Китай планирует обеспечивать безопасность Тихоокеанского региона совместно с Россиейhttp://cont.ws/post/108536Две страны начали координацию своих действий в регионе, но по вопросам Южно-Китайском моря Россия пока отмалчивается В среду министр иностранных дел Китая Ван И встретился со своим российским коллегой, министром иностранных дел Сергеем Лавровым в ходе проведения форума Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Куала-Лумпуре. По данным издания «Синьхуа», Ван заявил, что
«Китай готов укрепить стратегическую координацию с Россией по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, утвердить всеобщую, комплексную, основанную на сотрудничестве, устойчивую концепцию азиатской безопасности, приложить совместные усилия по поддержанию мира, стабильности и развития в регионе». Это явный признак того, что
Китай стремится использовать максимально эффективно военное присутствие России в регионе для укрепления своей собственной безопасности и отстаивать свои военные интересы в Тихом океане.
Китай и Россия уже имеют длительную историю сотрудничества в Центральной Азии, вопреки всем прогнозам, что конкуренция в этом регионе испортит отношения двух стран. Пекин и Москва являются лидирующими членами в Шанхайской организации сотрудничества, а их экономическое видение региона (Евразийский экономический союз России и Китая «Экономический пояс Шелкового пути»). Однако,
когда речь шла о Тихоокеанском регионе, совместные проекты между двумя странами развивались не так активно – но с недавних пор всё начинает меняться.
В частности,
такая ситуация связана с увеличением российского присутствия в Тихом океане, особенно в военной сфере. В апреле начальник Тихоокеанского командования вооруженных сил США адмирал Сэмюэл Локлир, выступая перед членами комитета по вооружениям палаты представителей, заявил, что «
активность России вернулась почти на уровень холодной войны». Также, по словам Локлира,
«Россия усиливает свои стратегические ядерные силы на Восточном побережье в северной части Тихого океана, увеличивая сферу влияние не только в Арктике, но и в Северо-Восточной Азии». Помимо этого,
Москва также наращивает свое военное присутствие в Юго-Восточной Азии, добавил Локлир.
Между тем
Япония также отмечает рост российской военной активности.
К 31 марта 2015 года японские истребители совершили 944 вылета, что на 16 процентов больше, чем годом ранее – один инцидент меньше рекордного показателя. Такую активность России, близкую к уровню Холодной войны, частично можно объяснить увеличением полетов китайских истребителей в районе спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море аналогично тому, как российские бомбардировщики и патрульные самолеты часто входят в воздушное пространство на севере Японии. На самом деле, как сообщает Министерство обороны Японии, на Китай приходится менее половины (464) всех военных перехватов.
Начиная с 2004 года отмечается увеличение активности российские ВВС примерно в четыре раза.
Россия также недавно заявила, что планирует наращивать свою военную и гражданскую инфраструктуру на Курильских островах, на северные территории которых претендует Япония. Это значит, что Япония может столкнуться с усиливающимся российским военным присутствием в северной части Тихого океана.
Складывается впечатление, что Китай лишь приветствует такое увеличение военного присутствия России. Помимо усиления сотрудничества в проведении совместных военных учений, в том числе плановых военно-морских учений, которые состоятся в Японском море в конце августа, в апреле состоялась конференция по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии. На этой встрече
обе страны «договорились усилить диалог и координировать усилия по обеспечению мира и стабильности в регионе», утверждает издание Синьхуа.
Для Китая более активное присутствие России в Азиатско-Тихоокеанском регионе создаёт противовес влиянию США в регионе. Пекин также ценит поддержку Москвы по вопросам безопасности – на этот счет взгляды обеих стран полностью сходятся. Например, Россия и Китай выступили против установки американской системы ПРО THAAD на территории Южной Кореи.
Тем не менее, несмотря многочисленные высказывания Вана и Лаврова о сотрудничестве, Китай вряд ли заручится риторической поддержкой со стороны России по делу, которое привлекает все больше внимания на встречах АСЕАН в этом году: споры о Южно-Китайском море. На Китай обрушился шквал критики со стороны стран Юго-Восточной Азии, Японии и США за проявление чрезмерной активности в процессе восстановления земель. Россия же воздержалась от защиты Китая и даже продала шесть подводных лодок кило-класса Вьетнаму – одному из конкурирующих заявителей.
Это именно из-за этих близких отношений с Вьетнамом Москва не смогла оказать моральную поддержку Пекину в этом деле. Как пишет Антон Цветов, менеджер по связям со СМИ и правительственными структурами в Российском совете по международным делам в своей недавней статье для Russia Direct:
«Возможно, участие России в споре о Южно-Китайском моря не представляло бы никакой опасности, если бы не Вьетнам – её очень активный союзник в Юго-Восточной Азии». В своей попытке избежать антагонизма как с Китаем, так и с Вьетнамом, Россия выработала то, что Цветов называет «несуществующей» позицией по спорам. Россия, желая показать, как искусно она может лавировать между двумя странами, планирует провести совместные военно-морские учения в Южно-Китайском море в следующем году со своими «союзниками Азиатско-Тихоокеанского региона», которые, вероятно, подразумевают не только Китай, но Вьетнам.
И хотя Китай очень заинтересован в дипломатической поддержке со стороны России в отношении проблем, касающихся Южно-Китайского моря – помощь так и не оказывается. Тем не менее,
Пекин надеется на более продуктивное сотрудничество с Москвой по вопросам Северо-Восточной Азии. И поддержка России будет иметь решающее значение, пока Китай пытается продвигать свою концепцию безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе – видение, в котором роль США сведена к минимуму.
MixedNews