ШарлатанствоЭто первая статья «Темной стороны силы» не о чувствах, не о состояниях, а о занятии. Сейчас посмотрим, что из этого получится.
Шарлатанство – позорная, презираемая деятельность.
К шарлатанам относятся с понятным негодованием, потому что вместо обещанных сокровищ они за изрядные деньги втюхивают хорошо, если не полезные, а часто даже просто вредные отбросы. Гадалки, экстрасенсы, самозванные психологи, включая дикие псевдотермины вроде «астропсихолог» или «православный психолог», астрологи, прорицатели, маги, священники, хироманты, целители, изобретали и производители чудодейственных лекарств от всего, вообще знатоки областей, о которых они слышали максимум из телепередач… Да мало ли занятий, бесполезность и ложность которых давно и неоднократно доказаны, зато не требуют никакого ума или образования, хотя позволяют делать вид, будто обусловлены неустанными стремлениями к саморазвитию и доступны лишь избранным... Беспардонная ложь, лицемерие, равнодушие к страданиям, в лучшем случае - самообман, безграмотность и неспособность видеть факты.
Что может быть гнуснее, чем в руку, протянутую за помощью, вложить вместо хлеба даже не камень – кусок дерьма, неважно, из жадности или из глупости? Разве что рекламой и хитростью навязать этот кусок в качестве небесплатной услуги.
Однако практически у каждого из нас бывали в жизни случаи, когда мы выступали в роли шарлатанов. Да-да. Почти никто не избежал этих позорных моментов. Не случалось ли вам в школе или студенчестве отвечать на вопросы, на которые вы не просто не знаете ответов, но даже и смысла которых не понимаете? Причем отвечать так, чтобы скрыть свое невежество и сделать вид, будто вы понимаете и сам вопрос и ту чушь, которую несете? А не приходилось ли с умным видом излагать мнение по теме, о которой вы услышали впервые? Ну ладно, второй раз. Вот. Это он – момент шарлатанства. Именно так поступает и именно так чувствует начинающий шарлатан.
Еще легче вступить на путь шарлатанства, повторив чью-то умную мысль и выдав ее за свое озарение. И уж совсем невинная тропинка в эту область лежит через самонадеянный дилетантизм, когда человек (я уже не говорю «мы»), с некоторым трудом восприняв написанную скучающим копирайтером (или шарлатаном) заметку по медицине или психологии, выступает с полученным багажом новых знаний в роли специалиста и эксперта, удовлетворенно пожиная незаслуженное почтение к своей мудрости. Да что там, вполне просто можно получить диплом, не получив образование, так и оставшись инфантильным невеждой.
Рискну предположить, что природа как первого примера (школьного), так и последнего, лежит в одной и той же сфере: желание казаться лучше, значительнее, умнее, выше по иерархической лестнице. Если это сходит в первый раз, а потом во второй, а потом и еще, такое поведение закрепляется как эффективное.
Есть такое слово «понты». Кто-то понтуется дешевой подделкой под дорогие часы, а кто-то – дешевой подделкой под мудрость, эрудицию, образование, умения, навыки, возможности, способности.
При этом, когда ничего не умеешь, совершенно все равно, что изображать – какие-то реальные умения и возможности или нереальные. Если вы равно не способны ни к тому, ни к другому, вы одинаково хорошо сможете изобразить как умение предсказать судьбу по раскладу карт, так и умение предсказать судьбу по анализу крови. Разница только в том, что во втором случае кто-то может вас уличить во вранье.
Правда, и в этом случае ваши шансы не безнадежны: обыватели охотнее верят тому, кто выглядит важнее и самоувереннее. Да вы и сами наверняка неоднократно видели, как в споре некто, с важным видом несущий чушь, побеждает тихого зануду. Собственно, большинство дискуссий среди простых обывателей как раз и сводятся к тому, кто кого передавит пузом или горлом. Истина, которая рождается в таких спорах – самого, что ни на есть, негодного качества.
Не могу сказать, что это какая-то вредная и досадная аномалия. Напротив, обычный человек, особенно первобытный, не в состоянии силой своего ума определить правоту спорщиков. Генетический опыт подсказывает, что старый, заслуженный вождь бывает прав чаще, чем юная, неопытная девчонка. То есть проще всего правоту человека определить по тому, насколько высоко он стоит на иерархической лестнице стаи. Да, бывают ошибки, но они бывают и в случае напряженного и времяемкого логического анализа, а потому – какая разница? Надо пользоваться тем, что проще.
Отсюда парадоксальный вывод: в среде интеллектуалов, образованных, разумных и скептических людей вы можете оказаться правым, последовательно и логично выведя из фактов истину. Но таких людей мало, всего 4% в среднем по популяции. В 80% случаев (именно столько в обществе людей, основа мировоззрения которых – вера во что-нибудь, не обязательно религиозное) логика и факты вообще ничего не значат. Для них высказывания «Это - факт» и «Я в это очень верю» совершенно эквивалентны.
Отсюда следующий вывод: чтобы быть правым для 80% людей, вам не нужно быть ни умным, ни образованным, ни здравомыслящим, ни даже психически здоровым – достаточно иметь уверенный вид, уверенный голос и группу поддержки (сомневающемуся всегда проще присоединиться к стаду, чем принимать собственное решение). Этот лицемерный само(и не только)обман не приходит как результат аморальных раздумий, он формируется окружением. Уверенное поведение в обществе работает на вас, неуверенное – против. Это известно всем, и уверенность в себе – излюбленная тема психологических и артистических тренингов. И даже в том случае, когда человек не осознает этой простой истины, он все равно старается выглядеть увереннее, в том числе, когда так себя не чувствует, просто в результате дрессировки окружением.
И вот на этом месте и случается бифуркация (развилка) пути: одни люди осознают (или даже не осознают) уверенность, как желательную подмогу в основной деятельности, другие понимают, что ее – вообще достаточно. Больше ничего не надо. Совсем. Искусство надувания щек сделает вас законодателем мод, политиком, чиновником, деятелем искусств, да кем угодно, кто не стопроцентно зависит от качества результата своей работы. Токарем или писателем оно вас не сделает, хотя плохому токарю позволит получить снисхождение, а то и уважение начальства. Отсюда уже совсем недалеко до идеи продажи этого умения за деньги и использования его как основного занятия.
Идеальная область для продажи важного вида обладает двумя свойствами: в ней не должно быть результата контролируемого качества, и она должна заключаться в живом взаимодействии с обывателями. Я мог бы начать писать список таких занятий, но я его уже привел во втором абзаце статьи.
Ошибочно было бы считать всех перечисленных и не перечисленных «специалистов» подлыми и бессовестными сволочами. Да, их вполне много, и я их не оправдываю. Но не надо забывать, что если бы эти люди были способны к систематическим усилиям, к обучению, к разумной критике идей, то им не надо было бы заниматься все этой ерундой, они могли бы реализоваться в каком-нибудь достойном и полезном занятии. Для некоторой части шарлатанов их занятие – вынужденная мера, самообман. Они ведь тоже обыватели, и им не так уж сложно обмануть вместе со всеми и себя заодно, поверить, что они действительно значительны, взаправду что-то умеют, на самом деле способны приносить пользу. Притворная уверенность легко превращается в истинную, особенно при благожелательной реакции окружающих. Да что там, обыватель может искренне считать, что, прочитав не одну, а целых две статьи, он при помощи врожденной гениальности постиг высоты и глубины мудрости. Разубедить таких шарлатанов невозможно, ведь осознание реальности, собственной никчемности, нанесло бы им невыносимую травму, и сильнейшие психологические защиты успешно спасают их от такой катастрофы.
В этом смысле самообманщики выглядят достойными сочувствия, более выгодно, чем лжецы и лицемеры.
Слегка оправдаю малую долю шарлатанов: не все бесталанные личности остаются такими на всю жизнь. Если чем-то старательно заниматься, то какие-то стороны личности развиваются. Профессиональные гадалки, прорицатели и так далее, зачастую получают наблюдательность, внимательность, проницательность в удивительной степени. В малом количестве случаев такие люди становятся неплохими (еще реже – хорошими) стихийными психологами.
Однако как безграмотные галлюцинанты, так и невежественные обманщики зачастую оказываются обеспеченнее и социально успешнее, чем честно работающие хорошие специалисты.
(Здесь бы самое время повозмущаться и понегодовать, но лень и вообще ни к чему).
Ключевое слово – «честно». Честный человек старается быть честным в том числе и эмоционально, в том числе не выглядеть более уверенным, чем он себя чувствует. И закономерно проигрывает. Успех – не в честности, а в эффективности. Напоминаю, подавляющему большинству публики важнее не ваши аргументы, а ваша убедительность, уверенность. Если вы не используете этого ресурса – вы сами виноваты. Если вы хотите убедить человека, который не поймет ваших теорем, но поверит достаточно твердому взгляду, то, наверное, имеет смысл пользоваться тем инструментом, который лучше работает, а не тем, который привычнее, правда?
Следствие: разумному человеку, идущему путем темной стороны силы, полезно уметь быть шарлатаном. Не обязательно профессиональным, потому что, если вы – разумный человек, тем более идущий путем темной стороны силы, то вы наверняка что-то умеете, кроме как притворяться молодцом. В любом случае, инструмент, доказавший свою эффективность, найдет достойное место в вашем инструментальном ящике.
С чего начать.
Во-вторых, получить удовольствие от безвредного вранья. Научитесь показывать несложные фокусы или гадать на картах. Или на кофейной гуще. Или на стеблях тысячелистника. Или на звездах. Совершенно несущественно. Хороший способ гадать, ничего не умея – воспользоваться «
Словами Ванталы».
«…инструмент сам по себе в мантике (искусстве гадания) ничего не значит; если человеку дано, то он может получить хороший результат при помощи любого инструмента, а то и вообще без него. Если же нет, то никакой инструмент не поможет».
В-третьих, научитесь с важным видом нести чушь. Есть такое упражнение для ораторов: «макаронная фабрика». В других вариантах ораторских курсов – «бредогенератор». Это импровизирование с серьезным видом откровенно идиотского текста. Ну как идиотского… Он обязан выглядеть правдоподобно, и слушатель должен понять, что вы шутите, не сразу. Тем лучше, чем позже. У меня даже где-то был пример, чтобы лучше понять, что я имею в виду. Вот:
Я тут побывал на макаронном заводе. Знаешь, как оказывается делают макароны?
Сначала изготавливается тесто. Вот на макаронах часто пишут "Изготовлено из твердых сортов пшеницы". На самом деле, таких сортов нет. Есть разброс по твердости обычных зерен пшеницы, поэтому после сбора их сортируют на специальных гребнях, сделанных из нарвальих бивней (любой другой материал слишком быстро изнашивается). То, что помягче, раздавливается и идет на булочки, а остальное соскребается с бивней, смешивается с водой и под давлением подается в сопла, так называемые сопла Лаваля, где выходная скорость струи превышает скорость звука. От динамического удара при переходе через звуковой барьер зерна разбиваются в пыль, которая в смеси с водой дает нечто вроде каши - пульпу. Эта пульпа сгущается при помощи столярного клея до приемлемой консистенции, и прессуется в слябы, которые после окончательного отвердевания в инертной атмосфере отправляются в фрезерный цех, где из них нарезаются квадратные прутки, а в следующем цеху - токарном, они обтачиваются до круглого сечения. Отходы собираются и в дальнейшем используются для производства манной каши. Круглые заготовки (плети длиной 20 метров) идут в сверлильный цех, где в них просверливают продольные отверстия. Кстати, смысл этих отверстий в том, что они позволяют огню быстрее распространяться по макаронам, когда они упакованы в артиллерийскую гильзу. Дело в том, что при добавлении окислителей в тесто (пульпу) макароны могут служить взрывчатым веществом. Все вы, наверное, слышали о взрывах, случающихся на мельницах... Поскольку просверлить продольное отверстие в макаронине длиной 20 метров непросто, для этого используется сверло с гибким валом (вроде как у бормашины) и магнитной центровкой (секрет советских передовиков, выкраденный Нильсом Бором по дороге из Германии в Штаты). Этот метод позволяет сверлить отверстие точно по центру макаронины, однако для этого необходимы настолько большие скорости вращения (33,1/3 тыс. об/мин в старом масштабе цен), что даже корундовые буры изнашиваются со страшной скоростью (не забывайте, пшеница-то твердая!), поэтому при каждом макаронном заводе есть цех по выращиванию монокристаллического корунда методом Киропулоса. В 70-х годах профессором Кирога было предложено делать это при помощи углекислотного инфракрасного лазера, но это оказалось возможным только для реально несуществующей идеально прямой макаронины, а реально она оказывается слегка изогнутой (ГОСТ разрешает что-то около 0.05 стерадиан на метр) из-за резонансного биения заготовки в шпинделях токарного станка. Да и макаронина изнутри подгорает. Плети клеймятся (одна на жгут из 100 плетей) и отправляются на склад, где каждые 2 месяца рабочие переворачивают их с боку на бок для предотвращения образования пролежней и опрыскивают дегидратантами для удаления опрелостей. Нужно сказать, что на складе необходимо поддерживать определенную температуру (сейчас не помню), влажность и скорость ветра. Перед нарезкой (при помощи сочетания гидравлического пресса и гильотинного ножа) и упаковкой (в Древнем Риме для этого использовался рабский труд) каждая плеть проверяется на засор отверстия при помощи эхолота (в царские времена для этого применяли специально обученных рыжих муравьев, которые после изобретения эхолота одичали и теперь частенько заползают в макароны по старой привычке). Ну, вот, собственно, и все. Примерно на каждой 10000-й макаронине вы можете найти клеймо завода, состоящее из пробы (а там всегда сначала снимают пробу), названия или герба завода, даты изготовления и личного номера дежурного начальника канцелярии. Да, чуть не забыл, для декора макароны иногда изгибают художники кувалдами в огне фтороводородных горелок.
Ну, понятно, что это в порядке упражнения, и что в реальной обстановке надо избегать откровенного бреда и даже того, в чем вы не очень уверены и что легко проверить. Научитесь излагать мутно, невнятно и загадочно. Как у Нострадамуса.
Собственно, вся упомянутая выше статья «Астрология Масуду» и является такой, быть может, чрезмерно серьезной, макаронной фабрикой.
В-четвертых, научитесь вместо бессмысленного предъявления непонятных обывателю фактов, теорий и рассуждений, выдавать то, чего он ждет: убедительную таинственность, хорошо сочетающуюся с его собственными верованиями. Это не так сложно, но нужна практика.
В-пятых, тренируйте наблюдательность. Это вообще никогда не повредит, а в искусстве шарлатана поможет понять, что кому говорить, а чего не надо.
В общем, это практически все. Если вы не будете «колоться» (на арго актеров – смеяться в серьезном месте), не будете особенно противоречить верованиям слушателя и известным ему фактам, и не станете делать уж совсем диких предсказаний, которые впоследствии не удастся подогнать под реальные события, то вы – готовый потенциальный шарлатан.
Это не значит, что вы обязаны менять свою работу на шарлатанство. Девиз темной стороны силы – наличие выбора без необходимости его делать. У вас просто появится дополнительное умение, инструмент, полезный для решения определенного круга задач.
Если вы вдруг однажды вечером пойдете выпить пива, а проснетесь в Сингапуре весь в татуировках, с бородой по грудь и без гроша в кармане, то такое умение поможет вам продержаться первое время.
(с) Крысолов