В Политике сразу уловили, а у нас в оглоблях спят
http://www.kremlin.r…news/50060внимание - pdf 26 мегабайт!Морская доктрина Российской ФедерацииUPD. Попробовал перегнать в текст под спойлером.
[spoiler]
УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации
В. Путин
Морская доктрина Российской Федерации
I. Общие положения
Морская доктрина Российской Федерации (далее - Морская доктрина) является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику Российской Федерации (далее - национальная морская политика).
Морская деятельность - это деятельность по изучению, освоению и использованию Мирового океана в интересах устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Правовую основу Морской доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области морской деятельности, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в области морской деятельности, использования ресурсов и пространств Мирового океана.
Реализация национальной морской политики обеспечивается совокупностью ресурсов государства и общества, которые составляют морской потенциал Российской Федерации.
Основу морского потенциала Российской Федерации составляют морской транспорт, Военно-Морской Флот, рыбопромысловый, научно-исследовательский и специализированные флоты, а также глубоководные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, силы и средства органов федеральной службы безопасности (далее - российский флот), объекты и средства разведки и добычи топливно-энергетических и минеральных ресурсов, других полезных ископаемых, организации национального кораблестроения и судостроения, а также инфраструктура, обеспечивающая их функционирование и развитие.
II. Национальная морская политика
1. Национальная морская политика - это определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море, а также практическая деятельность по их реализации.
2. Субъектами национальной морской политики выступают государство и общество. Государство осуществляет национальную морскую политику через федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Общество участвует в формировании и реализации национальной морской политики через органы местного самоуправления, заинтересованные общественные объединения и предпринимательское сообщество, действующие на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
3. Основным содержанием национальной морской политики является:
а) определение стратегических национальных приоритетов и содержания морской политики на ближайшую и долгосрочную перспективы;
б) реализация морского потенциала государства и управление отраслями экономики и науки, связанными с морской деятельностью;
в) правовое, экономическое, информационное, научное, кадровое и иное обеспечение национальной морской политики;
г) оценка эффективности реализации и корректировка национальной морской политики.
4. Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане - это совокупность потребностей государства и общества в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала Российской Федерации.
5. К национальным интересам Российской Федерации в Мировом океане относятся:
а) незыблемость суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра, а также на воздушное пространство над ними;
б) суверенные права и юрисдикция Российской Федерации, осуществляемые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управления этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течений и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, освоения и использования в интересах обороны и безопасности страны с участием военной составляющей ее морского потенциала, а также права на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна;
в) свобода открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов;
г) сохранение человеческой жизни на море;
д) функционирование жизненно важных морских коммуникаций;
е) предотвращение загрязнения морской среды отходами производства, потребления и утилизации;
ж) комплексное использование ресурсов и пространств Мирового океана в целях устойчивого экономического и социального развития страны, ее приморских регионов.
Цели национальной морской политики
6. Цели национальной морской политики заключаются в реализации и защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и укреплении позиций Российской Федерации среди ведущих морских держав.
7. В качестве основных целей национальной морской политики выступают:
а) сохранение суверенитета во внутренних морских водах, территориальном море, а также в воздушном пространстве над ними, на дне и в недрах;
б) реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку, транспортировку и сохранение природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управление этими ресурсами, производство энергии путем использования воды, течений и ветра, создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, проведение морских научных исследований и сохранение морской среды;
в) реализация и защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов;
г) реализация и защита свободы открытого моря;
д) обеспечение сохранения человеческой жизни на море;
е) защита территории Российской Федерации от агрессии с океанских и морских направлений, охрана государственной границы Российской Федерации на море;
ж) обеспечение устойчивого экономического и социального развития страны;
з) сохранение морских природных систем и рациональное использование их ресурсов.
Принципы национальной морской политики
8. К принципам национальной морской политики относятся следующие основные положения, которыми руководствуются субъекты национальной морской политики в ходе ее формирования и реализации:
а) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров Российской Федерации при осуществлении морской деятельности и защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане;
б) приоритет политико-дипломатических, правовых,
экономических, информационных и других невоенных средств при разрешении противоречий в Мировом океане и устранении существующих и вновь возникающих вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации с океанских и морских направлений;
в) обладание достаточным военно-морским потенциалом и его эффективное использование в случае необходимости для силовой поддержки морской деятельности государства, устранения угроз национальной безопасности Российской Федерации с океанских и морских направлений, обеспечения неприкосновенности государственной границы Российской Федерации;
г) целостный подход к морской деятельности и дифференциация ее на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации;
д) поддержание морского потенциала Российской Федерации на уровне, соответствующем национальным интересам Российской Федерации, в том числе обеспечение присутствия российского флота в Арктике и удаленных районах Мирового океана и деятельности российских исследователей в Антарктике;
е) взаимодействие и координация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и заинтересованных общественных объединений в вопросах формирования и реализации национальной морской политики;
ж) наращивание, координация и интеграция научных исследований по проблемам формирования и реализации национальной морской политики;
з) комплексный подход к развитию систем государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) приморских территорий, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
и) активизация морских научных исследований в интересах поддержания конкурентоспособности морской деятельности Российской Федерации;
к) правовое обеспечение морской деятельности российских физических и юридических лиц в различных видах морских пространств, включая разведку и разработку минеральных ресурсов международного района морского дна;
л) эффективный государственный контроль и надзор над судами, осуществляющими морскую деятельность под Государственным флагом Российской Федерации в Мировом океане, в том числе государственный портовый контроль и контроль за состоянием и использованием природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
м) концентрация усилий по строительству и развитию инфраструктуры российского флота на территориях субъектов Российской Федерации, традиционно связанных с мореплаванием, унификация этой инфраструктуры для военных, научных и хозяйственных нужд;
н) поддержание Военно-Морского Флота в готовности к решению стоящих перед ним задач, а также мобилизационной готовности морского транспорта, рыбопромыслового, научно- исследовательского и специализированных флотов и организаций, обеспечивающих их работу;
о) системность военно-морской подготовки экипажей судов,
руководящего состава судоходных компаний и органов
государственного управления к работе в условиях военного времени;
п) комплексность развития приморских территорий и
прибрежных акваторий, поддержка малого и среднего
предпринимательства на приморских территориях;
р) концентрация ресурсов центра и регионов для развития коммуникаций, в том числе водных, между центральной и приморскими частями Российской Федерации, особенно ее дальневосточным и северным, в том числе арктическим, регионами, Крымским федеральным округом в интересах их дальнейшего освоения и развития;
с) экосистемность - рассмотрение морской среды как единого целого, а происходящих в ней процессов во взаимосвязи;
т) сохранение человеческой жизни на море;
у) сохранение и защита трудовых ресурсов российского флота, развитие систем мониторинга состояния здоровья моряков;
ф) сохранение и совершенствование системы обучения и воспитания молодежи, подготовки кадров к службе и работе в сфере морской деятельности;
х) эффективная пропаганда целей и традиций национальной морской политики.
Задачи национальной морской политики
9. Задачи национальной морской политики определяются национальными интересами Российской Федерации в Мировом океане, направлены на достижение ее целей и формируются в соответствии с ее принципами и содержанием.
10. Формирование задач национальной морской политики осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции.
11.Задачи национальной морской политики носят
краткосрочный (краткосрочные задачи) и долгосрочный
(долгосрочные задачи) характер.
12. Краткосрочные задачи определяются:
а) динамикой изменения геополитических условий, военно-политической и финансово-экономической обстановки в мире;
б) социально-экономической ситуацией в Российской Федерации и в ее отдельных регионах;
в) экономической конъюнктурой на мировых рынках - фрахтовом, водных биологических, углеводородных и других ресурсов Мирового океана;
г) достижениями научно-технического прогресса;
д) степенью эффективности морской деятельности Российской Федерации.
13. Долгосрочные задачи составляют основное содержание национальной морской политики на функциональных и региональных направлениях ее реализации.
14. Формирование задач национальной морской политики осуществляется с учетом выводов из проводимого на постоянной основе сравнительного анализа состояния и тенденций развития морской деятельности в Российской Федерации и в мире в целом, результатов системных исследований по вопросам, касающимся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и результатов реализации государственных, федеральных целевых и иных программ и проектов в сфере изучения, освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана.
15. Решение задач национальной морской политики осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления через подведомственные им организации, заинтересованные общественные объединения и структуры предпринимательского сообщества Российской Федерации.
III. Содержание национальной морской политики
16. Российская Федерация реализует последовательную и преемственную национальную морскую политику путем выполнения краткосрочных и долгосрочных задач, согласованных по функциональным и региональным направлениям.
1. Функциональные направления национальной
морской политики
17. Функциональные направления национальной морской политики - это области морской деятельности в соответствии с предназначением субъектов морской деятельности по изучению, освоению и использованию пространств и ресурсов Мирового океана.
18. К ним относятся:
а) деятельность в области морского транспорта;
б) освоение и сохранение ресурсов Мирового океана;
в) морские научные исследования;
г) военно-морская и другие области морской деятельности.
Деятельность в области морского транспорта
19. Морской транспорт является составной частью единой
транспортной системы Российской Федерации. Большая часть внешнеторгового грузооборота России осуществляется с использованием его материально-технической базы: морского транспортного флота и обеспечивающих видов транспортного флота, морских портов и перегрузочных комплексов, современных средств связи и систем обеспечения безопасности мореплавания. Решающей продолжает оставаться роль морского транспорта в жизнеобеспечении районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
20. Политика в области деятельности морского транспорта заключается в создании благоприятной организационной и экономической среды, способствующей развитию и поддержанию флота и прибрежно-портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность государства, сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешнеторговых, каботажных и транзитных перевозок через территорию Российской Федерации.
21. Для этого необходимо решить следующие долгосрочные задачи:
а) обновление морского транспортного флота, повышение его конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке, снижение среднего возраста судов под Государственным флагом Российской Федерации;
б) увеличение доли морского транспортного флота, зарегистрированного под Государственным флагом Российской Федерации, за счет развития механизмов долгосрочного финансирования;
в) обновление средств специализированного флота,
обеспечивающих видов транспортного флота (ледокольный, аварийно-спасательный, природоохранный, служебно¬
вспомогательный) в целях повышения качества предоставляемых услуг и безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним;
г) увеличение доли морского транспортного флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов;
д) развитие портовых мощностей за счет строительства новых и модернизации действующих портов и терминалов;
е) обеспечение сбалансированного функционирования и развития портовой инфраструктуры за счет строительства и реконструкции подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог и создания современных транспортно-логистических центров;
ж) обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности морского транспорта и его инфраструктуры;
з) повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественных морских портов;
и) создание условий для сохранения Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации с возможностью международного использования, конкурентоспособной по отношению к традиционным морским маршрутам по качеству транспортных услуг и безопасности мореплавания;
к) развитие и надежное функционирование комплексной системы обеспечения безопасности мореплавания;
л) развитие системы охраны здоровья моряков, сохранения и
защиты трудовых ресурсов на морском транспорте, отвечающей международным и национальным требованиям в области
безопасности мореплавания;
м) формирование системы обязательного экологического страхования рисков при осуществлении морской деятельности;
н) повышение уровня защиты окружающей природной среды за
счет реализации экологических требований в составе
инвестиционных проектов морского транспорта, строительства новых и реконструкции действующих сооружений по очистке сточных вод, переработке и обезвреживанию судовых отходов.
Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана
22. Освоение ресурсов Мирового океана является необходимым и обязательным условием сохранения и расширения сырьевой базы Российской Федерации, обеспечения ее экономической и продовольственной безопасности.
Морское рыболовство
23. Российская Федерация по уловам водных биологических ресурсов входит в число ведущих рыбопромышленных государств мира.
24. Рыбное хозяйство играет значительную роль в продовольственном комплексе страны, обеспечении ее продовольственной безопасности и является важным источником занятости населения в большинстве приморских регионов.
25. Основную часть сырьевой базы российского рыболовства составляют водные биологические ресурсы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
26. В целях эффективного освоения Российской Федерацией водных биологических ресурсов и сохранения ее позиций в ряду ведущих морских держав осуществляется системный перевод рыбохозяйственного комплекса в режим инновационного развития с широкомасштабной модернизацией и техническим перевооружением предприятий отрасли, обновлением рыбопромыслового флота, созданием научно-производственной базы, формированием ее кадрового потенциала.
27. Для этого в области морского рыбного хозяйства решаются следующие долгосрочные задачи:
а) проведение регулярных ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биологических ресурсов Мирового океана как в российских морях, так и за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;
б) сохранение и рациональное использование биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
в) повышение эффективности государственного контроля вылова водных биологических ресурсов;
г) оптимизация управления рыбопромысловым флотом на основе эффективного прогнозирования пространственного и временного распределения биологических ресурсов в доступных для российского рыбопромыслового флота акваториях морей и океанов;
д) обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности судового состава и инфраструктуры рыбопромыслового флота;
е) систематическое обновление и техническое переоснащение добывающих мощностей;
ж) строительство новых, а также модернизация существующих рыбообрабатывающих и холодильных мощностей;
з) расширение направлений и масштабов научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства;
и) повышение эффективности искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, развитие марикультуры, основанное на современных технологиях разведения и выращивания рыбы и нерыбных объектов;
к) развитие системы мониторинга (наблюдения и контроля рыболовства) деятельности рыбопромыслового флота и обработки информации, основанной на использовании современных средств связи;
л) создание условий для преимущественного размещения заказов на строительство рыбопромысловых судов на российских верфях;
м) создание новых технологических процессов и оборудования для эффективной добычи и переработки водных биологических ресурсов, совершенствование методов хранения и транспортировки рыбной продукции;
н) развитие морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота во всех районах промысла;
о) сохранение и увеличение объемов вылова водных
биологических ресурсов в согласованных районах исключительных экономических зон иностранных государств, в конвенционных районах и открытой части Мирового океана с использованием современного добывающего и перерабатывающего
рыбопромыслового флота, обеспечивающего комплексную переработку сырья на месте лова;
п) активизация участия Российской Федерации в деятельности международных рыбохозяйственных организаций в связи с усиливающейся конкуренцией за доступ к использованию биологических ресурсов Мирового океана, дальнейшим развитием процессов международной координации, международно-правового регулирования рыболовства и повышением требований к деятельности по защите и сохранению морской среды;
р) обеспечение интересов Российской Федерации в части сохранения и использования биологических ресурсов в Каспийском и Азовском морях, разработка и обеспечение строгого соблюдения согласованных с прибрежными странами мер, направленных на сохранение популяций ценных и исчезающих видов водных биологических ресурсов;
с) создание системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства;
т) разработка и реализация мероприятий, направленных на увеличение потребления населением Российской Федерации продукции из водных биологических ресурсов до уровней, обеспечивающих здоровое питание;
у) обеспечение максимальной безопасности водных экосистем в условиях необходимого и естественного для населения страны развития морской деятельности путем эффективного мониторинга потенциальных угроз для водных объектов и водных биологических ресурсов, разработки стратегии адекватного реагирования на возможное нанесение вреда водным биологическим ресурсам, неукоснительное соблюдение рыбохозяйственных требований к проектам морской деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации на всех стадиях их реализации.
Деятельность по освоению морских минеральных
и энергетических ресурсов
28. Перспектива истощения запасов углеводородного сырья и
других минеральных ресурсов на суше предопределяет
переориентацию поиска, разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф Российской Федерации, а в перспективе и на океанические склоны и ложе Мирового океана.
29. В интересах сохранения и дальнейшего расширения минерально-сырьевой базы, создания стратегического резерва запасов, обеспечения перспективы освоения минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана решаются следующие долгосрочные задачи:
а) изучение геологического строения и определение ресурсного потенциала континентального шельфа Российской Федерации путем измерений физических полей над океанским дном, картографирования, бурения и грузоподъемных работ со дна, а также осуществления государственного мониторинга геологической среды;
б) изучение и освоение минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана, в том числе нетрадиционных источников энергетического сырья, таких как подводные газовые гидраты и другие;
в) государственный контроль и регулирование разведки и добычи топливно-энергетических и минеральных ресурсов, других полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации и в Мировом океане с учетом обеспечения национальной безопасности государства;
г) разработка выявленных морских месторождений и интенсивная разведка перспективных ресурсов нефти и природного газа на континентальном шельфе Российской Федерации;
д) сохранение на континентальном шельфе Российской Федерации разведанных запасов минеральных и энергетических ресурсов в качестве стратегического резерва;
е) создание условий и возможностей для изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов международного района морского дна, закрепление в рамках полномочий Международного органа по морскому дну, учрежденного Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., прав Российской Федерации на разведку и разработку минеральных ресурсов международного района морского дна;
ж) предотвращение техногенных катастроф путем осуществления строгого государственного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией буровых платформ (разведочных, эксплуатационных и технологических) и подводно-подледного промыслового оборудования;
з) обеспечение оптимального сочетания трубопроводного и танкерного видов транспортировки углеводородов потребителям;
и) разработка новых технических средств и технологий изучения, освоения, добычи и транспортировки минеральных и топливно-энергетических ресурсов Мирового океана, интенсификация работ в области специального судостроения, включая строительство морских платформ различного класса;
к) обеспечение мобилизационной подготовки и
мобилизационной готовности судового состава и инфраструктуры научно-исследовательского и специализированных флотов;
л) выполнение обязательств, принятых Российской Федерацией в рамках контрактов по поиску и разведке железомарганцевых конкреций и глубоководных полиметаллических сульфидов, подписанных с Международным органом по морскому дну;
м) освоение инновационных технологий выработки электрической энергии с использованием приливо-отливных явлений, прибрежных приводных ветров и ветровых волн, температурного градиента воды, термальной энергии и течений, а также тепловой калорийности биомассы водорослей.
Функционирование морских трубопроводов
30. Эффективное функционирование морских трубопроводов углеводородного сырья, в том числе добытого на шельфе, имеет стратегическое значение в обеспечении внутреннего потребления и во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
31. В особенности значительна роль морских магистральных газопроводов в доставке энергетического сырья на экспорт.
32. С учетом этих обстоятельств актуальными являются следующие долгосрочные задачи национальной морской политики в части развития сети подводных магистральных трубопроводов:
а) предотвращение антропогенных и техногенных катастроф путем осуществления строгого государственного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией морских трубопроводов, в том числе на основе развития и использования современных технических средств, включая роботизированные средства, комплексы и системы;
б) повышение безопасности морских трубопроводов, защита окружающей среды от возможных негативных последствий морской транспортировки углеводородов, в том числе путем установления специальных норм, лицензионных условий и требований.
Морские научные исследования
33. Морские научные исследования направлены на получение системных знаний о Мировом океане и его использовании, всех аспектах природных и техногенных процессов, происходящих на его дне и в недрах, в водной толще, на поверхности и в атмосфере над ним, на антропогенных объектах в Мировом океане в интересах обеспечения устойчивого развития и национальной безопасности Российской Федерации.
34. Политика в области морских научных исследований заключается в наращивании фундаментальной и прикладной научной базы, обеспечивающей устойчивое развитие морской деятельности и морского потенциала, укрепление национальной безопасности Российской Федерации, снижение возможного ущерба от природных и техногенных катастроф.
35. Долгосрочными задачами на данном направлении являются:
а) обеспечение систематических исследований морской среды, ресурсов и пространств океанов и морей, всего комплекса проблем, связанных с использованием Мирового океана;
б) достижение уровня знаний о природе Мирового океана, обеспечивающего эффективную реализацию и защиту национальных интересов Российской Федерации;
в) формирование и последующее развитие
общегосударственного (межотраслевого) научно-технического комплекса, включающего:
единую систему мониторинга Мирового океана и его морей на основе дистанционного зондирования и контактных наблюдений;
научно-исследовательский флот;
экспериментальные базы для разработки средств океанотехники и морских биотехнологий;
подводные аппараты;
картографическое обеспечение;
базы и банки данных о морской среде;
г) развитие международного сотрудничества, включая деятельность в рамках компетентных международных организаций в области морской деятельности.
36. Решение указанных задач обеспечивается путем исследований:
а) континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и внутренних морских вод Российской Федерации;
б) морских биологических ресурсов и динамики экосистем Мирового океана, внутренних морских вод Российской Федерации;
в) строения материковых отмелей, склонов, подводных каньонов, гор, рифтовых долин и ложа океанов, динамики их изменения под воздействием природных и антропогенных факторов;
г) природной среды Арктики и Антарктики и глобальных процессов, происходящих в Мировом океане и смежных сферах;
д) биологического разнообразия океанов и морей как важнейшего фактора глобальной экологической устойчивости и оптимального использования возобновляемого ресурсного потенциала;
е) влияния Мирового океана на экосистему и климат планеты (в первую очередь на территории Российской Федерации), на состояние здоровья человека, включая влияние на него факторов судовой среды;
ж) опасных для морской деятельности и населения страны
явлений, связанных с Мировым океаном, с целью их
заблаговременного предупреждения для снижения наносимого ими ущерба;
з) экологической нагрузки на акватории Мирового океана,
внутренних морских вод Российской Федерации и разработки принципов и методов, направленных на ее снижение;
и) проблем гидрометеорологического, навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного, медицинского,
информационного обеспечения деятельности российского флота;
к) влияния проблем строительства и эксплуатации морских трубопроводов, буровых платформ (разведочных, эксплуатационных, технологических) и подводно-подледного промыслового оборудования на состояние морской среды;
л) военно-политических, экономических и правовых проблем использования пространств и ресурсов Мирового океана, проблем военно-морской и других видов морской деятельности, в том числе по ограничению и контролю торгового мореплавания в различных правовых режимах, и других.
Военно-морская деятельность
37. Под военно-морской деятельностью понимается целенаправленная деятельность государства по формированию и поддержанию военными методами благоприятных условий в Мировом океане для устойчивого развития и реализации основных приоритетов национальной безопасности Российской Федерации.
38. Военно-морская деятельность является составной частью (видом) военной деятельности государства, осуществляемой в Мировом океане в целях предотвращения агрессии против Российской Федерации и реализации ее национальных интересов.
39. Военно-морская деятельность относится к категории высших государственных приоритетов.
40. Основы, главные цели, стратегические приоритеты и задачи государственной политики в области военно-морской деятельности Российской Федерации, а также меры по ее реализации определяются Президентом Российской Федерации.
41. Главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из инструментов внешней политики государства является Военно-Морской Флот.
42. Военно-Морской Флот предназначен для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии с морских и океанских направлений.
43. Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия для обеспечения безопасности морской деятельности Российской Федерации, обеспечивает военно-морское присутствие Российской Федерации, демонстрацию флага и военной силы в Мировом океане, принимает участие в борьбе с пиратством, в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации, осуществляет заходы кораблей и судов Военно-Морского Флота в порты иностранных государств.
44. Оперативно-стратегические объединения Военно-Морского Флота: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия являются силовой основой решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях.
45. Количественный и качественный составы флотов и Каспийской флотилии поддерживаются на уровне, соответствующем угрозам национальным интересам и безопасности Российской Федерации на конкретном региональном направлении, и обеспечиваются соответствующими инфраструктурами базирования, судостроения и судоремонта.
46. Федеральная служба безопасности Российской Федерации организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану государственной границы Российской Федерации, охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
47. Силы и средства органов федеральной службы безопасности оптимизируются в соответствии с угрозами безопасности Российской Федерации в пограничной сфере.
48. В необходимых случаях Военно-Морской Флот и органы федеральной службы безопасности оказывают взаимное содействие в выполнении решаемых ими задач.
Региональные направления национальной
морской политики
49. Региональные направления национальной морской
политики - это области морской деятельности, связанные с особенностями отдельных регионов Российской Федерации и мира, объединенных общими физико-географическими, экономико-географическими, политико-географическими или военно¬
географическими характеристиками наиболее значимых для Российской Федерации территорий и акваторий.
50. В качестве главных региональных направлений национальной морской политики Российская Федерация выделяет Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское, Индоокеанское и Антарктическое направления. Национальная морская политика на этих направлениях строится исходя из их специфических особенностей.
Атлантическое региональное направление
51. Национальная морская политика на Атлантическом региональном направлении определяется существующими в этом регионе условиями, ориентированными только на Организацию Североатлантического договора (НАТО), а также несовершенством правовых механизмов обеспечения международной безопасности.
52. Определяющим фактором в отношениях с НАТО остаются неприемлемость для Российской Федерации планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки пр