Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,193,188 8,334
 

  Вергелес Сергей ( Слушатель )
21 июл 2015 02:28:58

Поступление в МФТИ

новая дискуссия Дискуссия  1.158

Закончил принимать абитуриентов на ФОПФ МФТИ.

Некоторые комментарии, которые хочется оставить здесь. 

1. Абитуриенты поступают, имея некоторое количество баллов из 300. Или без вступительных испытаний - БВИ. Система набора баллов довольно замысловатая. Исходно, 300 баллов = 100 баллов по ЕГЭ физике, математике и русскому языку. 

Но, есть ещё олимпиады. Олимпиады делятся на всероссийские (эта система олимпиад была ещё в СССР). И на университетские. Это то, что выросло из исходно вступительных экзаменов в вузы. Сейчас есть система РСОШ, которая объединяет в единую зачётную систему университетские олимпиады. Каждой олимпиаде присваивается уровень -- 1-й, 2-й или 3-й (убывание значимости). На каждой олимпиаде можно стать призёром 1-й, 2-й или 3-й степени (убывание значимости).

В МФТИ профильный предмет -- физика. Если школьник получает 1ю степень в олимпиаде РСОШ по физике 1-го уровня, то он получает БВИ. Если он получает 2-ю ли 3-ю степень в олимпиаде РСОШ по физике 1-го уровня, то ему засчитывается 100 баллов по ЕГЭ физике. Если он призёр любой степени олимпиады РСОШ по математике 1-го уровня, то он получает 100 баллов по ЕГЭ математики. Таких школьников очень много. Проблема в том, что чтобы стать призёром 3-й степени, надо стандартно решить всего половину задач. Это очень мало, соответствует баллам 70-80 по ЕГЭ.

Если школьник является призёром начиная с 9-го класса в федеральном уровне всероссийской олимпиады по физике или астрономии, то он имеет БВИ. Таких школьников относительно мало. Тут почти все ребята очень сильные.

Кроме того, можно заработать ещё 10 баллов за индивидуальные достижения (типа золотая медаль), так что у некоторых без БВИ получается 310 баллов из 300. 

На ФОПФ получился проходной балл где-то 288.

2. По результатам прошедшего года выясняется, что первокуры, поступившие по ЕГЭ, учатся в среднем лучше, чем первокуры, поступившие по олимпиадам.

Такие дела -- ЕГЭ далеко не самая большая проблема ... 
Отредактировано: Вергелес Сергей - 21 июл 2015 02:33:23
  • +0.07 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (33)
 
 
  Юpий ( Слушатель )
21 июл 2015 15:11:22
Сообщение удалено
Юpий
24 апр 2022 18:29:22
Отредактировано: Юpий - 24 апр 2022 18:29:22

  • +0.05
 
 
  Удаленный пользователь
21 июл 2015 16:19:32

Это с чего? Если "дебильные" части те, что выкладывает Миклухо, то основательно подзабыв школьный курс я 9 из 10 в уме решил за 2 минуты, 1 прошлось на листочке расписать - тоже минуты 2 максимум. То есть способный на штурм не "дебильной" части может (и должен) пройти "дебильную" просто в качестве разминки.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
  Юpий ( Слушатель )
21 июл 2015 17:31:15
Сообщение удалено
Юpий
24 апр 2022 18:29:20
Отредактировано: Юpий - 24 апр 2022 18:29:20

  • +0.03
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
21 июл 2015 18:55:01

Не развлекался, а проверял помню ли я еще школьный материал. Не выбирал, а решал весь выложенный кусок. Насчет меряния - это даже не смешно. Будучи выпускником, я мог решить гораздо больший объем и гораздо быстрее, чем делаю это сейчас. Если Вы не понимаете того, что за 15-20 лет человек не связанный напрямую с предметом, как правило теряет, а не приобретает навыки, то я очень сомневаюсь что Вы реально преподаватель.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
22 июл 2015 00:14:37
Сообщение удалено
Миклухо
26 июл 2015 14:54:49
Отредактировано: Миклухо - 26 июл 2015 14:54:49

  • +0.02
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
22 июл 2015 02:48:06

Так физика забывается гораздо быстрее. Думаю, математику я бы и сейчас сдал на хороший балл. А вот насчет физики не поручусь, хотя в табеле у меня по физике "отлично", а по алгебре только "хорошо".
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
22 июл 2015 07:06:52

Напомню, что профильный-2015 по математике -- на 95% копия с ЕГЭ-2014-2012. Этот экзамен рассчитан на всю массу детей, в т.ч. неучей. Его первая часть и рассчитана на неучей.
Экзамен по физике рассчитан на верхний слой в 22% -- он труднее по определению, соответственно его первые части потребуют существенно больше времени, чем первая часть по математике.
  • +0.05 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
22 июл 2015 12:00:41

Ладно. Давайте сюда физику. Вечерком взгляну о чем плач стоит.  Может присоединюсь к стенаниям Думающий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
22 июл 2015 12:13:27

Это вряд ли.(ц)
Физику очень сильно облегчили.
43,4% дошкольников справились с ЕГЭ по физике.
Тем не менее прежний вывод в силе: "он труднее по определению, соответственно его первые части потребуют существенно больше времени, чем первая часть по математике."

Держите: http://4ege.ru/materials_podgotovka/50782-kimy-s-dosrochnogo-ege-2015.html
  • +0.04 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
28 июл 2015 18:54:36

Извиняюсь за задержку.
Дисклеймер. Физика абсолютно не относится к моей работе, так что со второго курса института (лет так 20 прошло) сочетания "идеальный газ" или "внутреннее сопротивление источника" не слышал, не встречал, не употреблял. Так что подзабыл предмет в значительной степени, так что 2 часть штурмовать не стал - завалил бы, но просто пробежав задания глазами, думаю, решил бы и сейчас, без подготовки, от трети до половины.
А вот первую часть прорешал. 24 задания за 22 минуты. Ожидаемый результат 20-22 правильных из 24. Сложнее всего дались те самые газы, но вроде повспоминал что куда. Согласен накинуть на мандраж и ответственность момента вдвое. То есть максимум 45 минут на первую часть. Без нацеленной тренировки и после 20 летней паузы на хорошо подзабыть. То есть на 2 часть у ученика есть около 3 часов. Исключительно по моему мнению, конечно.

PS Думаю, после краткого вспоминания (1-2 час в день в течении недели), вполне бы сдал ЕГЭ полностью.
ЗЫЫ ИМХО объем ~ на 3 классных часа +1 на перепроверку и неторопливое заполнение. 
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
28 июл 2015 21:53:56
Сообщение удалено
Миклухо
01 авг 2015 16:06:43
Отредактировано: Миклухо - 01 авг 2015 16:06:43

  • +0.01
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
29 июл 2015 02:49:58

Проверил. Оказалось 19.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Юpий ( Слушатель )
22 июл 2015 14:48:40

Причем, по возможности, решите все 27 задач частей А и Б, доведя до окончательного ответа (а не в стиле - "а, не, ну понятно... ага, ага, ну да как то так..."). А потом напишите сюда сколько время это заняло:)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
23 июл 2015 00:50:32

Вообще-то, это никак не следует из того, что Вы написали, даже если написанное правда.
Но дело не в этом. Скажите задания части "С", за которые Вы так беспокоитесь, сильно упрощены? И если да, то приведите пример какими они должны быть по-Вашему. Спасибо.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Юpий ( Слушатель )
24 июл 2015 02:17:31
Сообщение удалено
Юpий
24 апр 2022 18:29:16
Отредактировано: Юpий - 24 апр 2022 18:29:16

  • +0.03
 
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
24 июл 2015 12:29:51

У нас разные взгляды на логику. По мне, так из того, что Вы изложили, следует, что как раз логичнее не упрощать экзамен по физике, а, наоборот, усложнить его, убрав из экзамена по физике части "А" и "В", оставив в билете только задания со сложностью уровня "С".
Вот по двум обязательным предметам - русскому языку и математике - части А и В есть смысл оставить, чтобы эти экзамены могли сдать (и, соответственно, получить аттестат) и те, кто не собирается в МФТИ, МИФИ, мехмат МГУ и, как Вы говорите, иже с ними. 
А физика и другие предметы, экзамены по которым не обязательны и решение сдавать которые выпускник средней школы принимает самостоятельно (и добровольно) с целью или поступить в ВУЗ, для которого эти экзамены профильны, или доказать себе и всем остальным, что он знает и может или просто любит этот предмет, должны быть на более высоком уровне сложности, чем обязательные для всех экзамены по ряду предметов (русский и математика).
Такая вот объективная логика. А Ваша логика мне представляется субъективной. Согласитесь, мое предложение (усложнить экзамен) достигает тех целей, которые Вы, как преподователь МФТИ, ставите - обеспечить отбор наиболее подготовленных абитуриентов, а Ваше предложение (упростить экзамен) как раз от этой цели отдаляет?
Я понимаю, что Ваша логика направлена совсем на другое и совсем другого вывода Вы добиваетесь - создать некое негативное впечатление относительно системы экзаменов в виде ЕГЭ. А то, что при этом достигается побочный эффект - снижение уровня поступивших в ВУЗ - это детали второстепенные (по крайней мере на данном этапе - борьбы с ЕГЭ. А вот потом..... потом да, мы все наверстаем. Потом. Может быть).
П.С. К обязательным для всех экзаменам я бы добавил еще историю.
П.П.С. Не могу нчиего сказать про часть "С" экзаменационных билетов по физике, но касательно литературы, истории, обществоведения могу сказать свое впечатление - эта часть не просто сложная, а очень сложная. Это я говорю про билеты трехгодичной давности - именно тогда мы с дочкой готовились к ее ЕГЭ и с тех пор я в билеты не заглядывал.
  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  Юpий ( Слушатель )
24 июл 2015 21:25:51
Сообщение удалено
Юpий
24 апр 2022 18:29:14
Отредактировано: Юpий - 24 апр 2022 18:29:14

  • +0.03
 
 
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
27 июл 2015 13:36:48

Ну вот тут сам посыл исходный мне представляется не верным. На самом деле, ЕГЭ-физику не следует категорически усложнять (кстати, его структура в последний год поменялась, там есть теперь только 2 части, и обе я не могу назвать бессмысленными). Речь может идти о добавке нескольких десятков процентов сложности.
Это видно как по результатам, с которыми приходили в этом году абитуриенты в МФТИ, так и собственно по составу задач (желающие могут погуглить). Да, система проверки знаний ЕГЭ-физики отличается от системы проверки знаний на вступительном экзамене в МФТИ за 1990-й год. ЕГЭ прогоняет человека по всем вопросам физики в виде лёгких задач (а иначе прогнать невозможно), и даёт несколько задач уровня чуть легче вступительных экзаменов в Бауманку образца начала 2000-х. В масштабах страны было бы идеалистическим безумием делать ЕГЭ существенно сложнее чем этот уровень. 
В результате, результаты ЕГЭ дают вполне объективную оценку знаний. Если в единицы вузов балл по ЕГЭ может показывать насыщение (а насыщения не наблюдалось вообще-то в этом году у поступающих в МФТИ), то можно его усложнить на десяток-другой процентов.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
27 июл 2015 14:57:19

Облегчили ЕГЭ до безобразия за несколько лет, особенно сильно в 2015 году. В части С осталась одна задача, которую можно сравнить с задачами "вступительных экзаменов в Бауманку образца начала 2000-х". Остальные не выдерживают критики.
ФИПИ "ответственно" отнесся к ЕГЭ-2015. Задания никогда не были такими лёгкими. Ждём "повышения"итоговых результатов. Краснеть им не придётся.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
28 июл 2015 16:17:15
Я бы тут ещё хотел привести несколько фактов, показывающих, что положение МФТИ в стране изменилось, и бывшее состояние дел времён апогея СССР имеет мало общего по сравнению с текущей реальностью.

1) В СССР вступительные испытания в МФТИ были в районе 10-го июля, тогда как во все остальные технические вуз-ы они проводились с 1-го августа. Это был выделенный технический вуз, один в своём роде на всю страну. Если кто относительно успешно сдавал экзамены в МФТИ, но не проходил из-за ограничения мест, то он имел право уже вне конкурса поступить в другой фихико-технический вуз.

2) В 1950 в МФТИ было принято (величина X) 200 человек, в 2001 -- 703. В 2014 - 1079. Мне не известна статистика между 1950 и 2001, но, думаю, её можно приблизить линейным ростом.

3) Население (величина Y) СССР: 1950 - 180 млн, 1970 - 240 млн, 1990 - 290 млн. Население России -- 145 млн.

Сейчас из стран СНГ в МФТИ поступает весьма мало народа. Даже из Казахстана и Белоруссии. Ими практически можно пренебречь. или в расчётах прибавить условно 10млн в населению РФ.

Я к тому, что если теперь поделить Y/X, то мы получим, что эта величина (то есть количество втянутого в приёмную кампанию населения) на одно место резко сократилось. В числах -- с 900 000 чел/место до 135 000 чел/место. То есть упало в 6-7 раз. Этот простой расчёт показывает, что держать вступительные экзамены в МФТИ на том же уровне, что в СССР образца 1980-года просто бессмысленно. Логичнее всего, чтобы при сложившейся системе ЕГЭ + наслоение олимпиад поступающие по БВИ как раз соответствовали тем, кто бы только и поступил в МФТИ в 1980-м году. А все остальные поступали по ЕГЭ.

Да и к тому же, надо с сожалением признать, при текущем руководстве МФТИ и уровне зарплат уровень самого преподавания МФТИ несколько подсел. Исправить быстро это будет невозможно, нужно копить кадры.

PS. Это я к тому, что если кому-то по эстетическим причинам не нравится механизм (ЕГЭ), но он работает и показывает свою эффективность -- то это означает, что он должен дальше продолжать работать.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Pnb ( Слушатель )
28 июл 2015 20:21:18


Не только МФТИ. Была такая категория: "июльские вузы", где экзамены проводились в июле. В Москве МГУ, МФТИ, МИФИ, ВШ КГБ, кажется МИМО, возможно еще какие-то. Насчет "вне конкурса" - по-моему нет. Просто мог сдавать экзамены в августе второй раз в "августовский" вуз.



Можно ли как-то сократить прием пусть не до 200 человек, а хотя бы до 700? Сократив преподавателей, естественно. Или уже все, процесс инфляции необратим и нужно организовывать новый вуз с меньшим приемом и более высоким уровнем?

Просто никто ведь не будет ничего организовывать. А начнут уезжать учиться за границу. С тем чтобы (в большинстве своем) там и остаться.


"Несколько подсел" - звучит оптимистично. При том что в течение 25 лет умные уезжают, а дураки остаются.
  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
28 июл 2015 21:42:27

Ну вот, как видите, к сожалению представление о советском времени получается сильно мифологизировано у каждого, в том числе и у меня. А так вот взять и почитать анализ, как оно было -- негде.


Да вопрос, надо ли сокращать. Тут этот частный вопрос очень быстро перерастает в общие, ответов на которые у меня лично нет.
1) вообще же со времён СССР степень проникновения высшего образования в массы значительно увеличилась. Это вообще соответствует объективной необходимости, или абсолютно паразитное явление?
2) вообще говоря, в развитых кап.странах большинство кандидатов наук (кто сделал PhD, до 90%) идёт в индустрию. У нас, если ты защитив кандидатскую и не устроился в науку, то ты вероятнее всего зря тратил время на получение высшей квалификации.


Ещё раз: мне кажется, что надо понять социальные аспекты. Куда, сколько и каких нам надо специалистов в ближайшие 20 лет.


"Я вам не скажу на всю Одессу ..." Дело в том, что всё-таки магистерское образование студенты получают на базах, а вот что так делается, у меня нет полной картины. Я знаком только с частью баз ФОПФ, на которых вроде всё неплохо. Что касается бакалавриата, то он более-менее.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Pnb ( Слушатель )
28 июл 2015 22:16:51


Мое мнение - паразитное явление. Дурак мимикрирует под умного, прикрываясь корочками. Тем самым дискредитируя высшее образование как таковое. Высшее образование потому и называется высшим, что оно выше чем у общей массы.

И, конечно, обучать на программиста-кодировщика, допустим, или на бухгалтера совсем не обязательно в вузе. Это можно делать в ПТУ вместо 10 - 11 класса школы.



Во всяком случае, у военных сейчас потребность есть. И очень большая - был 20-летний провал. Конечно, насчет следующих 20 лет ручаться нельзя. Может быть, после Путина опять начнется разрядка, разоружение и новое мышление.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
28 июл 2015 22:00:19

Вообще, ПМСМ, проблема с образованием в МФТИ в первую очередь даже не в том, что (формально) низкий научный уровень преподавателей. А низкий уровень преподавателей как преподавателей. А именно, кто в лес, кто по дрова. каждый выпендривается, как может. В результате студенты страшно перегружены, с одной стороны. С другой стороны, они портятся. В смысле того, какая психология прививается в процессе первых 4-х лет. Это, к сожалению, в большинстве не психология исследователя, а психология то ли зазубрить-сдать, то ли вообще на отвали. И ещё раз -- это по большей части вина преподавания, потому что абитура приходит вполне себе незамутнённая и с правильными устремлениями.
Побороть это можно только если ректором института станет человек, который хоть что-то понимает в науке как в отрасли знания и производства. И имеет решительность заставить разные кафедры (вероятно, придётся показательные порки-увольнения из-за твердолобости проводить) прийти к общему знаменателю. 
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
28 июл 2015 22:01:48
Сообщение удалено
Миклухо
01 авг 2015 16:07:05
Отредактировано: Миклухо - 01 авг 2015 16:07:05

  • +0.02
 
 
 
 
 
 
 
  Юpий ( Слушатель )
29 июл 2015 01:37:40
Сообщение удалено
Юpий
24 апр 2022 18:29:12
Отредактировано: Юpий - 24 апр 2022 18:29:12

  • +0.03
 
 
 
 
 
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
29 июл 2015 11:20:46

Ну нужны всё-таки цифры. Если общие цифры, то думаю их можно достать. А так утверждение голословное, пока.


Кроме того, заметьте, что выдвигая тезис о том, что надо смотреть долю от тех, кто поступает в вузы, Вы признаёте, что эти все поступающие в вузы реально там занимаются делом. Выше ув. Pnb усомнился в этом, я также думаю, что по крайней мере на данный момент заметная часть студентов просто проводит время в вузах.


На Википедии можно посмотреть, сколько обучалось в среднем население в СССР. Причём почему-то берётся выражение "Среднее число лет обучения населения старше 9 лет". Методология, видимо, аналогична со "средней продолжительностью жизни". Так вот, с 57-го по 87-го произошло увеличение показателя с 6.048 до 8.833, то есть в 1.4 раза.



Тем не менее, есть сомнение в том, что при увеличении степени образования школьников, можно повысить количество выпускников, знающих физику, на уровне 1-й степени олимпиад. Столько просто не рождается. Как проверить этот тезис, пока ещё менее понятно.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mr_ttt ( Слушатель )
29 июл 2015 17:57:10


Кроме этого показателя есть такой известный показатель как распространенность высшего и послешкольного образования.

Тут несомненно есть чем гордится.

По такому показателю как наличие диплома послешкольного "третичного"  образования среди лиц в возрасте 25-34 лет Россия, простите за выражение, раком ставит почти всех

https://en.wikipedia…ion_degree

Только Канада, Япония, Южная Корея немного превосходят нас, остальные почти все далеко в хвосте. Даже Америку превосходим почти на 40 процентов.

Так что будет жить Россия.Подмигивающий Потенциал у нас есть.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
29 июл 2015 18:30:34

Тут правда обсуждается вопрос, а не есть ли это паразитное явление в России. То есть может наоборот. показатель зашкаливает, и его надо сократить?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mr_ttt ( Слушатель )
29 июл 2015 19:23:55


Паразитное? Нет конечно. Думаете лучше если бы молодежь в массе тупела, бомжевала, кололась? Улыбающийся

Образование никогда не бывает лишним. Даже такое не всегда совершенное как у насУлыбающийся

Стоящей работы для молодых на самом деле не очень много, будет время определится.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Pnb ( Слушатель )
29 июл 2015 21:03:03

Все-таки нужно, по-моему, различать эти две функции вузов. Первое - это то, о чем вы пишите: "отстойник для молодежи"/"детский сад для взрослых". Где их держат, чтобы "не тупели, не бомжевали, не кололись", чтобы не было безработицы среди молодежи. А второе - это собственно высшее научно-техническое образование. К которому реально имеют способности максимум 10%, а реально получают, думаю, не больше 1%.

Совмещать эти 2 функции в рамках одного вуза нежелательно. Потому что среда при обучении играет очень большую роль. И когда уже МФТИ начинает использоваться как отстойник, то вполне естественно пожелание сократить прием. Чтобы сохранить "марку", или репутацию вуза. И соответствующую среду при обучении.

Иначе в перспективе в России вузы будут выполнять только первую функцию. А настоящее образование можно будет получить только за границей.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mr_ttt ( Слушатель )
29 июл 2015 23:05:22


ВУЗ не отстойник для молодежи и не детский сад для взрослых. Это повышение культурного уровня, освоение нужных навыков, выработка умения позиционироваться в обществе. То что некоторые вузы действительно "платные детские сады для молодежи" - исключение, подтверждающее правило.

Больше 10 процентов с научно-техническим образованием и не нужно. Немеряно нужно других профессий. От врачей для стареющего населения до психологов для современных фирм, особенно для силовиков, чтоб новые Беленко и новые Евсюковы не появлялись
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
30 июл 2015 11:54:01

Так, для инфы:
ЦитатаВыражение «Исключение подтверждает правило» в большинстве случаев применяется в совершенно отличном от оригинального смысле. Фраза имеет латинское происхождение: «Exceptio probat regulam in casibus non exceptis», впервые её употребил древнеримский оратор Цицерон (предположительно).
В переводе важная именно вторая часть фразы: исключение подтверждает существование общего правила, где эти исключения не оговорены.
Или более удачная формулировка - «Исключение подтверждает наличие правила, действующего в неисключительных ситуациях».
Тем не менее, более логичным представляется другое распространенное мнение, согласно которому исключения никоим образом не подтверждают правила, а, наоборот, опровергают их.

  • +0.01 / 1
  • АУ