Российская наука, образование и перспективы.
490,619 1,658
 

  Вергелес Сергей ( Слушатель )
26 сен 2015 13:04:26

Проблемы МФТИ и не только

новая дискуссия Дискуссия  555

Уважаемые формучане, информирую вас о скверных процессах, происходящих в центральном физическом вузе страны -- МФТИ, находящемся в подмосковном Долгопрудном.

М.В. Фейгельман. Культурная революция
Цитата: М.В. Фейгельман. Культурная революция
Люди старшего поколения помнят, что в конце 1960-х — начале 1970-х в Китае происходили масштабные события, называвшиеся тогда «великой культурной революцией председателя Мао» [1, 2]. Нечто похожее было описано в вышедшей за несколько лет до того знаменитой книге братьев Стругацких «Трудно быть богом»: систематическое издевательство над любыми носителями интеллекта и культуры, доходящее нередко до прямого истребления «умников». В Китае причина этих событий была проста как валенок: «председатель Мао» укреплял режим своей личной власти. Конкретным исполнением занимались так называемые хунвейбины [3] — молодые безграмотные активисты, строившие путем издевательства над образованными людьми свою личную карьеру.


Перейдем от чужой истории к нашей повседневности: несколько зарисовок из текущей жизни Московского физико-технического института.


Как известно, вся суть «системы Физтеха» и причина его успеха как ведущего физико-технического вуза страны — в комбинации высококлассного фундаментального обучения физике и высшей математике в «метрополии» (главном кампусе в Долгопрудном) на младших курсах с последующим специализированным обучением по конкретным научным направлениям на «базовых кафедрах», расположенных в различных исследовательских институтах (как в Академии наук, так и в промышленности). Успех этой системы общепризнан (в том числе и за рубежом) и давно уже привел к появлению ее аналогов в ряде других вузов (прежде всего стоит упомянуть Новосибирский и Нижегородский университеты).


Ниже — хроника недавних эпизодов (2015 год) необъявленной войны ректората МФТИ против базовых кафедр и преподавателей МФТИ вообще.


Май. Распоряжение проректора по учебной и методической работе Дмитрия Зубцова [4] предоставить полные комплекты документов всех базовых кафедр МФТИ на следующий учебный год к 1 июня 2015 года. Примерно к 5–7 июня документы собраны, общий их вес в распечатанном виде измеряется многими килограммами. На их сбор потрачены, в общей сложности, сотни человеко-часов работы квалифицированных сотрудников.


10 июня. Зубцов отменяет свое предыдущее распоряжение. Теперь все подготовленные документы предлагается выбросить за ненадобностью, ибо «всё будем делать иначе».


Конец июня. На еженедельном совещании заместителей деканов факультетов Дмитрий Зубцов заявляет: впредь в планы педагогической нагрузки кафедры не следует включать часы за руководство научно-исследовательской работой (НИР) студентов 4–6-го курсов и аспирантов. Утверждается, что на руководство НИР будут заключаться отдельные договора: на каждого студента или аспиранта с их руководителем — и ректоратом напрямую. Не удивительно, что на настоящий момент (15 сентября) не заключено ни одного такого договора (а их должно быть, согласно «плану», несколько тысяч). Объявив эту «реформу», ректорат де-факто декларирует, что научная работа студентов не входит в содержание их учебы. То есть отказывается от основного принципа «системы Физтеха». Поясняя смысл своих действий, ректорат заявляет о «неэффективности многих базовых кафедр», но никаких конкретных данных на этот счет никогда не было представлено даже Ученому совету МФТИ, не говоря уже о более широких кругах сотрудников. Не исключаю, что некоторые базовые (как и некоторые общеинститутские) кафедры и следовало бы закрыть или существенно реформировать, по существу дела. Но разбираться с каждой кафедрой по существу ректорат и не пытается [5]. Вместо этого происходит издевательство над всеми базовыми кафедрами без разбора.


14 июля. Ученый совет факультета общей и прикладной физики (ФОПФ) принимает решение [6, 7], в первом пункте которого — обращение к ректорату о разъяснении его позиции об изъятии НИР из преподавательской нагрузки. Прошло два месяца, ответа нет никакого.


Июль. Распространен для подписания новый вариант «трудового договора» между сотрудниками-совместителями МФТИ и проректором Д. А. Зубцовым. В нем обнаруживается замечательный пункт, цитируем его целиком:


«2.2.4. Не делать без предварительного согласования с Работодателем какие-либо заявления и не передавать документы или информацию о Работодателе и его деятельности третьим лицам (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством) и средствам массовой информации».


Попросту говоря, администрация сообщает сотрудникам: «Мы будем творить что захотим, а вы — молчать в тряпочку». Никаких официальных решений какого-либо органа управления МФТИ по поводу введения п. 2.2.4 неизвестно. Зато известно, что процитированный выше фрагмент договора нарушает законодательство Российской Федерации: работодатель запрещает разглашение любой информации о нем, что противоречит перечню информации, которая не может составлять коммерческую тайну согласно Закону РФ о коммерческой тайне (подробную правовую оценку см. здесь: [8]). Другой замечательной особенностью этого договора, подписываемого преподавателем и заведующим кафедрой, является «прочерк» в указании доли ставки преподавателя (для совместителей < 0,5) — ни тот ни другой не знают толком (после изъятия из нагрузки часов за НИР), чему равна эта доля…
Ясно только, что существенно меньше прошлогодней ставки, и отнюдь не каждый преподаватель согласится подписать такой договор «втемную».


Реминисценция (2014). Нарушать законы — занятие для Д. А. Зубцова привычное. К примеру, год назад он без всякой реальной причины отстранил от работы замдекана ФОПФ Елену Болбот, даже не сочтя нужным ей об этом сообщить. При этом было явным образом нарушено трудовое законодательство РФ. Все руководители базовых кафедр факультета обратились с возмущенным письмом к ректору [9], но ответа, как обычно, не последовало. И. о. замдекана ФОПФ был назначен выдвиженец Зубцова Владимир Талисманов, через полгода прославившийся своим людоедским заявлением [10] по поводу убийства Бориса Немцова. Тут ректор среагировал быстро, и Талисманова с ФОПФ убрали (впрочем, заместителем декана ФМХФ он остается по сей день).
31 августа. Кафедра высшей математики МФТИ проводит традиционное собрание перед началом учебного года и обращает внимание Д. А. Зубцова на незаконные пункты трудового договора. Получает ответ в стиле «ничего менять не будем, а если не нравится — идите в суд».


1 сентября. Учебные планы всех кафедр давно (в июне) представлены в учебный отдел и ректорат, но до сих пор не подписаны. И вообще, нет никаких утвержденных документов по учебному процессу. Такого в МФТИ еще не было никогда. Ответственный (а фактически — безответственный) в ректорате по этому вопросу — проректор Дмитрий Зубцов.


2 сентября. Четыре руководителя базовых кафедр ФОПФ направляют ректору письмо с протестом по поводу текста трудовых договоров. Ответа нет.


4 сентября. Физтеховская ячейка профсоюза «Университетская солидарность» направляет ректору официальный запрос на тему незаконных пунктов трудового договора. По состоянию на 13 сентября ответа не поступало.


8 сентября. Заместители деканов всех факультетов МФТИ, в течение уже нескольких предыдущих недель вносящие, согласно указаниям Зубцова и учебного управления МФТИ, в компьютерную систему «1С» данные по рабочим учебным программам всех базовых кафедр за три года (новый учебный год и два предыдущих), внезапно узнают, что 2/3 этой работы делать не следовало, так как теперь «вышло послабление» — вносить данные только за текущий год. Здесь надо заметить, что в составе учебного управления МФТИ несколько десятков сотрудников. Чем они занимаются, неизвестно, но огромного объема работа по внесению данных в систему «1С» лежит на десяти заместителях деканов факультетов по старшим курсам.


9 сентября. Ректорат продолжает настаивать на заключении отдельных трудовых договоров с каждым руководителем НИР, причем отдельный договор — на каждого студента или аспиранта кафедры, по-прежнему не включая эти часы за НИР в педагогическую нагрузку кафедр. При имеющемся уровне менеджмента в МФТИ это означает неизбежный длительный хаос, тем более что на кафедрах никто не видел даже и проекта этого нового типа договора. Понять происходящее на основе рациональных соображений никому не удается.


11 сентября. Учебные планы кафедр на всех факультетах по-прежнему не подписаны. Преподаватели-совместители (их в МФТИ более тысячи!) не оформлены на работу и денег не получают. Но, конечно, все вышли к доске с 1 сентября — студенты ведь не виноваты в неадекватности ректората…


Таким образом, ректорат (а точнее, персонально Дмитрий Зубцов) без каких-либо решений Ученого совета или иных коллегиальных органов МФТИ начал радикальную «реформу» системы Физтеха, которая практически выливается в невиданный доселе беспорядок, если не сказать погром. По какой причине канд. физ.-мат. наук Д. А. Зубцов считает возможным диктовать свои условия сотням профессоров Физтеха? Лишь потому, что оказался по недоразумению на должности проректора?


Если кому-либо удается задать вопрос представителям ректората о смысле всего происходящего, можно услышать, что мотивацией является желание навести порядок в расходовании денег базовыми кафедрами и стремление сэкономить бюджетные средства. Насколько можно понять из открытых источников, Минобрнауки выделяет на учебную работу МФТИ около 1,5 млрд руб. в год. Из этих денег на оплату работы преподавателей-совместителей со всех базовых кафедр (а таковых имеется около 110) остается, по нашим оценкам, не более 5% (на «стандартную» базовую кафедру обычно приходится от двух до двух с половиной полных преподавательских ставок; средняя величина оплаты такой ставки — примерно 20 тыс. руб. в месяц, то есть в среднем — 50 тыс. руб. в месяц на всю (!) базовую кафедру, где работает порядка 10 высококвалифицированных научных работников (это меньше, чем зарплата одной секретарши в ректорате); умножая на 10 учебных месяцев в году и на 110 кафедр, получаем примерно 55 млн руб. в год; добавив обязательные социальные выплаты к зарплате, доберемся до 75 млн руб. в год).


Резюмируем: за 5% от всех расходов МФТИ на учебную работу базовые кафедры обеспечивают обучение всех студентов специальности (это и спецкурсы, и практические исследования), а заодно и публикуют около 70% всех научных работ, выходящих с аффилиацией МФТИ.


Возникает естественный вопрос: зачем весь вышеописанный сыр-бор? Ведь в любом случае, даже если ставить своей целью «экономию средств», результат будет ничтожен. Повышение же «эффективности работы кафедр» от описанных выше мер может вообразить себе только человек, никогда не читавший Салтыкова-Щедрина. Вероятнее всего, дело тут в стремлении «начальников» к бесконтрольной власти. Сотрудники базовых кафедр, будучи в МФТИ совместителями, относительно независимы от ректората. Для некоторых членов ректората сама эта мысль, по-видимому, труднопереносима: они хотят иметь дело лишь с целиком им подчиненными безгласными холопами. Вот и нашли способ власть показать, чтобы «эти умники с баз» знали, что они «никто» и права голоса не имеют. В самом деле, студентов ведь не бросишь, а значит, «умники» будут работать на любых условиях.
Тут ректорат сильно ошибается, как это всегда бывает с горе-начальниками, презирающими тех, кто им временно подчинен, да еще и работает за гроши. Подобная политика во вполне обозримой перспективе приведет к уходу из МФТИ наиболее сильных ученых и последующей деградации некогда сильнейшего вуза.


На Физтех (и особенно на ФОПФ) по-прежнему идут очень сильные, мотивированные к занятиям наукой абитуриенты. Нынешние старшекурсники доучиться успеют. А вот кто будет учить следующие поколения студентов?! Политика ректората, откровенно хамская по отношению к реально работающим ученым и преподавателям (не только на «базах», но и в «метрополии»), скоро даст свои неизбежные плоды. А еще через несколько лет сильные абитуриенты об этом узнают, и поступать в МФТИ перестанут. Последствия «культурной революции» попытается исправить уже другой ректор, но он, скорее всего, не справится. Жаль, хорошее было место…


P. S. Неосведомленный читатель, прочитав этот текст, а также и предыдущие заметки в ТрВ-Наука на сходную тему [11], может решить, что в МФТИ дела обстоят хуже, чем в других вузах. Это не так: в большинстве их ситуация еще более скверная. Просто в МФТИ пока еще осталось кому кричать о происходящих безобразиях.


1. https://en.wikipedia…Revolution
2. https://ru.wikipedia…ия_в_Китае
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хунвейбины
4. Дмитрий Зубцов закончил магистратуру МФТИ в 2005 году, диссертацию на степень канд. физ.-мат. наук по специальности «молекулярная биология» защитил в 2008 году, на должности проректора с 2013 года.
5. Если уж вести речь об эффективности работы, то в первую очередь следует обратить внимание на сам ректорат и прямо подчиненное ему учебное управление, явно не справляющиеся со своей главной обязанностью — четко организовать учебную работу в МФТИ.
Зато они регулярно плодят всё новые нелепые установления; только что выяснилось, к примеру, что заявку на резервирование аудитории в учебных корпусах теперь необходимо подавать не менее чем за неделю. Раньше это делалось быстро и в рабочем порядке. Ну почему теперь эти люди всё хотят испортить?!
6. http://dgap-mipt.ru/…от-14-июля
7. http://polit.ru/news…/mipt_nir/
8. http://unisolidarity.ru/mipt/2015/09/05/
9. http://miptstream.ru…er-of-ten/
10. http://miptstream.ru…ov_letter/
11. http://trv-science.r…100-v-mipt

От себя добавлю. Есть парадигма с переносом центра тяжести науки на Физтех, по образу и подобию американских университетов. Эта парадигма исходит по крайней мере из МинОбрНауки, но наверно и в правительстве её в общих чертах поддерживают.


И с этим, как за последние месяцы выяснилось, проблемы. Недавно (не более года назад) в МФТИ построен корпус био-центра. Проблема в том, что теперь оказывается, что несущие конструкции этого корпуса на столько слабы, что на его этажи невозможно ставить часть необходимых приборов и установок для экспериментальных лабораторий.

Небольшое пояснение: в МФТИ есть два (или три, как считать) типа преподавателей:
1.1 Штатные преподаватели, работающие на полную ставку в МФТИ и преподающие студентам младших курсов в стеназ самого МФТИ
1.2 Совместители, которые преподают тот же набор дисциплин, что и штатники, но в 2 раза меньше. Это в своём большинстве научные сотрудники базовых кафедр, ракиданных по Московскому региону.
2. Сотрудники базовых кафедр, преподающих базовые предметам студентам старших курсов. Чаще всего эти занятия происходят в стенах научных учреждений и НИИ. Именно они собственно превращают образование в МФТИ в законченное высшее, поскольку параллельно с изучением базовых предметов студенты делают научно-исследовательскую работу по этому направлению.


То есть и с наукой на самом Физтехе особо ждать ничего не стоит. К этому можно добавить обсуждающие планы по увеличению нагрузки на тех преподавателей. которые преподают в стенах самого МФТИ. Предлагается сделать так, чтобы целая ставка соответствовала 4-х а скорее даже 5-ти дневной неделе. А группы, в которых проводятся семинары, увеличились с 15-ти человек в среднем до 30 и более. Первое означает, что преподаватели потеряют возможность вести научную работу, что неизбежно приведёт к их личной профессиональной деградации и опять таки отсутствию науки на самом МФТИ. Второе приведёт к исчезновению индивидуальной работы со студентами, которая сейчас хоть и с трудом, но всё же ведётся.


Так что у МФТИ есть проблемы в виде его ректората. Ректорат не знает и не хочет знать, что такое наука, как она устроена и, тем более, не собирается прилагать усилия к её развитию. Его интересует что-то другое. Из рационального остаётся только его личная материальная обеспеченность и пристроенность в жизни. Может быть, он не желает подвергать себя риску и отстаивать реальное содержание МФТИ от неправильных концепций, навязываемых сверху ... 
Отредактировано: Вергелес Сергей - 26 сен 2015 13:05:48
  • +0.02 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Dina_Y ( Слушатель )
26 сен 2015 14:15:03

Уважаемый коллега...То, что делают с вами, с ВУЗами менеее именитыми и просто выпускавшими специалистов для своих городов, сделали уже давно. Как выпускница МИФИ, а сейчас препод провинциального ВУЗа, понимаю о чем пишете вы, и знаю, что происходит в других местах.
При той нагрузке, которая приходится на человека, уже просто кого-то учить нормальмально нельзя, а не то что наукой заниматься. Если посчитать количество предметов, которые ведет преподаватель,  программ, которые он написал с учетом меняющихся уствновок, а также обеспечил методически, то в сутках окажется часов меньше, чем нужно для подготовки. Эти мелочи вообще никого не волнуют, слова КЗОТ никто не знает, а уж включать голову, что оно физически не может делаться нормально.... Думаю. что малоинтересно читать, как это происходит.
И как получается, что в отчетах наука есть, несмотря на отсутствие кадров, а только преподов, имеющих огромное количество обязанностей,  да и просто отсутствие оборудования... Показатели по науке в том числе мы же должны выполнять. Интересно ли это кому-то?
Интегральные показатели устраивают, а деталями занимается эффективный менеджмент. Если из гораздо менее перспективных получилось так замечательно оптимизировать....Чей то голос слышать есть желание не большее, чем слушать комариный писк. Администрациям московских ВУЗов удавалось раньше отстаивать себя как -то.... Теперь появилась новое поколение
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
26 сен 2015 15:38:45

Здравствуйте. 
Хорошо (то есть плохо). Нам с Вами дальше жить в России, и нам надо решить свои проблемы, может быть и с опозданием и потерями.
Единственное, что мы можем -- это дать обществу полную, ясную и корректную картину того, что происходит. К этому надо добавить пути выхода из сложившейся ситуации, иначе без позитивной программы возражения повиснут без эффекта. Сейчас общество слабо информировано о проблемах образования в позитивном ключе. Я имею ввиду то, что не надо горлопанить о том, что в правительстве предатели Родины, разваливающие в том числе и науку. Предложу пункты.


1. Надо самим себе сказать -- наукой руководят непрофессионалы, не понимающие в науке практически ничего. Но они нисколько не предатели.
2. С другой стороны, эти люди видят проблемы, которые реальны. Мотивация их действий -- решить эти проблемы. 
3. Штука в том, что само научное сообщество до настоящего момента не особенно утруждало себя попытками признавать проблемы и тем более формулировать методы их решения



А я вот до сегодняшней осени и не знал о проблемах других вузов. Как-то больше ориентировался на решение своих профессиональных задач -- делал науку, писал научные статьи, учил студентов ... Приходится признать, что этого категорически недостаточно.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  TAU ( Слушатель )
24 окт 2015 02:14:38

Готов подписаться под каждым словом.
Видимо, реализуется план уничтожения массово доступного высшего образования в стране...
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
  Вергелес Сергей ( Слушатель )
24 окт 2015 02:51:58

Если не секрет, где Вы преподаёте (или о каком вузе говорите)?
  • +0.00 / 0
  • АУ