_________________
Теперь Кастельс (увы, вынужден коротко, но если комментарии покажут необходимость, то разберу подробнее).
- Современные правительства по всему миру утрачивают контроль: люди самостоятельно информируют друг друга и координируют свои действия;
- Против этого репрессии бессильны;
- Если такое движение началось, то его невозможно остановить (вернее, можно остановить только путём отключения интернета, что для современных систем управления невозможно);
- Единственный способ сосуществования со свободой интернета для государств – открыть каналы политического участия;
- Приходит конец представлению о демократии, которая заключается в том, что каждые четыре года вы голосуете на выборах;
- Формы участия населения в отправлении власти должны быть различными для разных стран, но движения в разных странах находятся в контакте друг с другом;
- Движение Occupy сейчас занимается несколькими вещами: создают кооперативы по собственному производству продуктов, организуют бартерные сети, альтернативную валюту. Возникает социальная валюта, которая используется внутри особого сообщества людей. Развиваются банки времени: вы тратите три часа для моей пользы, я трачу три часа для вашей пользы. Идея в том, чтобы избавиться от денег. Пока её разделяет меньшинство, но количество сторонников быстро растёт. В Америке развиваются банки местных сообществ. Люди стали требовать от местных властей забрать деньги городов из крупнейших американских банков, например, Chase Manhattan. В Баффало местное общественное движение смогло добиться этого, и теперь в городе достигнуто соглашение, что все деньги города будут изъяты из Chase Manhattan и вложены в местный банк, управляемый специальным кооперативом.
- В США около 40% рядовых граждан разделяют идеи Occupy. Среди политиков – никто, даже Обама, потому что их работа под угрозой. Протестующие говорят: "Вы, политики, уходите, а мы всё переделаем".
Сравним это с тем, о чём беседовал Греф со своими гостями.
Как видим, Кастельс говорит совсем о других вещах. Не об обратной связи и не о выпуске излишков социальных паров. И вряд ли мы когда ни будь услышим содержательный диалог Грефа с Кастельсом - на эту тему им не о чем говорить. У Грефа всё кончается с утратой контроля системы управления, а у Кастельса всё с этого начинается.
Греф говорит о краудсорсинге, т.е. передаче толпе некоторых функциональных составляющих управления. Подразумевая, что система управления может решать, что и в каком порядке передавать. Собственно, на петербургском форуме они и пытались определить, что и как передавать.
А Кастельс говорит совсем не о толпе, а о людях, которые просто приходят и, никого не спрашивая, берут то, что им изначально принадлежит (нет передачи и нет толпы).
И тут же делаю ссылку на пару своих давнишних текстов на ту же тему
2008 г.
2009 г.
Засим перехожу к Жилю, нашему, Делёзу. Гиганту, без преувеличения, мысли.
Общество контроля
Переговоры
Писалось в 1990 г. В тот год, когда я зарёкся участвовать в уличной политике. Когда мир чествовал Горбачёва. Когда ещё существовал СССР, но уже как-то по-другому существовал. Когда только расцветали идеи многополярного мира и мультикультурализма. Когда только-только формировались очертания несбыточной, абсурдной и ныне забытой идеи информационно-сотового общества. Когда ещё никто не слышал даже слова «реконизм».
В то радужное (во всех смыслах этого слова) время Делёз писал об обществе контроля. Тогда никто не мог даже осознать, о чём это он писал. Сегодня я вижу, что он описал ту точку, в которой дадут сбой модные нынче футуристические прогнозы Тоффлера (хотя, сам Делёз Тоффлера не упоминает вовсе – он строит свои выводы, опираясь на Фуко).
И настолько точно описал, что я даже не могу сказать, согласен ли я с Делёзом или не согласен (мне надо ещё подумать, прежде, чем доводить свои выводы до такой детализации).
Делёз – это о дне сегодняшнем. О том, что вынуждает Грефа собирать себе подобных на совет, на котором нет места подобных Кастельсу или мне.
Бегтина, кстати, очень не хватало на сбербанковском форуме. Он уж точно мог бы дать пару- другую уместных и ценных замечаний.
В остальном – читайте Делёза. У него всё расписано. Только слова мудреные. То, что я называю семьёй, он называет субъективацией коллективов. То, что меня пугает в растворении суверенитетов, он называет "трансверсальной организацией свободных индивидов, на основе техники". Почему-то он считает это коммунистической утопией (непонятно почему коммунистической, но то, что утопией - это правильно). Впрочем, я тоже это считаю утопией (вернее антиутопией), только не коммунистической. Строго говоря, вообще непонятно, какая это утопия (или антиутопия).
В то же время Делёз не даёт ответов – он лишь описывает трансформации и ставит вопросы. Но с какой детализацией!
Зато я вижу, что предел полёта его тогдашней мысли - это сегодняшний день. А я думаю о завтрашнем, не додумав сегодняшнее даже до той степени, до которой это сделал Делёз более двадцати лет назад.
Он ничего не пишет о том, во что трансформируется власть и как проявляется человеческая воля по ходу этой трансформации. Об этом писал Тоффлер. А Делёз лишь констатировал сход с рельсов, проложенных Тоффлером. Притом, что вся медведевская модернизация (непонятно чего) фактически была направлена на то, чтобы поставить страну на эти рельсы. И сегодняшние Грефовские потуги – не более, чем попытка удержать поезд на этих рельсах.
Получается, что в 2005 я начал писать продолжение того, что Делёз писал в 1990 г. Остаётся восхищаться тому, как он без практики смог до такого додуматься. Мне гораздо легче, т.к. я опираюсь на практику - что вижу, то пишу. У меня преимущество - я могу видеть, а он всё изобретал на кончике пера.
Верный признак надвигающейся сингулярности – это отсутствие таких, кто мог бы на кончике пера. Теперь всё постигается чуть ли не в реальном времени. Так и будем двигаться, расшибая лбы об непрерывно меняющуюся реальность.
_____________
И ещё пара дополнительны ссылок на отражения Петербургских событий.
http://slon.ru/econo…3589.xhtmlhttp://www.vedomosti…__________
Отредактировано: Bolikkkk - 19 июл 2012 00:05:00