1941: Пока англосаксы гадали, сколько продержится Сталин, японцы успели сообразить, что Гитлер проиграл
В воспоминаниях, написанных после окончания Великой Отечественной войны, уцелевшие немецкие генералы и фельдмаршалы дружно перекладывали ответственность за поражение Третьего рейха на Гитлера. Они не вспоминали о том, что, строя планы войны с Советским Союзом, не только фюрер, но и они сами не собирались воевать долго.
«Верховное командование думало сломить военную мощь России в течение 8-10 недель, вызвав этим и её политический крах», - свидетельствовал командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Гейнц Гудериан. А начальник генерального штаба сухопутных войск генерал-полковник Франц Гальдер уверял: «Советская Россия всё равно, что оконное стекло: нужно только раз ударить кулаком, и она вся разлетится на куски…»
Схожими были и настроения рядового состава вермахта и СС. Горный егерь Зигфрид Эрт вспоминал: «Мы думали, что война быстро закончится. После наших успехов во Франции и в других местах мы не думали, что она долго продлится…»
Особый оптимизм излучал адъютант командира танкового полка лейтенант Гельмут Ритген. Сразу по окончании войны он хотел жениться. Будучи профессиональным математиком, он, по собственному признанию, «попытался вычислить продолжительность данной кампании исходя из продолжительности предыдущих кампаний в Польше и во Франции, исходя из имеющихся у нас сил, а также расстояний и ряда других факторов. В результате получилось, что война должна завершиться к концу июля. Так что на 2 августа вполне можно назначать свадьбу…»
Не надо быть математиком, чтобы выяснить, что 2 августа – это последний день шестой недели войны. Да и подсчеты Ритгена полностью совпадали с общественными настроениями в Германии. Их в конце июня в секретном отчете «О политической ситуации в стране» отразили «социологи» из СС:
«Мнение населения на данный момент таково, что оно считает Россию весьма слабым в военном отношении противником. В том, что уже очень скоро должно последовать победоносное завершение русской кампании, не сомневается никто, причём степень этой уверенности куда выше, нежели во время предшествующих кампаний в Европе. Оптимизм населения настолько высок, что уже заключаются пари, но не об исходе войны, а о сроках её окончания. Подавляющее большинство населения считает 6 недель предельным сроком окончания войны!..»
Примечательно и то, что точно такие же пари заключались тогда и по другую сторону Атлантики. В этом убедился генерал-лейтенант Филипп Голиков. В июле во главе военной миссии он летал сначала в Великобританию, а потом в США. Выяснилось, что многие американские министры и генералы и думать не хотели о военных поставках в СССР, считая их делом совершенно бессмысленным. Они развлекались, заключая пари о том, через сколько недель СССР будет разгромлен Германией. Военно-морской министр США Франклин Нокс сделал ставку на то, что для разгрома Советского Союза Третьему рейху потребуется от шести недель до двух месяцев.
Раньше всех «недельные графики» разгрома СССР в мусорную корзину выбросили в Токио. Японцы внимательно следили за ходом военных действий на советско-германском фронте. Самураи были готовы к вторжению и лишь ждали момента, когда вермахт разгромит Красную армию, и они, не встречая серьезного сопротивления, смогут начать захват советских территорий на Дальнем Востоке и в Сибири.
К удивлению японцев, с каждым днем долгожданный момент не приближался, а отдалялся. 21 июля в «Секретном дневнике войны» императорской ставки, в котором оценивались события и обстановка на фронтах Второй мировой войны, появилась запись:
«В развитии обстановки на советско-германском фронте нет определённости. Похоже на не прекращающийся несколько дней токийский дождь…»...
Ссылка