а между прочим 100 лет назад...
Осетины и Ингуши – так «кто есть кто»?
http://iratta.com/20…t_kto.htmlПоследнее время в Интернете, все чаще можно встретить перетасовку карт, в виде очернения осетин, и возвеличивания ингушей. Приводятся негативные слова Лермонтова и других известных людей об осетинах. Я решил покопаться в архивах, чтобы привнести ясность в этом вопросе, ведь такая игра словами и событиями истории просто возмущает.
Ниже я привожу слова Г.А.Ткачева, где он описывает осетин, ингушей и некоторые другие кавказские народы. Эта глава дословно перепечатана из его книги (оригинала) изданной в 1911 году, «Ингуши и Чеченцы в семье народностей Терской области».
Положение других народностей.
22. Не национальный ли гнет? Если бы насилия, чинимыя ингушами и чеченцами, были направлены против одних казаков или только против однихъ русских, тогда возможно было бы предположить, что эти насилия есть результат национальной вражды, процесс реакции против когда-то учинявшагося гнета, - какъ многие и думают. Но вся обстановка грабежей этому противоречит.
23. Кабардинцы. Еще в 1909 году, на одном из фракционных заседаний партии центра Государственной Думы, многие депутаты могли видеть седовласаго старика, уполномоченнаго кабардинцев, который, влед за казачьим представителем, подтверждал им эту истину.
Одно интеллигентное лицо, из лучших кабардинских фамилий, высказывало следующим образом свои сетования по поводу творящихся над кабардинцами безобразий.
- «Когда кабардинский народ был независим, кабардинцы никогда не позволяли над собой таких насилий. Наши отцы умели защищать свою неприкосновенность. Ингуши и Чеченцы были нашими данниками. Они не смели помыслить приблизиться к черте наших селений, не только воровать и грабить… Но мы вошли в состав России, поверили силе русскаго закона… отдали свое оружие… Что же с нами делают?... Вооруженные ингуши и чеченцы разъезжают по нашей земле, чего не бывало прежде. Издеваются, насильничают. …На наших глазах отхватывают наши табуны, прогоняют мимо кабардинских селений. Соседи выбегают по тревоге, видят, как гонят награбленное народное добро; но только безпомощно бьют об полы руками… и возвращаются с краской стыда в свои жилища».
Лично о себе этот кабардинец рассказал следующее:
- Был у меня родительский конный табун, как у многих кабардинцев. Много лет под ряд я содержал этот табун почти исключительно для ингушей, потому что они одни им пользовались: приедут и заберут весь приплод ежегодно. Но производителя не брали. Наконец, наехали однажды, забрали и производителя… Плюнул я, и бросил коневодство. Так многие кабардинцы побросали»…
24. Осетины. Осетины – наиболее просвещенный из туземных народов. Но и у них мира нет с ингушами. 23 мая 1907 года в одном из их селений, Ольгинском, произошло целое сражение, следующим образом описанное в местной газете:
«В предобеденное время ингуши большим скопищем напали на жителей сел. Ольгинскаго и стали их грабить. Из ольгинцев одни в панике бежали из селения, другие же стали защищать себя и свое имущество. В первое время разграблен был дом ольгинскаго священника, который с семьей очутился в сел. Беслан. В нескольких местах сел. Ольгинское было подожжено. Местная администрация стала взывать о помощи во Владикавказ и на ст. «Беслан». Первоначальную помощь оказал резерв Апшеронцев, стоявших для охраны на станции. Под командой поручика Белявскаго, резерв этот, состоявший 15 вооруженных солдат, отправился в Ольгинское, где им удалось влезть на колокольню церкви и оттуда первое время отражать нападения со стороны ингушей. Между 4 и 5 часом дня к месту происшествия прибыла конная сотня казаков. В помощь им отправлено было два пулемета и часть апшеронцев. Во время перехода этих воинских частей ингуши продолжали вести ожесточенную перестрелку и где можно грабили и увозили верхом и на арбах. В этот промежуток оказались раненными три нижних чина: два апшеронца и один казак. Раненые, под охраной нескольких человек, во главе с поручиком Белявским, отправлены были на ст. «Беслан». К 8 часам вечера в Ольгинском селении насчитывалось до трех сгоревших домов, а убитыми и ранеными до 30 чел.; тяжело раненые были отправлены во Владикавказский военный госпиталь, некоторые же из легко раненых успели скрыться вместе с женами и детьми в ближайших местах. К ночи же, когда на Ольгинское селение стали наступать от 3-х до 4-х тысяч ингушей, из Владикавказа были отправлены две батареи с орудиями и один батальон. В нападении ингушей до 10 час. и 20 мин. ночи был перерыв, а затем они снова возобновили перестрелку. Тогда принуждены были пустить в ход пулеметы, произошел перекрестный огонь со стороны двух позиций. Областной администрации дано было знать что пулеметный огонь не достигает цели, а необходима артиллерия. В 11 час. ночи еще шла перестрелка, а в полночь уже все стихло. В Ольгинском оказалось до 10-ти сгоревших домов; были трупы убитых ингушей, которых родственники клали на арбы и увозили в аул. Очевидцами массового движения на ольгинцев были и некоторые из пассажиров, ехавших с поездом ж. д. Очевидцы рассказывают, что, начиная от разъезда «Яндырка», Вл. ж. д., и до селений Базоркинскаго и Ольгинскаго тянулись вереницы вооруженных ингушей; одни из них следовали на арбах, другие – верхами, было много и пеших. Часть ингушей около сел. Базоркина находилась в окопах, откуда, главным образом, они и производили стрельбу по ольгинцам и войскам до часа ночи. В 10-м часу утра на разъезд «Долаково», Вл. ж. д., прибыл санитарный вагон для приема и отправки раненых.
(Их газеты «Терск. Вед.» за 1907 г. № 114).
И напрасно осетинская депутация показывала прибывшему генерал-губернатору Колюбакину тела своих раненых и трупы убитых. Ингушам, по обыкновению, все сошло благополучно.
- Ингушам все сойдет! Говорят знающие здесь, и это убеждение подкрепляется даже настоящим запросом.
25. Караногайцы. Положение караногайцев, «обслуживаемых чеченцами, самое безотрадное.
Еще в эпоху прошлой войны набеги в караногайскую степь составляли излюбленное занятие чеченских шаек. Народ безоружный, мирный – они не то, что казаки, которые всегда готовы дать сдачи. Как робкие овцы, они только жмутся при появлении грознаго гостя и отдают все безропотно.
Пригнетенные и запуганные хищниками-чеченцами, арендующими соседние участки под видом мирнаго промысла, они не только боятся жаловаться, но со страхом передают даже один-на-один о своей доле.
- Как можно – убьет! говорили они, пугаясь, атаману отдела, который посетил их в прошлом году и разспрашивал об обстоятельствах краж и виновных.
- Ты уедешь, а он убьет! Придет и убьет, если узнает.
Чтобы добиться, кто его грабитель, нужно было обещать караногайцу, что чеченца не станут преследовать.
Зная наши «законы», караногайцы были уверены, что из преследования ничего не выйдет, а им все равно отомстят, если не сам вор, так его товарищ.
26. Кумыки. Кумыки, как низовые казаки, ближе всех граничат с территориями чеченцев, и они, как караногайцы, терпят от них давно.
Мне только раз пришлось проехать по территории кумыков, но и в этот единственный раз пришлось быть свидетелем следующаго факта.
В селении Аксай, где мы остановились в доме почтеннаго кумыка, было горе: было выкрадено 8 буйволиц, составлявших главное богатство хозяина. Сына кумыка не было дома: он поехал их разыскивать. Дальше по дороге в Хасав-Юрт мы его встретили. Он скакал озабоченный домой в сопровождении какого-то туземца. Мой знакомый разговорился. Оказалось, что сын нашел буйволиц в Баташ-Юрте и теперь ехал к отцу за выкупом: воры требовали 70 рублей за 8 буйволиц, цена не высокая. Я был очень возмущен и безстыдством воров, и таким послаблением, им оказываемым, и, когда, на возвратном пути, мы опять заехали к кумыку, - я стал ему высказывать. К моему огорчению, вместо почтеннаго кумыка, мне пришлось краснеть самому, - и очень много, - когда, в ответ, он начал сыпать справедливые упреки моему правительству (он говорил: начальству) за потачку тем самым ворам, в которой я его обвинял, и разсказывать про свое горемычное житье под гнетом воров, будто бы правительством («начальством») покровительствуемых.
- Как не выкупить? Говорил кумык. Денег не дашь, буйволиц загонят, что не найдешь или порежут. Доказывать, кто деньги принимал? Он скажет, я тебя не знаю: свидетелей не было. Скажешь тому, кто указал буйволиц: ты знаешься с ворами; говорит: нет, передал один знакомый… Сам кругом виноватым будешь.
От этого кумыка я многое в один вечер узнал о нашем суде и о нашей власти.
Довольно сказать, что туземцы предпочитают платить разбойникам дань и оканчивать дело миром, чем обращаться к помощи русских судебных учреждений.
- Вызовет тебя судья, - говорит кумык: ты приедешь, вора нет; поезжай назад, дело откладывается. Зовут тебя на другой раз, - ты рабочий человек; тебе некогда: на ярмарку надо ехать (кумык был скотопромышленник), дело в другом ауле. Ты не поехал, думаешь – отложат опять; вор приехал, тебе отказ: зачем не приехал. А вор грозит: убью, сожгу…
Так живут кумыки.
В последнее время у них стояла особая стража на всей границе Чечни, для защиты округа от чеченцев.
27. Хевсуры и андийцы. Хевсуры и андийцы, гранича с Чечней, живут вне Терской области; хевсуры в Тифлисской губернии, андийцы в Дагестанской области. Те и другие горные пастухи, живущие в неприступных щелях. Как живется им в соседстве чеченцев, у нас сведений нет. Но что у добрых и мирных андийцев с чеченцами дружбы никогда не было, общеизвестно. А полудикие Хевсуры в позапрошлом году 4-х чеченцев сожгли живьем, поймавши на краже.
Если будет опасно приобретать имущество и делать сбережения, кто захочет рисковать? (с) ГИПЕРИД