-м тысячелетием до н. э.; египетская игра сенат)
— спиральные игры нардового типа (игра на змее из Др. Египта) —индийские и ланкийские четверные игры — игра
Тааям (Шри-Ланка) —
Аштапада(королевская тааям) — Чатуранга.