Страсти по "Безумном Максу" I
Что сделал Джо, когда оказался перед невеселой перспективой провести всю жизнь в качестве начальника кочевой орды? Захватил Цитадель. Что сделали вувалини, когда их земли погибли? Предпочли тихо, гордо умирать.
На это можно сказать, что, будь вувалини похожи на Джо, зритель бы не мог им сочувствовать. Но два месяца участия в беседах о Максе на Правдорубчике показали, что у Джо - ненулевое число поклонниц! Покрытый язвами мономаньяк одним махом превратился в героя-любовника. А уж его черно-белые мальчики! Вы много видели фанарта про Вувалини? А варбоев облизывают со всех сторон! То есть, я понимаю, что тут уже никакой вины Миллера нет, он не виноват, что зрительницы (в массе своей это именно зрительницы) развели в голове тараканов. Но факт остается фактом: Миллер показал безумную империю Джо как нечто crazy awesome. При виде армады боевых машин, Кома Дуфа с его безумной гитарой и тонны ПАФОСА зритель быстро теряет изначальное впечатление о людях Джо как об отвратительных белесых червях, копошащихся в кишках горы (а в сцене погони за Максом они производят именно это впечатление). Выкатившись на оперативный простор, они приобретают вид героев.
Да, Миллер все сделал, чтобы показать фальшь и омерзительность этого надувного героизма. Они идиоты с промытыми мозгами и посеребренными ебалами. Под слоем побелки - язвы и опухоли. Ходячие повапленные гробы. Тонны громыхающего пафоса - но несколько женщин и двое мужчин, которые сравнялись в отваге с женщинами, обувают эту орду дважды, а в конце захватывают Цитадель. Я прекрасно улавливаю месседж Миллера, когда он противопоставляет безумной идеологии Цитадели молчаливую решимость Фуриозы и идущих за ней женщин: Миллер как бы говорит нам, что подлинный героизм не нуждается в знаменах, барабанах и трубах. Хранительница семян шмаляет из своего мультука, пока не умирает, а когда умирает, семена берет себе Кейпебл, чтобы вырастить их в Цитадели. Это прекрасный посыл. Но он слишком тонок!
У женщин Миллера нет идеологии. Сестринство без знамен. Джо обещает своим идиотам Валгаллу, в которой им дадут колу и чибургеры. Фуриоза обещает свободу. Но свобода - это бесконечный труд без гарантии успеха. Это не зрелищно, это опять-таки остаетс за кадром. Символ ЗРЕЛИЩНОЙ победы в кадре - это искалеченные люди на подъемнике и тонны воды, которую льет вниз освобожденная "дойная" женщина. Эй, я одна вижу в этом кадре жестокую иронию: она всего лишь повторяет жест Джо, размашистый, но бессмысленный? Куда более осмысленным было бы мене пафосное выведение наружу распределительных труб или прокопка небольшого арыка. Но все осмысленные действия неизбежно теряют в зрелищности. Валькирия не прыгает на врага с воплем "Узри меня!" Она просто стреляет, пока не погибает.
Проблема в том, что люди нуждаются в идеологии. С тех пор как голые прямоходящие обезьяны научились говорить, они научились объединяться в сообщества более крупные, чем родовое племя, на основании разделяемых ценностей и общих целей. Какие общие ценности и цели объединяют женщин в "Максе"? Выживание? Но это не идеология, а биология. "Мы не вещи" - это здорово. Но это негатив, это отрицание, а где утверждение? Кто же мы, когда не вещи? Люди? Но это слишком общо. Что значит быть человеком?
Да, идеология Несмертного насквозь фальшива. Но противопоставить ей нечего, и поэтому она выигрывает в глазах зрителя. Поэтому фанатки рисуют варбоев, которых ласково называют "воробьями", и не рисуют бойцовых бабок.
http://morreth.livej…30921.html