После заявления Зеленского, что только вступление в НАТО может гарантировать безопасность Украины и вброса о том, что еще до этого вступления на ее территории могут быть размещены войска альянса, ответных шагов навстречу со стороны «союзников» не последовало.
Генсек НАТО Йен Столтенберг заявил, что альянс однозначно на стороне Украины, требует от России «вернуть Крым и прекратить поддержку боевиков на Востоке Украины». И «союзники продолжают оказывать значительную практическую поддержку, чтобы Украина могла сама обеспечить свою безопасность», – то есть, ясно дают понять, что вмешиваться своими силами в конфликт не намерены.
Мысль о том, что НАТО не придет на помощь в случае военного противостояния с Россией, сильно противоречит тому нарративу о всемерной поддержке со стороны Запада, который внушался украинской аудитории посредством СМИ. Теперь оказалось необходимо быстро объяснить украинцам, которые, как им говорили, защищают Европу от российской агрессии, что они должны делать это сами. Без войск НАТО, США или европейских стран. Потому как осознание роли жертвенных баранов за чужие интересы сильно демотивирует личный состав украинской армии и «патриотическое» мирное население. Появились даже истеричные призывы со стороны «украинских патриотов» прекратить защищать Европу (будто кто-нибудь их об этом просил) и пропустить к ее границам российского агрессора.
В предназначении Украины как форпоста Западного мира, который просто необходимо защищать от России, украинской власти и пропаганде действительно удалось убедить некое количество ориентированных на Европу граждан. Расставаться с верой в этот обманчивый образ оказалось болезненно.
Взамен не оправдавшего себя лозунга «заграница нам поможет» в общество начали транслировать уверенность в предстоящей неминуемой победе над российской армией. И одновременно мягкое доведение мысли о том, что на помощь никто из западных союзников не придет.
Глава украинской делегации в Контактной группе по Донбассу Леонид Кравчук публично заявил, что США не пришлют своих солдат воевать за Украину: «Я думаю, ожидать того, что завтра американские солдаты придут на Украину и будут нас защищать, давайте мы не будем сказочниками. Такого не будет».
Командующий объединённых сил украинских вооруженных формирований Сергей Наев в эфире ток-шоу Савика Шустера сказал, что в военном планировании украинская армия не рассчитывает на поддержку военных подразделений иностранных государств в случае обострения с Россией.
Особенно размахался шашкой бывший командующий АТО, генерал-лейтенант ВСУ Михаил Забродский. Он также утверждает, что украинская армия готовится воевать с Россией в одиночку.
И тут же призвал Зеленского четко дать понять всему украинскому народу, что Украина должны драться с врагом: «Нужно четкое заявление относительно направления действий, наших намерений. Верховный главнокомандующий должен сказать: «Нет, мы будем драться», и это будет одновременно и приказ, и дорожная карта, и указание всем, что надо готовиться к силовому сценарию».
Насколько «непростым» будет путь Украины к неминуемому поражению, Михаил Забродский очень хорошо себе представляет. Как выпускник Санкт-Петербургской Военной инженерно-космической академии имени А.Ф. Можайского, с пятилетним опытом службы в российской армии.
Украинское общество он заранее предлагает готовить к очень тяжелым потерям:«Потому что это совсем другая жизнь, другие угрозы и потери. К этому тоже нужно быть готовым заранее, а не разводить руками и говорить: «Ну, мы же не думали, что это будет настолько серьезно». Поверьте, это будет еще как серьезно.»
По мнению генерал-лейтенанта Забродского, настолько все будет серьезно, что вполне может закончиться потерей украинским режимом контроля над еще какими-нибудь территориями. Для установления в этих регионах лояльного к себе отношения и контроля, как он считает, сил и ресурсов у России достаточно: «С военной точки зрения, при планировании наступательных операций такого уровня и масштаба, есть отдельный пункт – как в дальнейшем установить контроль над территорией, как ее содержать, поддерживать оккупационный режим, бороться с сопротивлением. Я уверен, что в российском Генштабе все это не обошли. Чего-чего, а человеческих ресурсов у России хватит!»
Фактически, Забродский открытым текстом призывает режим готовить украинское население к тому, чтобы умыться кровью. И в результате неминуемо потерять новые территории. Как минимум. А как максимум, государственность. Посыл от замглавы Администрации президента РФ Дмитрия Козака о «начале конца Украины», в случае начала боевых действий против Республик Донбасса, на украинской стороне прекрасно расслышали. И даже, по идиотской украинской манере, попытались обхохотать. Через сведенные от страха и ненависти челюсти.
Есть ли место для шага назад?
Нагнетанием военной истерии в обществе власть Зеленского сама себя загоняет в ловушку и лишает возможности деэскалации ситуации.
А вдруг из США не поступит приказа к наступлению, или, пуще того, прикажут отвести войска от линии соприкосновения и вернуть в расположения?
Обвинение Зеленского в предательстве со стороны возбужденных и перепуганных войной «патриотов» последует неизбежно. С последующим, весьма вероятно, погромом в Киеве, начиная с района Офиса Президента, с последующим радостным линчеванием не успевших сбежать представителей власти.
Стоит заметить, что такая же перспектива весьма вероятна для действующего режима и в случае ожидаемого разгрома украинской армии и тяжелых потерь в военном столкновения с российской армией.
Однако сдать назад и разрядить ситуацию с украинской стороны Зеленский уже не может.
Понимая это, украинский президент продолжает нагнетать ситуацию уже не просьбами, а требованиями о принятии Украины в ЕС и в НАТО. Надо же как то вдохновить и армию, и народ, очевидно назначенные на заклание. И немедленно получает публичный отлуп, то есть ответ на них со стороны столь любимой и вожделенной Европы.
Госсекретарь при МИД Франции по европейским делам Клеман Бон заявил, что «серьёзной перспективы вступления Украины в ЕС нет», а визит Владимира Зеленского в Париж не стоит воспринимать как сигнал о такой перспективе.
На фоне надоедливых разной наглости требований украинской стороны ответ выглядел и был публичной пощечиной Зеленскому еще до его встречи с Макроном.
В ходе этой затянувшейся встречи, о чем бы не просил украинский президент французского, в ответ он услышал слова необходимости выполнять Минские соглашения и решения Нормандского саммита в Париже.
Как со стороны Макрона, так и от Меркель, с которой связывались из Парижа по телефону.
Франция и Германия не заинтересованы в развязывании военного конфликта на Украине, стороны и не в восторге от планов США радикально «разморозить» ситуацию на Донбассе, чтобы обновить «железный занавес», отделяющий Россию от Европы. Для ФРГ прекращение строительства «Северного потока» - сильнейший удар по экономическим перспективам. И дополнительные потери от антироссийских санкций.
Прекращение строительства потока - одна из обозначенных Зеленским стратегических целей украинской власти. Причем этот вопрос недвусмысленно назван «вопросом войны»: «Северный поток» – это другой удар, энергетический. Так называются современные войны. Гибридные войны. Это и информационная война, энергетическая война. Так же с газом, продовольственная война. Мы знаем, как блокируют страны, и они не получают продукты. Так же – война вакцин, когда нет поставок вакцин той или иной стране, и тебя шантажируют этим. Это и есть гибридная война».
Эти слова были сказаны руководителем страны, которая семь лет блокирует подачу воды в Крым и объявила блокаду Донбассу.
Украина считает вопрос сохранения контроля над российскими поставками газа в Европу настолько важным, что согласна ради него воевать. Однако эта готовность сугубо противоречит экономическим и политическим интересам Германии.
Для Франции также перевод конфликта на Украине в вопрос прямого выяснения отношений между Россией и США означает провал Нормандского формата и потеря статуса влиятельного центра силы в европейских делах.
Призывы от «Старой Европы» к России отвести войска от границ с Украиной и увещевания Зеленского со стороны Макрона и Меркель начать исполнять Минские и Нормандские соглашения – понятная позиция. Однако политической воли или особого желания принудить Украину к этому, со стороны Франции и Германии пока не наблюдается.
Переговоры в Минске по политической части Минских соглашений украинской стороной полностью заблокированы. От согласования предложенных ЛНР и ДНР координационных механизмов, которые позволили бы реально поддерживать режим прекращения огня на линии соприкосновения, украинская делегация в Контактной группе уклоняется.
Встреча советников глав государств в рамках Нормандского формата в понедельник 19 апреля, на которой российская сторона так же предложила обсудить упомянутый конкретный механизм прекращения взаимных обстрелов, закончилась ничем. То есть отказом Украины его обсуждать.
Изменений в политике Украины и отношении ее представителей к Минским соглашениям по результатам встречи Зеленского с Макроном не видно.
В прямые переговоры с представителями ЛНР и ДНР Украина вступать по-прежнему отказывается, в результате чего превратила Минские переговоры в откровенный фарс. К понуканиям со стороны участников Нормандского формата Владимир Зеленский также, как видно, не восприимчив.
Каких-либо сигналов о том, что Макрону удалось убедить Зеленского прекратить эскалацию, не заметно.
Как и того, что США отказались от замысла устроить провокацию в Донбассе даже с очень туманными и неблагоприятными перспективами для Украины.
Заявления и действия с российской стороны показывают с одной стороны, готовность к предметным и конкретным переговорам по всему спектру противоречий, с другой стороны, демонстрируют, что угрозы и давление со стороны США ни в коем случае не являются приемлемыми, а метод санкционного давления себя не оправдывает.
Российское руководство морально готово само и постепенно готовит население к введению каких-угодно санкций со стороны Запада и конкретно США.
В военном плане российской стороной демонстрируется немедленная готовность к широкомасштабному конфликту.
И ситуация с «висящем на стене ружьем» начинает владеть ее участниками за счет слишком большой вовлеченности.
В случае отвода российских войск от границ с Украиной, и Запад, и украинский режим получат доводы для пропаганды, что политика силового давления и требования со стороны Франции и Германии повлияли на российское руководство, а значит поддержка Украины со стороны Запада реальна и действенна. И Европе, и США будет показано, что политика шантажа и угроз в отношении России себя оправдывает.
Даже если значительная часть российского общества, особенно из разряда глубоко евроинтегрированных, и обрадуется разрядке и снижению напряженности в отношениях между Россией и США, пойти на уступки Соединенным Штатам под давлением – значит гарантировать усиление этого давления в будущем. Если откровенный шантаж со стороны США окажется успешным – дальше с Россией они и будут разговаривать языком шантажа.
В Москве это понимают и подают сигналы о своей готовности к разогреву Западом конфронтации любого уровня.
Судьба Донбасса в этих условиях превратилась в вопрос принципа для России. Так как на нее оказывается открытое давление с требованием даже не сдачи Донбасса и Крыма. От нее требуют фактически капитуляции.
Для команды, находящейся у власти в России, это неприемлемо.
В этой весьма высокой степени напряжения конфликт и будет пребывать на протяжении неопределенного периода времени. Пока одна из сторон не решит, что окончательно готова, и не воспользуется висящим на стенке с начала событий ружьем.
Юрий Барбашов