Перспективы развития России
24,308,298 126,636
 

  AndreyK-AV ( Специалист )
27 июл 2015 11:02:39

Тред №976912

новая дискуссия Дискуссия  125

Глас вопиющего в правительственной пустыне экономических идей.
Запредельное неравенство. Политика государства противоречит интересам населения


 Нарушение императива социальной справедливости делегитимизирует государственную власть в глазах народа, влечет дезинтеграцию общества, социальный протест и революцию. Так было в 1917 году в православной Российской империи, то же произошло в 1991 году в СССР, а теперь, в 2014 году — на Украине.

Неспособность государства обеспечить социально справедливое распределение национального дохода, чрезмерное социальное расслоение раскалывают общество на враждующие классы вне зависимости от идеологических скреп. Для современной России, необремененной какой-либо общенародной идеологией, эта угроза более чем актуальна. После расстрела недовольного либеральными реформами парламента и олигархического государственного переворота в 1993 году российское общество впало в политическую апатию, с тихой ненавистью взирая на разграбление общенародной собственности и вывоз национальных богатств за рубеж в 90-е годы. Рост доходов населения в 2000-е годы произвел анестезирующий эффект на советское поколение, привыкшее терпеть "лишь бы не было войны".

Однако, несмотря на позитивную динамику роста средних показателей денежных доходов в нулевые годы, социальная поляризация ввиду форсированного роста самых высоких доходов и зарплат не уменьшалась, а продолжала нарастать. В Докладе о мировом благосостоянии (Global Wealth Report, 2012 г.) Россия заняла первое место в мире среди крупных стран по неравенству распределения богатства.
В качестве предельно критического (порогового) значения коэффициента фондов, т.е. соотношения доходов крайних 10% наиболее и наименее обеспеченных групп населения, принято считать соотношение 10:1. В странах с социал-демократической традицией (Скандинавии и Германии) этот показатель составляет 3-7 раз. В 1991 г. в нашей стране он составлял 4,5 раза, в 2014 г. — 16 раз по официальной статистике, что в 3 раза выше, чем в царской России. Экспертные оценки дают еще более драматичную картину — от 25 до 40 раз с учетом скрытых доходов.
Заметное падение доходов с начала этого года все еще воспринимается как временное, хотя по ряду категорий трудящихся, включая бюджетников, достигает 20-30%. Однако закрепление этой тенденции до конца года повлечет ощутимое снижение уровня и качества жизни для большинства населения. По уровню бедности российское общество откатится на 10 лет назад: численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в I квартале этого года достигла 23 млн. человек и, судя по прогнозу инфляции и доходов населения, может увеличиться еще на треть.
Субъективное измерение бедности социологическими методами дает еще более тревожную картину. До нынешнего кризиса доля граждан, ощущавших себя бедными, по данным ИСПИ РАН, составляла 30%1. Примерно такую же оценку уровня субъективной бедности фиксировали исследователи Института социологии РАН в 2012 г. — 32% среди населения в возрасте не старше 55 лет 2. В настоящее время эти цифры можно увеличить в 1,5-2 раза.
К столетию Великой Октябрьской социалистической революции Россия подходит с многократно худшими параметрами социальной поляризации. Мы вернулись к дореволюционной России, когда 1% населения владели около 30% национального богатства. Как и тогда, сегодня основные доходы и богатства сосредоточены у сотни семей. Как и тогда, большая часть этих семей тесно связана своими интересами и образом жизни со странами Запада. Как и тогда, российская экономика критически зависит от иностранных источников кредита и капитала. Как и тогда, Запад вел с Россией гибридную войну на уничтожение — открытую (Германия и Австро-Венгрия) и скрытую (Англия и Франция).

Есть, конечно, и существенные отличия. Внешние — не в пользу нынешней России. Тогда Российская империя была сильнейшей на континенте. Европейские "партнеры" вели друг с другом войну, разделившись на открытых врагов и "союзников". Сегодня Россия на порядок слабее стран НАТО и они едины в своей нарастающей русофобии.
Внутренние отличия противоречивы. Тогда у России не было волевого и прозорливого руководителя. В отличие от Николая II, В.В.Путин знает цену "партнерам" и понимает угрозы российской государственности. Поэтому он не дает втянуть Россию в войну, умело используя дипломатические приемы для нейтрализации американской линии по формированию антироссийской коалиции. В то же время тогда не было столь явной зависимости властвующей элиты от Запада. В отличие от нынешней компрадорской олигархии, открыто вывозящей за рубеж свои доходы, семьи и имущественные права, западная агентура в царской России пряталась в масонских ложах и рядилась в патриотические одежды. Не было и такой информационной зависимости от западного идеологического влияния, да и сам Запад был другим.
Если по методам подрыва российской государственности сегодняшняя гибридная война похожа на Первую мировую, то по смыслу агрессии объединенного Запада против России она скорее является продолжением Второй. Как и тогда, Запад един в своем стремлении уничтожить русскую идентичность и российскую государственность. Тогда ему это не удалось благодаря монолитному единству советского народа с коммунистическим руководством. И народ, и властвующая элита понимали, что оказались в состоянии войны на полное уничтожение. И благодаря единству народа, армии и правящей партии сумели победить многократно превосходившего по силе врага.
Неслучайно хорошо понимающий историю Президент В.В.Путин призвал в День России к единству. Но, чтобы его обрести, необходима, во-первых, объединяющая народ идеология; во-вторых, соответствие ей проводимой государством политики; в-третьих, механизм ответственности властвующей элиты за соблюдение норм этой идеологии. И, конечно, не должно быть раздирающих общество антагонистических противоречий.
Сегодня противоречия между интересами народа и властвующей элитой потенциально антагонистические. Их приглушение за счет перераспределения природной ренты более не работает в силу как сокращения последней, так и действующей налоговой системы. Ее основная тяжесть приходится на труд (создаваемую им стоимость), в то время как сверхприбыли от спекуляций, эксплуатации природных ресурсов, статусной ренты практически уводятся из-под налогообложения. Главной тягловой силой российского государства остается трудящееся население, степень эксплуатации которого в 2-3 раза превышает существующий в странах Запада уровень (рассчитываемый как объем производимой продукции на единицу заработной платы) и на него же приходится основная тяжесть налогообложения.
Проводимая государством политика вступает в противоречие не только с интересами трудящегося населения, но и с интересами отечественных товаропроизводителей. Для последних убийственны как чрезмерная дороговизна и недоступность кредитов, так и резкие колебания курса рубля. Сам кризис российской экономики и втягивание ее в стагфляционную ловушку стал порождением проводимой денежными властями политики обслуживания интересов международного, в том числе выведенного в офшоры бывшего российского, капитала. Ее краеугольный камень — полная свобода трансграничных и валютообменных финансовых операций. Это предопределяет полную зависимость российской финансово-экономической системы от внешних потоков капитала, даже маленькое изменение которых вызывает дестабилизацию макроэкономической ситуации в России.
Российская финансовая система в сотни раз меньше мировой, в которой доминируют американские фонды, специализирующиеся на валютно-финансовых спекуляциях. При этом приток осваиваемых ими денег растет в геометрической прогрессии вследствие их безудержной эмиссии ФРС США, ЕЦБ, Банка Англии и Банка Японии, объем которой с начала глобального финансового кризиса вырос в 3-5 раз. Имея безграничные возможности по дестабилизации открытых национальных финансовых систем, западные спекулянты регулярно атакуют их с целью манипулирования рынком и зарабатывания сверхприбылей на обесценении национальных доходов и сбережений. Именно такие атаки были проведены против российской финансовой системы в 1998, 2008 и 2014 годах. И каждый раз российские денежные власти вместо того, чтобы защитить свою финансовую систему, своей политикой способствовали ее дестабилизации.
И в настоящее время проводимая политика полной открытости валютно-финансового рынка, рефинансирования спекулятивных валютных операций Банком России, завышенных процентных ставок и свободного плавания курса рубля ставит российскую экономику в полную зависимость от интересов международных, главным образом американских, спекулянтов. В условиях ведущейся США против России финансовой войны это обрекает российскую экономику на тяжелые потери и гарантированное поражение. Она ежегодно теряет около 150 млрд. долл. на вывозе капитала, еще больше — на разорении и деградации производственной сферы, доходы которой утекают на финансовый рынок. Платить за пиршество обогащающихся на дестабилизации макроэкономической ситуации спекулянтов приходится и населению обесценением зарплат, сбережений и имущества.
Проводимая в интересах международных спекулянтов макроэкономическая политика несовместима с жизненными интересами производственной сферы и населения. Первая лишается значительной части своих доходов и основного капитала в неэквивалентном экономическом обмене со сферой обращения. Второе теряет на обесценении своих доходов и сбережений вследствие постоянного падения покупательной способности и курса рубля.
Изменению макроэкономической политики мешают связанные с денежными властями офшорная олигархия и крупные финансовые группы, а также их вашингтонские наставники. Первые не дают ввести никакие ограничения на трансграничные перемещения капитала. Вторые, пользуясь инсайдерской информацией, зарабатывают на валютно-финансовых спекуляциях, покрывая свои риски безотказной государственной помощью. Третьим эта политика позволяет манипулировать российским финансовым рынкам, что и обеспечивает эффективность введенных ими экономических санкций. Последние рассчитаны именно на ту реакцию бизнес-сообщества и денежную политику, которую демонстрируют российские государственные финансово-банковские структуры и непосредственно денежные власти.
Нынешняя система власти опирается преимущественно на бюрократическую вертикаль, силовые структуры и крупный бизнес. Эти опоры могут не выдержать нарастающего внутреннего и внешнего давления. Тем более вследствие открытости российской финансовой системы внутренне давление также зависит от внешних факторов. Американская технология гибридной войны предполагает их активное использование с целью дестабилизации внутреннего положения и обрушения институтов власти. Сталкивание избранной в качестве жертвы страны в состояние анархии кардинально облегчает возможности ее подчинения извне.
Ориентация денежных властей на обслуживание интересов валютно-финансовых спекулянтов и офшорную олигархию ежедневно усиливают противоречия между властвующей элитой и народом, доводя их до состояния антагонистических. Это подрывает доверие населения к институтам государственной власти, ослабляя две ее опоры — бюрократию и правоохранительные органы.
В то же время под воздействием внешних факторов расшатывается и опора, связывающая власть с крупным бизнесом. Последний явно прогибается под санкциями западных стран, опасаясь за свои спрятанные в англосаксонской и европейской юрисдикции капиталы. Призывы В.В.Путина к возвращению вывезенных капиталов на Родину воспринимаются с недоверием, несмотря на объявленную амнистию. Вопреки ожидаемому эффекту от законодательной инициативы по деофшоризации бизнеса, многие богатые бизнесмены предпочли совсем удалиться из российской юрисдикции, чем стать добросовестными налогоплательщиками.
Не нужно быть пророком, чтобы догадаться о главных направлениях западной агрессии против России. Удары будут наноситься прежде всего по опорам высшей государственной власти. Бюрократия будет обвиняться в коррупции и дискредитироваться в глазах населения. Крупный бизнес будет настраиваться против власти под страхом экономических и персональных санкций. Правоохранительные органы будут выбиваться из-под государства страхом перед ответственностью за противоправные насильственные действия. Все это уже происходит на наших глазах.
Чтобы выстоять в ведущейся против России гибридной войне, главе государства необходимо опираться прежде всего на народ. И в первую очередь на трудящееся население. Для обеспечения его лояльности макроэкономическую политику следует изменить в соответствии с общепринятым пониманием принципов социальной справедливости и правды, а также в интересах развития производственной сферы. На практике это означает:
— переход к прогрессивному налогообложению доходов и имущества;
— искоренение коррупции;
— деофшоризацию экономики и прекращение утечки капитала;
— удешевление и облегчение условий долгосрочного кредита, обеспечение макроэкономической стабильности.

Конкретные предложения по каждому из этих направлений многократно обосновывались и предлагались научным и деловым сообществом, широкой общественностью. Кратко их резюмировать можно следующим образом.
В налоговой сфере снижение налогообложения предпринимательской деятельности может быть компенсировано введением прогрессивного налога на доходы и имущество физических лиц, уровень которых превышает средний по стране более чем вдвое. Такой механизм выравнивания доходов, исходя из христианского принципа социальной справедливости, стал органичной составляющей жизни большинства развитых государств. При этом налогообложение нетрудовых доходов существенно выше, чем трудовых — основная тяжесть ложится на налоги на наследство, имущество, рентные доходы. Основная масса налоговых поступлений в них приходится на состоятельных граждан со сверхвысокими доходами.
В России все наоборот. Более 70% налоговых сборов приходится на юридические лица, что подавляет деловую и инвестиционную активность. Основное бремя налогообложения граждан ложится на зарплату, в то время как спекулятивные и рентные доходы налогами либо вообще не облагаются, либо облагаются по пониженной ставке. При этом в отличие от развитых стран ставка налогообложения доходов физических лиц одинакова для всех, хотя структура доходов у бедных и богатых граждан разная. У первых основная часть доходов формируется за счет заработной платы и пенсии, у последних — за счет доходов от собственности, доля которых у них составляет 65%, а в Москве — 90%.
Сложившаяся в России налоговая система усиливает и без того запредельное социальное неравенство, подавляет деловую и инвестиционную активность, тормозит развитие страны. Она отвечает интересам рантье, в которых быстро превратились нажившиеся на присвоении государственной собственности и национального богатства многие представители властвующей элиты. Имея возможность вывозить без уплаты налогов рентные доходы за рубеж, они слабо заинтересованы в инвестировании их внутри страны из-за высокого бремени налогообложения производственной и трудовой деятельности.
Отказ от архаичной квазифеодальной системы налогообложения в пользу современной, ориентированной на социально-экономическое развитие, по аналогии с "развитыми демократиями" даст увеличение доходов бюджета на 5 трлн. руб. Это позволит освободить от налогообложения часть прибыли предприятий, направляемой на инвестиционную деятельность, посредством наращивания амортизации до уровня развитых стран (60-70% в финансировании инвестиций). Целесообразно также ввести налоги на спекулятивные финансовые операции (планируемый в ЕС налог Тобина) и чистый вывоз капитала;
Искоренение коррупции возможно при широком вовлечении общества в борьбу со взяточниками. Для этого целесообразно использование трех принципов. Во-первых, каждый гражданин должен обладать реальным правом требовать отставки любого чиновника в случае ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей. Во-вторых, в случае сообщения о вымогательстве взятки иметь право на автоматическое получение требуемой от государства услуги. В-третьих, введение сквозной ответственности исполнительных органов власти за повышение уровня жизни населения.

Для деофшоризации экономики и прекращения утечки капитала, наряду с уже принятыми мерами в сфере налогообложения, необходимо законодательно ввести понятие "национальная компания", удовлетворяющее требованиям: регистрации, налогового резидентства и ведения основной деятельности в России, принадлежности российским резидентам, не имеющим аффилированности с иностранными лицами и юрисдикциями. Только национальным компаниям и российским гражданам-резидентам следует предоставлять доступ к недрам и другим природным ресурсам, госзаказам, госпрограммам, госсубсидиям, кредитам, концессиям, к собственности и управлению недвижимостью, к жилищному и инфраструктурному строительству, к операциям со сбережениями населения, а также к другим стратегически важным для государства и чувствительным для общества видам деятельности. Необходимо также обязать конечных владельцев акций российских системообразующих предприятий зарегистрировать свои права собственности на них в российских регистраторах, выйдя из офшорной тени.
Главным же направлением макроэкономической политики государства должно стать обеспечение условий полной занятости и творческой самореализации граждан, что невозможно без организации системы долгосрочного кредитования, замкнутой на внутренние источники предоставления "длинных" денег. В этих целях необходимо развернуть целевое кредитование производственных предприятий, сбыт продукции которых гарантирован экспортными контрактами, госзаказами, договорами с внутренними потребителями и торговыми сетями, с жестким контролем за целевым использованием денег исключительно на производственные нужды. Эти кредиты должны рефинансироваться ЦБ под обязательства предприятий через подконтрольные государству банки с доведением до конечных заемщиков по ставке не более 4%. Необходимо увеличить в 3 раза объем льготных кредитных линий на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства, сельского хозяйства, рефинансируемых ЦБ через специализированные институты развития федерального и регионального уровня не более чем под 2% годовых, включая ипотеку. При этом государственное кредитование частного бизнеса должно быть обеспечено его встречными обязательствами перед государством по производству определенной продукции (или оказанию услуг) в определенном объеме в определенные сроки по определенным ценам. Невыполнение обязательств должно вести к образованию долга перед государством в размере стоимости непроизведенной продукции;
Поддержание стабильной макроэкономической среды невозможно без введения контроля за трансграничным движением капитала и валютообменными операциями в целях блокирования спекулятивных атак, нецелевого использования кредитов, мошеннических операций на финансовом рынке. Это позволит удешевить и многократно расширить кредитование производственной деятельности без риска перетока кредитных ресурсов на валютно-финансовый рынок в спекулятивных целях. Это необходимо также для управления обменным курсом рубля, исходя из объективных условий обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Методы избирательного валютного регулирования и контроля хорошо известны и, как показывает опыт многих устойчиво развивающихся стран, могут быть вполне эффективны при последовательной политике денежных властей.
Реализация указанных направлений создания справедливой, ответственной и благоприятной для развития производственной деятельности системы государственного регулирования создает необходимые условия для формирования общенародной, сплачивающей общество идеологии. В ее основу может быть положена концепция социально-консервативного синтеза, предполагающая выработки новой глобальной идеологии гармонизации общественных отношений на основе сочетания традиционных нравственных ценностей, принципов социальной справедливости и партнерства, понимания необходимости устойчивого развития человечества при сохранении разнообразия и упорядочивании ноосферы, соблюдения прав и свобод человека, действия механизмов добросовестной конкуренции.


Мне одно непонятно, почему от тормознул и не решился идти во главе списка "Родины", на пару с Рогозиным они заведомо проходной для Думы вариант.
Конечно, он писал что вопрос стоит или/или, или он советник и может доносить свои идеи до первого лица, или он уходит в Думу, но первое лицо даёт править вшэ и партии бюрократии сросшейся с большим капиталом, и без изменения Думской конфигурации ничего не изменить .... 
Отредактировано: AndreyK-AV - 27 июл 2015 11:20:07
  • +0.04 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  AndreyK-AV ( Специалист )
27 июл 2015 23:21:48

Из-за ШОС и БРИКС мало смотрел что "на мать сырой земле", ну и на персоналии,
а тот же Глазьев выдал несколько сильных текстов, кроме выше приведённого был этот
Жить своим умом

[spoiler=Удивительное сочетание самоуверенности представителей денежных властей с провальными результатами их политики вызывает ощущение тревоги за экономику страны. Если экономика - это наука о правилах ведения домашнего хозяйства, то не может считаться нормальной постоянная утечка из этого самого хозяйства денег, умов и ресурсов. Эта утечка продолжается уже четверть века вопреки чаяниям застывших в ожидании экономистов, обличенных властными полномочиями, о притоке и того, и другого, и третьего. Пока они упорствуют в улучшении «бизнес-климата» совокупная утечка капитала превысила полтора триллиона долларов, за рубеж уехало более миллиона образованных умов «стоимостью» не менее миллиона каждый, а ресурсов, сырья и материалов выкачано в энергетическом эквиваленте никак не меньше полусотни миллиардов тонн в пересчете на единицу условного топлива].

Стали ли мы от этой баснословного торгового размаха богаче? Если судить по количеству миллиардеров, то очень. Но большинство из них живет в долларовой или еврозоне, поэтому к категории «мы» их, с точки зрения нашего народнохозяйственного комплекса, отнести нельзя. Те же, кто живет на рублевую зарплату, едва ли могут похвастаться увеличением доходов за постсоветский период. Даже те сбережения, которые образовались за десятилетие нефтедолларового бума, изрядно обесценились вследствие девальвации рубля и всплеска инфляции, а по уровню бедности наше общество опустилось до 2003 года – исторической точки начала взлета цен на нефть.

За этот же четвертьвековой период китайцы, одновременно с нами начавшие переход к рыночной экономике, стали жить на порядок лучше, впятеро обогнали нас по объему производства и втрое - по количеству ученых. Да и другие страны не стояли на месте, осваивая производства нового технологического уклада, повышая уровень образования населения, наращивая инвестиции в модернизацию и развитие инфраструктуры. Поэтому по уровню развития экономики и человеческого потенциала мы последовательно опускались до слаборазвитых стран. В «тучные» нулевые годы это соскальзывание приостановилось, но в последние годы - на фоне оживления экономики других стран – началось вновь.

Почему же, имея самый высокий в мире уровень национального богатства на душу населения, по уровню извлекаемого из него дохода мы скатились до слаборазвитых стран? И продолжаем падать, в то время как мировая экономика оживает в преддверии выхода на новую длинную волну экономического роста?    

Причины разорения нашего хозяйства нужно искать в особенностях управления им. Если в стране простаивает половина производственных мощностей, работники трудятся вполсилы, знания ученых и инженеров не востребуются, то это указывает на неудовлетворительную эффективность системы управления.  А именно – ее настроенность не на рост производства, повышение уровня жизни и социально-экономическое развитие, а на что-то другое. Это другое не трудно увидеть по центрам генерирования прибылей в нашей экономике. Ведь она рыночная, а главной целью деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике, как известно, является прибыль.

В разумно управляемой рыночной экономике прибыли больше зарабатывают те, кто больше и лучше (по качеству, цене и эффективности) производит общественно-полезной продукции. У нас же товаропроизводители, работающие на потребительский рынок, еле сводят концы с концами, более трети производственных предприятий убыточны, простаивает 40% производственных мощностей. Существенно лучше себя чувствуют предприятия добывающей промышленности и химико-металлургического комплекса, сверхприбыль которых образуется в основном за счет приватизации природной ренты, образующейся за счет разницы внутренних и мировых цен на энергоносители и многократно заниженных рентных платежей, включая плату за использование месторождений полезных ископаемых и загрязнение окружающей среды. Но даже не они сегодня являются главными бенефициарами существующей системы управления российским рынком.   

По итогам 2014 г. лидером в извлечении прибыли стали валютные спекулянты, изрядно нажившиеся на девальвации рубля, а теперь продолжающие наживаться на его ревальвации. В течение всего прошлого года прибыльность валютных спекуляций против рубля составляла десятки процентов годовых, а после опускания курса рубля в свободное плавание - зашкаливала в иные дни за сотню. В это же время рентабельность обрабатывающей промышленности опустилась до 5-7%, существенно снизилась платежеспособность предприятий реального сектора. Условия их кредитования последовательно ухудшались по мере повышения Банком России ключевой ставки. После того, как она была поднята до 17%, кредит для большинства предприятий реального сектора стал недоступен, и оставшаяся в экономике ликвидность устремилась на валютный рынок. Его последующее обрушение стало закономерным результатом как манипулирования им, так и проводившейся денежными властями политики.

В этом году политика стимулирования валютных спекуляций продолжилась. Чтобы снизить спрос на валюту на бирже, Банк России развернул механизм рефинансирования в иностранной валюте по операциям валютного РЕПО. Тем самым он создал новый канал обогащения спекулянтов, теперь уже на повышении курса рубля. Беря валютные кредиты по 2%, банки конвертируют их в рубли, покупая ОФЗ под 10%, а затем продают их и снова конвертируют в валюту по уже повысившемуся курсу рубля. С учетом его роста на треть, нетрудно посчитать, что доходность этих валютно-финансовых спекуляций составляла те же 30-40%, что и в прошлом году на плавном снижении курса рубля. Неудивительно, что  деньги продолжали притекать на валютно-финансовый рынок, уходя из реального сектора. Только за первый квартал объем выданных банками кредитов производственным предприятиям сократился почти на полтриллиона рублей. Соответственно, продолжало ухудшаться финансовое положение предприятий. По оперативным данным Росстата, в январе 2015 г. чистый операционный убыток российских организаций составил 152,5 млрд. рублей. Доля убыточных предприятий в среднем по экономике России достигла 36,1%. При этом наибольший удельный вес нерентабельных производств фиксируется в обрабатывающих производствах (39,9%). В реальном выражении чистая прибыль в обрабатывающих производствах упала до отметок 2001 г.    

Стоит отметить, что наибольшие операционные убытки фиксируются в обрабатывающих производствах (порядка 506,4 млрд. рублей), которые так и не смогли воспользоваться  повышением конкурентоспособности своей продукции вследствие девальвации рубля из-за сверхжесткой, удушающей денежно-кредитной политики. Несмотря на все призывы руководства страны к широкому импортозамещению и использованию повышения ценовой конкурентоспособности отечественной продукции после девальвации рубля для расширения ее производства, в реальности этого сделать не удалось вследствие отсутствия кредита. Хуже того, портфель рублевых кредитов, выданных реальному сектору, по итогам I квартала 2015 г. сократился на 410 млрд. руб., а доля просроченной задолженности по рублевым кредитам реальному сектору по состоянию на 1 мая текущего года выросла по сравнению с началом 2014 г. более чем на 60% (в т.ч., на 27% с начала 2015 г.) и достигла почти 7% от данного сегмента кредитного портфеля. Это неудивительно, если реальный сектор,  в особенности машиностроение, на протяжении, как минимум, I квартала 2015 г. имел доступ к кредитным ресурсам по ставкам около 20% годовых в рублях, что почти вдвое превышает ожидания Банка России по инфляции на годовом горизонте.    

По существу деятельность Банка России свелась к финансированию валютных спекуляций. Из 8 трлн. рублей, выданный ЦБ на рефинансирование коммерческих банков в прошлом году, три четверти оказались на валютном рынке. То же самое сегодня происходит сегодня с валютными кредитами, объем которых уже превысил 30 млрд. долл. При этом попытки ЦБ повлиять на финансовый рынок повышением процентных ставок успеха не имеют. И не могут иметь, потому что доходность спекуляций на раскачивании валютного рынка многократно превышает ключевую ставку. При этом манипулирующие рынком спекулянты почти не рискуют - незамысловатая политика денежных властей ими легко просчитывается. Они без особого риска расшатали в прошлом году валютный коридор, заранее зная алгоритм действий Банка России, а в этом году без риска для себя конвертируют кредиты по валютным РЕПО в ОФЗ.

Благодаря политике денежных властей главным генератором деловой активности в российской экономике стала валютная биржа. Объем торгов на ММВБ составил в прошлом году около 4 трлн. долл., что в 2 раза превышает ВВП страны и в 10 раз ее внешнеторговый оборот. Порожденная политикой Банком России спекулятивная воронка поглощает все больше денег, высасываемых из банков и из реального сектора. Экономика страны подчинена интересам валютно-финансовых спекулянтов, наживающихся на ее дестабилизации и разорении. Когда рубль падал в прошлом году, сверхприбыли спекулянтов оплачивались обесценением сбережений и доходов, сформированных в рублях.  Когда рубль в этом году растет, аналогичные доходы спекулянтов оплачиваются снижением прибыли предприятий реального сектора, которые вытесняются с рынка дешевеющим импортом.

Удивительно, что руководители и аналитики денежных властей оказываются не в состоянии просчитать элементарные последствия своих решений. Еще три года назад автор этих строк в своем «Особом мнении» о проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2013-2015 гг.» в отношении планировавшегося перехода к свободному плаванию курса рубля писал: «Таргетирование инфляции, заявляемое Банком России в качестве главной цели денежно-кредитной политики, не может быть обеспечено без контроля за трансграничным движением  капитала, амплитуда колебаний которого может в нынешних условиях  достигать величин, сопоставимых с объемом валютных резервов. Под влиянием этих колебаний изменения обменного курса рубля, который отпущен ЦБ в «свободное плавание», могут оказаться достаточно значительными для подрыва макроэкономической стабильности. Аналогичным образом дестабилизирующий эффект может иметь и заявляемый Банком России переход к плавающей  ставке рефинансирования».  

И год назад, в своем «Особом мнении» по нынешней редакции ОНЕГДКП, когда уже западными странами вводились антироссийские санкции и становились очевидными риски обрушения курса рубля под воздействием усиления оттока капитала, автор вновь предупреждал: «В прямое нарушение конституционной цели деятельности ЦБ в ОНЕГДКП декларируется отказ от регулирования курса рубля, который будет складываться на основе стихийного соотношения спроса и предложения на валютном рынке. Дерегулирование последнего и отказ от контроля за трансграничным движением капитала в условиях высокой долларизации сбережений,  офшоризации экономики и зависимости  платёжного баланса от экспорта минерального сырья, влечет хаотизацию валютного рынка, переток капитала из реального сектора в спекулятивные сферы финансового рынка и делает в принципе невозможным обеспечение устойчивости рубля. Об этом наглядно свидетельствуют первые последствия заявляемой в ОНЕГДКП валютно-денежной политики. Объявив об отказе от таргетирования обменного курса и проведя скачкообразный рост процентных ставок, ЦБ усилил дефицит денег и сделал самым привлекательным на финансовом рынке видом деятельности валютные спекуляции.  За период с января по декабрь 2014 г. американский доллар вырос на 80% по отношению к российской валюте.

Устойчивость национальной валюты подразумевает не только поддержание стабильного номинального обменного курса рубля по отношению к другим валютам. Она включает еще две составляющих. Во-первых, устойчивость покупательной способности доходов и сбережений россиян, номинированных в национальной валюте. Во-вторых, создание за счет управления валютным курсом максимально благоприятных макроэкономических условий для устойчивого развития национальной экономики, финансовой системы, инвестиций и в конечном счёте увеличение благосостояния граждан как конечной цели экономической политики. 

ОНЕГДКП не предусматривают обеспечение защиты устойчивости рубля ни в первом, ни во втором смысле. Следование заложенным в них принципам уже повлекло провал как в защите покупательной способности доходов и сбережений граждан, так и в обеспечении благоприятных для роста макроэкономических условий…

…ОНЕГДКП не предусматривают никаких мер по необходимому для воспроизводства экономики расширению денежного предложения, замещению замороженных вследствие санкций внешних источников финансирования внутренним кредитом. Их реализация усугубит сжатие денежной массы, что повлечет спазматическое сокращение кредита, цепочки дефолтов и резкий делеверидж. Без принятия адекватных упреждающих мер со стороны ЦБ РФ денежная масса в 2015 г. рискует сократиться на 15-25%, что вызовет паралич всей финансовой системы, неплатежи и дефолты по примеру 1996-1998 гг., обрушение инвестиционно-банковской системы, глубочайший инвестиционный кризис, спад производства и рост безработицы».

 Несмотря на эти подкрепленные прогнозными расчетами предупреждения, денежные власти упорно продолжают прежний курс завышенных процентных ставок и свободного плавания рубля. Первая составляющая их политики мотивировалась странным мнением о «перегретости» российской экономики, в реальности работающей не более чем на 2/3 своих потенциальных возможностей. В обоснование этого мнения приводились рассуждения о якобы достигнутом равновесном уровне  безработицы, которые совершенно неадекватно реальности оценивали положение на рынке труда. Вопреки опросам предприятий и официальной статистике, свидетельствовавших о значительной скрытой безработице и недогруженности  производственных мощностей на 40%, аналитики Банка России считали, что нарастить выпуск можно не более чем на 1,5% и делали вывод об инфляционной опасности смягчения денежной политики.

[justify]Еще более странной является фанатичная убежденность руководителей денежных властей в том, что они могут справится с инфляцией и к
  • +0.14 / 3
  • АУ
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
28 июл 2015 12:20:12

Вот вроде все правильно пишет Глазьев, но непонятны некоторые моменты.
Имеются следующие факты:
1). Глазьев постоянно критикует "удивительное сочетание самоуверенности представителей денежных властей с провальными результатами их политики", т.е. критикует руководство Центрбанка, при том что он сам является членом коллегиального органа ЦБ Россиии - Национального финансового совета ЦБ РФ - http://www.cbr.ru/today/?Prtid=nfs

2). В Национальный финансовый совет ЦБ РФ Глазьев, являющийся советником Президента РФ, делегирован Президентом РФ:
Цитата: ЦитатаФедеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Статья 12. Национальный финансовый совет - коллегиальный орган Банка России.
Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального финансового совета входит также Председатель Банка России.


3).  Национальный финансовый совет ЦБ РФ это вроде как не совсем "свадебный генерал", который ничего не решает. Хотя полномочия у него довольно куцые, но есть у него помимо малозначимых полномочий парочка вполне существенных:
Цитата: ЦитатаФедеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Статья 13. В компетенцию Национального финансового совета входит:
...
4) рассмотрение вопросов развития и совершенствования финансового рынка Российской Федерации, совершенствования банковской системы Российской Федерации;
5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
...

К сожалению закон о ЦБ РФ не устанавливает насколько обязательны к исполнению решения Национального финансового совета ЦБ РФ и не устанавливает жесткую ответственность за неисполнение решений Национального финансового совета ЦБ РФ. По сути, члены НФС ЦБ РФ могут только инициировать вопрос о смещении с должности какого-либо должностного лица ЦБ РФ и все.

4). Полномочия Национального финансового совета ЦБ РФ не идут ни в какое сравнение с полномочиями Совета директоров ЦБ РФ, среди которых есть ключевые для управления финасовыми рынками и денежного регулирования в стране:
Цитата: ЦитатаФедеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Статья 18. Совет директоров выполняет следующие функции:
...
1.1) рассматривает вопросы развития финансового рынка Российской Федерации;
...
9) принимает решения:
- об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также некредитных финансовых организаций;
- о размере обязательных резервных требований;
- об изменении процентных ставок Банка России;
- об определении лимитов операций на открытом рынке;
- об участии в международных организациях;
- о применении прямых количественных ограничений;
- о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;
- о порядке формирования резервов кредитными организациями;
- о размещении облигаций Банка России;
...
14) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;
...
16) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации;
16.1) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения;
...


5). Членами Совета директоров ЦБ РФ согласно данным ЦБ РФ - http://www.cbr.ru/today/?PrtId=dir - является исключительно должностные лица самого ЦБ РФ (заместители Председателя ЦБ РФ, один советник Председателя ЦБ РФ и один начальник территориального управления ЦБ РФ).
Возглавляет Совет директоров Председатель ЦБ РФ. То есть, в Совет директоров ЦБ РФ входит менджемент ЦБ РФ, который по своим основным должностным обязанностям подчиняется Председателю ЦБ РФ и который назначается на должность и освобождается от должности Председателем ЦБ РФ:
Цитата: ЦитатаФедеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Статья 20. Председатель Банка России:
...
4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
...

Обычная (стандартная) повсеместная мировая практика состоит в том, что в Совет директоров организаций (АО, ООО, ТНК, госкорпораций и т.д.) избираются представители собственников, которые контролируют/проверяют/надзирают/етсетра работу управленцев (менджемента) организации.
В ЦБ РФ члены Совета директоров (менджеры банка) контролируют работу менеджеров банка.

6). Председатель ЦБ РФ назначается на должность Госдумой РФ по представлению Президента РФ:
Цитата: ЦитатаФедеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Учитывая то, что в Госдуме большинство, а может и квалифицированное большинство (три четверти) составляют члены фракции "Единой России", контролируемой Президентом, а также члены других фракций, так или иначе подконтрольных Президенту, то по сути - де факто - имеем ситуацию, когда Председатель ЦБ РФ назначается Президентом РФ.
 

Резюме.
В итоге имеем ситуацию, когда назначенный Президентом РФ член высшего коллегиального органа ЦБ РФ Глазьев регулярно ( и даже - систематически) критикует деятельность назначенного Президентом РФ Председателя ЦБ РФ Набиулиной (а также других высших должностных лиц ЦБ РФ, в частности Тулина), а до Набиулиной - предыдущего Председателя ЦБ РФ.
При чем критика господина Глазьева руководства ЦБ РФ носит системный характер и касается не мелких и несущественных моментов деятельности ЦБ РФ, а ключевых и даже основополагающих для полноценного и суверенного функционирования государства - кредитно-денежной политики ЦБ РФ.
 

Если не впадать в когнитивной диссонанс от этого цирка оксюморона, то на ум приходит только одно внятное объяснение существующего положения вещей - конспирологическое: существует некий конфиденциальный документ (наподобие пресловутого канцлер-акта между Германией и США), подписанного во времена Ельцина, согласно которому деятельность ЦБ РФ как-то ограничена и его руководство не может принимать самостоятельных решений по ряду вопросов.
Не то, чтобы я лично был против конспирологии и не приемлел ее вообще, но это конспирологическое объяснение существующего положения вещей вызывает острое неприятие.
А другого нет(((
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
  Foxhound ( Практикант )
28 июл 2015 12:25:33

Обычная конкуренция между элитарными группами за место под солнцем звучит слишком обыденно? А ведь это объяснение самое простое, особенно если учесть что Глазьев - в оппозиции главенствующему экономическому блоку.
  • +0.04 / 3
  • АУ