Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,114,335 7,905
 

  Прокруст ( Слушатель )
01 сен 2015 12:45:40

Тред №989580

новая дискуссия Дискуссия  405

http://www.rg.ru/2015/09/01/livanov.html

Цитата: ЦитатаДмитрий Ливанов: Эту тему мы обсуждали с послами Германии и Италии. Они считают, что их языки должны быть предметом изучения в большем количестве школ. Хочу обратить внимание, что с 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы. Мы, правда, дали переходный период школам с учетом того, что к этому не все пока готовы.

А я то думал, чем они начнут грузить школьников, дабы имитировать учебный процесс. Ведь включение физики или химии в обязательные для сдачи ЕГЭ покажет что не учат нечему вообще.
Чтож, заставить зазубрить учеников второй иностранный намного легче. И действительно, это ВСЕМ очень пригодится при переезде в другую страну.
Отредактировано: Прокруст - 01 сен 2015 12:46:16
  • +0.01 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (19)
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
01 сен 2015 13:07:30

Очень странное решение. Непонимающий
Взглянем на факты.
1. По факту иностранный это тот предмет, который УЖЕ пожирает самый огромный кусок бюджетного пирога.
2. Сдают экзамен по иностранному 9% выпускников. При этом порог экзамена настолько низок, что его можно преодолеть не изучая этого языка.
3. 91% колоссальных бюджетных затрат пропадает впустую.
Каким местом надо думать, чтобы при таких исходных вводить второй иностранный? (рит.) Бъющийся об стену
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
01 сен 2015 15:03:56

Чиновники в своей массе озабочены показателями своей работы, а про бюджет им думать некогда.
Наши чиновники копируют американскую школу, но при этом о многом они еще свирепо завидуют:

Цитата: Цитата из книги Классная Америка:Каждый ученик имеет индивидуальный учебный план, в состав которого входит определенный перечень обязательных общеобразовательных предметов (core subjects) — тех же, что и в России, плюс перечень выборочных предметов (electives), таких как разные виды спорта, музыка (любой инструмент на выбор), рисование, скульптура, хореография, театр и тому подобное. То есть все то, на что российские дети ходят в дополнительные школы после основной общеобразовательной, здесь включено в программу обычной школы. Можно даже брать уроки тенниса или езды на скейте.


    Но ученик не может совсем отказаться от необязательных предметов. Он может выбрать что-либо по душе, но не выбирать ничего нельзя. В аттестате зарезервировано определенное количество мест для отметок по таким предметам. Причем эти выборочные предметы вносят такой же клад в общий балл, как и обязательные. Ученики не могут отказаться от выборочных предметов еще и потому, что время прихода в школу и ухода из школы строго фиксировано. Например, в High School учебный день начинается: в 8:30 и заканчивается в 15:45. Он включает в себя четыре урока по 90 минут каждый. Расписание ученика составлено так, что каждый день у него два-три обязательных предмета и один-два — на выбор.


Необязательные предметы это просто чудесная штука с точки зрения чиновника - за них никогда не придется отчитываться!
Печалька в том, что у нас пока невозможно внедрить необязательные предметы, типа обучения макраме. Народ не поймет.
Так что внедрение второго обязательного иностранного - это все, что пока можно сделать. За второй язык ведь тоже никто не спросит.
Впрочем фантазия у чиновников есть, полагаю они еще что-нибудь внедрят.
ЗЫ.
Я никогда не  принимал всерьез альтернативную версию - о намеренном разрушении образования. Конечно американцам чтобы рушить нашу систему достаточно просто навязывать копию своей. За этим трудно увидеть коварный замысел.
Но все же их система образования настолько плачевна, что невольно думаешь - этож какой злодей придумал? Неужто коллективный разум?
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
  Duke Nuken ( Слушатель )
03 сен 2015 10:51:57

Уточните, пожалуйста, что именно плачевно в американской системе образования? Хочется конкретики.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
11 сен 2015 13:03:01

Хм, вопрос знаковый.
Прочтите наконец книгу Айрата Димиева "Классная Америка" - там все разжевано.
Прикольно смотреть, как все описанное в этой книге весьма последовательно воплощается в наших школах.

ЗЫ.
Вся эта ситуация в образовании образовалось не из-за злодеев - ее создали люди с вполне хорошими намерениями.
Чиновники хотели наладить контроль.
Родители хотели чтобы их дети хорошо учились и получали хорошие отметки.
Бизнес хотел на этом заработать, в том числе создавая более успешные программы обучения.
Ах да. Учителей при этом по факту уничтожили - их мнение никого не интересовало. Остались какие-то мелкие клерки.
  • +0.05 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
12 сен 2015 14:11:31

Гы! У нас в школе в этом учебном году уже успели провести "пробный ЕГЭ". Что именно и зачем опробовали - непонятно, но провели. 
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  mr_ttt ( Слушатель )
14 сен 2015 10:56:54


В этой книге автор и достаточно много хорошего про тамошние школы говорит. Не все так просто. ИМХО он как раз работал в школах с массой меньшинств. Там вообще главная задача школы хоть чем то занять подростка, чтоб к бандитам не пошел. Конкретная установка - "хочешь получить хорошее образование - получишь, не хочешь - и фиг с тобой, но чтоб в школе сидел
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
14 сен 2015 18:46:10

В выделенном - суть происходящего.
Школы сейчас висят мертвым грузом на шее чиновников.
Просто убрать "лишние" школы и убрать часть проблем нельзя, слишком непопулярное решение.
Но можно их увеличить в размерах - так проще контролировать и это к слову еще один шаг в сторону американских школ, возможности выбирать себе образование и полной индивидуализации детей - не будет стабильных классов и коллективов. Что еще один плюс для чиновников - дружный класс детей может взбунтоваться.
За одним они могут улучшить школу физически - новые здания и так далее. Это будет делаться, здесь есть в чем отчитаться.
Будут писать методички для учителей, окончательно превращая их в клерков и проводить всякие мероприятия. Это и будет главной деятельностью по улучшению учебы. Чем больше мероприятий, типа георгиевских ленточек - тем лучше. Вообще уроки любви к Родине это прекрасно для чиновников, они будут всячески проталкивать их. Сделают больше наглядных уроков по физике, химии, биологии. Это тоже мероприятия по сути, которые легко сделать и отчитаться, в отличие от формул в мозгах учеников. Тем более что для абсолютного  большинства учеников это лучший способ учебы - наглядность рулит.
Бюджет конечно их будет ограничивать. Поэтому логично выделить школы на хорошие и для галочки, чтобы там просто сидели.
.
PS.
Нынешний курс как власти прост - каждый сам за себя. Большие школы действительно позволяют тем кто хочет выучиться. То есть власть не отнимает возможности, но и не подталкивает вверх. Конечно по факту большинство нормального образования не получит. Ну и что, для них найдут дешевую физическую работу. Ну а кто не захочет работать рано или поздно попадут в районы гетто и там  о них можно будет забыть - благо и медицина ныне страховая.
Эффективно и рационально.
  • -0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Dina_Y ( Слушатель )
16 сен 2015 02:09:32

Опасность для нас не столько в том, что чиновники хотят взять от "них"(запада в смысле) и надеются, что от нас останется что-то - бескорыстие и ответственность учителей, которые будет работать и интеллигентно молчать о деньгах, оставаться на столько, на сколько надо и не повернется язык сказать - это все, если нужно больше, самостоятельно... Американцы- то твердо знают, что от учителя получат только то, что тот обязан
А в том, что родители и ученики к этому не готовы. Не готовы и студенты. К тому, что формально не сокращая объем знаний, сокращено количество часов на их освоение с преподавателем, учителем. То есть, учащийся многое должен сделать сам. а учитель - обеспечить канву. Но родители и дети по привычке считают - учитель дал, учитель спросил. Значит, этого достаточно. Достаточно. На весьма средний уровень. Чтобы дети обо всем составили какое-то мнение, хотя бы слышали  - без всей этой наглядности нельзя. всякие анкетирования к тому же. Способности у детей разные, желание учиться тоже. Кто хочет - самостоятельные занятия и консультации сделают из средних знаний хорошие и отличные. Нет или наивность рулит - немного обо всем плюс реферат из интернета...
Сужу по школе сына - старшее поколение работает, как привыкли. А молодое - как диктуют. Рассказывают занимательно, задания выдают. Контрольные проверяют. На лирику времени нет - две-три работы потому что. Да и не считают обязанными. "На субботнем городском мероприятии будете? Простите, нет - у меня на другой работе занятия" - очень вежливо, но твердо.
Так что, образование - это ответственность того, кто учится...
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
16 сен 2015 13:14:14

Не на что чиновники не надеются. Мысли человека определяются его средой. Для чиновников школа - это учреждение с большим количеством отчетности и методик. Учителя - это люди которые буквально выполняют методики и отчитываются за это. Можно поменять министра, но любой новый министр будет тем же чиновником, в принципе не понимающим значение слова учитель на нормальном русском языке. Он же работает, много работает с бумагами, отчетами, инструкциями, чиновниками.
Копирование Запада - это счастье для чиновника. Не надо думать самому, продвигать инициативы и расплачиваться за свои ошибки. Просто копировать и если что ссылаться на Запад!
И упаси вас Господь доверять чиновникам что-то новое создавать. В лучшем случае будет тихий саботаж. А все потому, что весь чиновничий аппарат предназначен для контроля, для работы по инструкции. Не используйте инструмент не по назначению.
Цитата: ЦитатаА в том, что родители и ученики к этому не готовы. Не готовы и студенты. К тому, что формально не сокращая объем знаний, сокращено количество часов на их освоение с преподавателем, учителем. То есть, учащийся многое должен сделать сам. а учитель - обеспечить канву. Но родители и дети по привычке считают - учитель дал, учитель спросил. Значит, этого достаточно. Достаточно. На весьма средний уровень. Чтобы дети обо всем составили какое-то мнение, хотя бы слышали  - без всей этой наглядности нельзя. всякие анкетирования к тому же. Способности у детей разные, желание учиться тоже. Кто хочет - самостоятельные занятия и консультации сделают из средних знаний хорошие и отличные. Нет или наивность рулит - немного обо всем плюс реферат из интернета...
Сужу по школе сына - старшее поколение работает, как привыкли. А молодое - как диктуют. Рассказывают занимательно, задания выдают. Контрольные проверяют. На лирику времени нет - две-три работы потому что.

ППКС.
Именно так. Не случайно учителя были в школе, а в университетах их нет. Там так и работают - читают лекции. А студент учится сам, если ленится - отчисляют.
Теперь и в школе не стало учителей. Лекторы теперь там по работе, клерки по отчетам.
Цитата: ЦитатаТак что, образование - это ответственность того, кто учится...

Теперь так и только так. Учитывая что у детей должной ответственности и уровня понимания еще нет, то все зависит от родителей.
.
PS.
Следует заметить, что Российская империя в целом всегда отставала от Запада в науке и образовании. И сейчас будет тоже самое, так как мы опять РИ по факту. И этому есть довольно простое объяснение.
Основа ментальности любого народа - это язык. Особенности языка отражают способ мышления народа. К примеру наш язык интуитивно-этический. Мы переставляем слова местами играя смыслом фразы. Используем уменьшительно ласкательные имена. Мат у нас возник из-за того что сплошь и рядом происходят ситуации в которых надо действовать, а не над смыслом размышлять. То есть компенсирует сильную интуитивность нашего языка.
А вот английский язык - логический. С четким построением фразы.
Поэтому на базовом уровне образования англичане будут лидировать в науке, технике.
НО!
Хорошая школа все переворачивает. Хороший учитель научит логике и умению рассуждать. И значение языка тут нивелируется.
А вот интуитивности не научит не один учитель. Игра слов и смысла их сочетания это не просто так, в конечном итоге это заставляет думать о том что делаешь. Англичане же всегда будут думать только о том как делать.
Впрочем СССР уже закончился, мы снова РИ.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Dina_Y ( Слушатель )
16 сен 2015 22:41:07

Это бы полбеды - если бы при ссылках на Запад наши учителя были знакомы с лучшими практиками и видели в действии - организацией и оценкой той самой самостоятельной работы. В абсолютном большинстве случаев их познакомили с переложением или копией. В этом случае можно бы было хотя бы на лучший образец ориентироваться. В тех же экзаменах - например на то, что тест может быть не таким уж и примитивным, а для оценки письменной работы могут существовать совершенно четкие критерии.
По тем же чиновникам - оценка труда учителя там тоже не сводится к "успеваемости". но это ж думать надо...

Я бы не согласилась что у "них" однозначно лучше, чем у нас - у нас по-разному с ними, к хорошему результату можно придти разными путями. Главное, улучшаясь, не сделать все наоборот - не подменить свои плюсы их минусами.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
17 сен 2015 23:46:33

Какие такие лучшие практики имеются ввиду?
На практике внедряются те практики, за которые просто отчитаться, показать работу. Все что укладывается в шаблон. Прочитать лекцию например. Работу же с детьми, такая как разъяснение им материала, нельзя уложить в шаблон и ее трудно оценивать.  Поэтому такая практика выпадает из списка.
Все просто - государство, в лице чиновников, пытается добиться контроля над качеством образования. Это значит - ШАБЛОН. Шаблон во всем. Все что не шаблон - отвергается. По другому чиновники не работают.
Чиновники, к сожалению, оценивают школу по массе отчетов, а не только по результату экзаменов. И именно они пишут инструкции для учителей. И они конечно смогут заставить учителей работать строго по шаблону, а всех инакомыслящих выдавят.
Цитата: ЦитатаЯ бы не согласилась что у "них" однозначно лучше, чем у нас - у нас по-разному с ними, к хорошему результату можно придти разными путями. Главное, улучшаясь, не сделать все наоборот - не подменить свои плюсы их минусами.

У них не лучше, у них то что хочет наше государство - контроль чиновников над образованием.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Dina_Y ( Слушатель )
18 сен 2015 02:17:18

Я больше знакома с британскими, университетским. но рассказывали о том что видим как об общеприменимом. Понравилось:
1. Самостоятельная работа, которая теперь пришла к нам повсюду, весьма часто означает "пойди туда, не знаю куда, сделай, то не знаю, что. А я оценю, как мне нравится" У них эта часть регламентирована: видами работ, системой оценок, которую преподаватель описывает так, чтобы ей мог воспользоваться другой. Оценки должны совпасть, в пределах погрешности. ученик знает "за что", потому что его обязаны проинформировать. Препода так проверяет Ассоциация силами конкурирующего учебного заведения.
2. Поиск информации - в заштатном, по нашим понятиям Университете отличная библиотека. Кроме этого, наличие специальных электронных баз статей, исследований и пр. которые можно использовать в учебном процессе.
3. Узаконенная система борьбы с ученическим плагиатом.
Боялись они больше проверок своей Ассоциации, чем чиновьичьих, чиновники больше проверяли организацию процесса. Бумаг тоже хватает.
Если образование государственное - как же без контроля, по крайней мере в том, что идет за государственный счет...А с другой стороны, единый стандарт должен быть - если почитать, что некоторые коллеги пишут и говорят (а иногда и делают) Другой вопрос - сколько и какого, и какова компетентность контролирующих и проверяющих. У нас же есть традиция на этих должностях быть тем, кто у доски или за кафедрой только ВУЗовскую практику провел.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
18 сен 2015 12:34:22

Вы описали университетские практики. Практики для преподавателей.
Но в школах - учителя!
Если еще в старших классах, которые по сути являются подготовкой для поступления в университет, подобным практикам нужно научить и соответственно их можно там применять, то для средних и младших классов это все ХЛАМ.
Если вы хотите, чтобы ученик научился самостоятельно решать задачи, нужно с ним сидеть, нужно ему объяснять.
Сразу становится очевидным, что советская школа имела те же базовые проблемы, что сейчас - кто там индивидуально что-то объяснял, когда было минимум 30 рыл на учителя? По факту учитель объяснял нескольким сильным ученикам и все на этом.
Ну не может школа эффективно работать, если учеников на учителя больше дюжины.
Однако бюджет не хочет таких расходов.
Поэтому предлагается простое решение - незачем индивидуально объяснять как решать, проще всем сразу дать шаблон.
.
PS.
Результат - если в советской школе было несколько действительно понимающих и все остальные, которые ничего по факту не могли, то теперь у нас есть много учеников, решающих только шаблонные задачи и единицы тех, кто таки сам (или с помощью родителей) научился думать.
На мой взгляд, в реальной жизни при решении реальных проблем толку от шаблонников не больше чем от просто двоечников. А вот то что думающих стало меньше - это серьезный минус.
Впрочем есть одна дополнительная плюшка государству - шаблонников проще "программировать", они в массе своей более законопослушны.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Dina_Y ( Слушатель )
18 сен 2015 13:58:24

Согласна. Только вот по-моему, основное что нашим менеджерам от государства и приглянулось - это качественная подготовка послушных исполнителей. расписать как их готовить, не тратя лишнего, и принять на работу, человека, которому шаг в право-шаг влево самому не нужен. Дисциплина и технологическая карта. Думать будут те, кто образование иначе получал, или несмотря ни на что, выбился. Остальные поддерживать. Они уже в ВУЗе алгоритм спрашивают и шарахаются в большинстве своем от заданий - выберите решение , какое считаете лучшим и обоснуйте. В качестве лучшего - а вы скажите, какое вам нравится, а вот Марья Ивановна сказала, в Интернете написано. На этом критический анализ и обоснования закончились.
И под это все тоже обоснрвание есть: нарисуйте нормальное распределение, отсеките справа 5% - вот они умники, а всем остальным - конфетка из крисивых слов и шаблон.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
18 сен 2015 14:27:27

1.  "Если вы хотите, чтобы ученик научился самостоятельно решать задачи", нужно создать условия, чтобы он побольше решал самостоятельно.

2. В классах Шаталова В.Ф. всегда было более 30 учащихся.

3. Практически доказано, что эффективность обучения не зависит от количества учеников в классе.  
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
18 сен 2015 17:56:55

1. Условия это хорошо. Но до этого надо ему объяснить как решать.
2. Верю. Полагаю очень хороший учитель может и 40 рылам вдолбить знания. Я же ориентируюсь на среднего.
3. В ссылке буквально написано, что денег стали больше выделять. И дан намек:

Цитата: ЦитатаБольшую часть денег реформаторы обычно тратили на уменьшение количества учеников в классах. И что же? По всему миру было проведено 112 исследований, где пытались найти зависимость между малым числом учеников в аудитории и их успешностью. Только в 9 нашли хоть какую-то взаимосвязь!


Дьявол в деталях.
В каких классах? В старших действительно это так.
В младших во многом тоже так - для заучивать таблицу умножения смысла сокращать класс нет. Но не во всем.
И есть критический момент, когда ученики начинают решать задачи, где-то в 3 - 4 - 5 классах. Здесь тех кто сидит в большом классе очень просто упустить. Учитель обращает внимание на лучших. Основная масса сидит и ждет конца урока. Если этот момент упустить - все, приехали.
А у нас учитель загружен. У него не хватает времени на всех. Конечно есть энтузиасты, которые полностью наплевав на свою личную жизнь успевают во всем. Давайте уже не ориентироваться на них, капитализм на дворе.
Разумеется разгрузка учителя вовсе не изменит результат сразу:

Цитата: ЦитатаДесять лет назад в штате Теннесси (опять же США) провели жестокий, но показательный эксперимент. К двум восьмилетним ученикам средних способностей прикрепили двух учителей. Одного - высокой квалификации, входящего в 20 процентов лучших учителей штата, а другого - слабачка, входившего в 20 процентов худших преподавателей. Через три года сравнили знания ребят. Один ученик смог решить только половину заданий, которые без проблем выполнил другой!

Дать время учителю на учеников еще не значит что он найдет подход или вообще этим воспользуется. Нужна постоянная проверка. Говорите у нас экзамены в 9 и 11 классах - ДА ИХ НАДО ДЕЛАТЬ МИНИМУМ КАЖДЫЙ КВАРТАЛ!
Более того, должна быть возможность выбора учителя. Совместимость меж людьми, их понимание друг друга очень важна. Тут кстати да, талантливый учитель может понять многих и разных А обычный - только совместимых. Разумеется с опытом можно расширять рамки.
И все должно быть максимально прозрачно. Характеристика учителя - столько проработал, оценки всех детей с которыми работал до и после. Неудачникам учителям не место в школе.
.
PS.
Ну а такие решения:

Цитата: ЦитатаМало того, в Сингапуре и Южной Корее решили: раз размер класса не влияет на успешность школьников, можно в классы набить побольше ребят, лишних учителей сократить, а оставшимся поднять зарплату. Так и сделали. Те, кто выдержал «чистку», стали получать вдвое больше. В классах у них минимум 30 учеников.

Это прямая ставка на шаблон, что в общем-то типично для этих стран.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
19 сен 2015 20:26:39

Действительно. Вот она эта "деталь":
Цитата: ЦитатаВ Сингапуре только один из шести соискателей допускается в школу. И это при том, что отбор ведут из 30 процентов лучших выпускников ведущих вузов страны.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
18 сен 2015 21:15:41

Зависит от процесса обучения. Если процесс подразумевает однонаправленную передачу, то да, объяснять 3 или 30 разница невелика. В институтах и на сотню легко "вещают". Однако если процесс обучения подразумевает общение, то возможности расширения аудитории без потери качества резко сокращаются. Например, для изучения иностранных языков классы почти всегда делят пополам.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
19 сен 2015 20:40:18

Нюансы я не рассматривал. 
В советское время в городских школах обучалось по 40 человек, а в сельских 15-20 в среднем. 

Никто не будет спорить, что образование в городских школах было более высоким?


Надо быть реалистами. Пока не будет переизбытка денег, их надо направлять не на уменьшение учеников в классе (читай: уменьшение зарплаты учителей), а на повышение уровня учителей (читай: на повышение престижа учительской профессии).
Если нагрузка учителя будет 2 урока в классах по 30-35 человек, результат будет кратно более весомым, чем при нагрузке 6 уроков в классах по 10-12 человек. 
  • +0.06 / 6
  • АУ