Как то странно получается... Царь то хороший, а сотрудники ЦРУ - козлы...
Как ЦРУ вышло из-под контроля
("
Slate.fr",
Франция)
От ударов с беспилотников до пыток заключенных... с 11 сентября 2001 года ведомство дергает за ниточки внешней политики США. И, скорее всего, продолжит заниматься этим в ближайшие годы.
Деннис Блэр был недоволен. В мае 2009 года отставной генерал ВМС занимал должность директора Национальной разведки. В теории это давало ему рычаги управления ЦРУ и 16 остальными вашингтонскими спецслужбами. На самом же деле он оказался совершенно бессилен. Он даже не мог назначить «главного шпиона» в той или иной стране (так обычно называли начальников резидентуры ЦРУ в мировых столицах от Лондона до Бейрута). Блэр же считал, что вправе принять такое решение и отправил (без консультации с Белым домом) письменное указание о том, что с тех пор назначать большинство «главных шпионов» должен был директор Национальной разведки. Но это еще не самое главное: по его мнению, на эту должность можно было назначать сотрудников любых американских разведслужб. Пусть Блэр и уточнил, что в большинстве случаев речь все равно шла об агентах ЦРУ, все это пришлось совсем не по душе тогдашнему директору управления Леону Панетте: он направил во все иностранные представительства письмо с требованием полностью проигнорировать полученное указание.
СМИ в тот момент говорили о подковерной войне. Но даже если и так, война была слишком уж неравной: управление Блэра оказалось совершенно бессильным, и его небрежно смахнуло в сторону крепко держащееся за свою власть ЦРУ.
Несколько месяцев спустя, когда четыре года первого суматошного срока Барака Обамы подходили к концу, Блэр углядел для себя новую возможность утвердить прерогативы своего ведомства, пишет журналист Марк Маззетти в книге «Путь ножа» (The Way of the Knife), которая подробно рассказывает об этом периоде. Унаследовав от Буша-младшего ряд в высшей степени конфиденциальных досье по секретным операциям, Обама захотел рассмотреть их все одно за другим. Речь в частности шла о работе ЦРУ по противодействию иранской ядерной программе и применению беспилотников для ликвидации боевиков в Пакистане. Здесь опять-таки привлек к себе внимание недостаток полномочий Блэра: пост директора Национальной разведки в том виде, в каком он был создан в 2004 году, подразумевал, что его основной задачей является обеспечение взаимодействия американских разведслужб и правительства. Его мнение играло роль в решении бюджетных вопросов, но он никак не мог повлиять на тайные операции за границей. Блэру было совершенно не по душе, что ЦРУ поддерживало прямую связь с Белым домом в операциях подобного рода. По его мнению, такие программы легко могли отойти от изначальной цели и стать опасно легким (и соблазнительным) решением для руководства, у которого было весьма смутное представление насчет поиска решения таких сложных вопросов как иранский. Блэр считал, что каждая программа должна быть внимательно рассмотрена и обсуждена в Конгрессе до принятия окончательного решения насчет ее продолжения, изменения или остановки. Панетта был в корне с этим не согласен и возразил, что любая попытка навязать ЦРУ какие-то руководства и формальные процедуры лишь отрицательно скажется на эффективности программ. Когда все было сказано, весной 2009 года правительство неофициально утвердило все программы ЦРУ за границей, открыв тем самым широчайший канал финансирования. Так, например, в 2013 году управление запросило из бюджета целых 14,7 миллиарда долларов, что производит впечатление по сравнению с 4,8 миллиарда, которые оно получило в 1994 году, если верить информации The Washington Post и обнародованным Эдвардом Сноуденом материалам....
Ссылка