Цитата: Безыменский188 от 02.05.2018 16:15:01Топикстартер продемонстрировал нам оригинальный вариант древнего, но эффективного демагогического приёма, известного в детских садах как "один дурак может задать столько вопросов, что не ответят и сто умных", и попытался заставить оппонентов оправдываться.
Факир был пиян и фокус не удалсяЭту тварь таки забанили (обычно разговаривать с забаненными - моветон, но в данном случае готов с удовольствием повторить своё мнение этому персонажу и в лицо), но зато он смог невольно нащупать тему, способную объединить совершенно непримиримые (как мне казалось) позиции.
В этой ветке я спокойно поставил несколько плюсов абсолютным антикоммунистам, и что удивительно, получил такие же плюсики от них.
Не готов делать никаких глобальных выводов, но считаю нужным этот факт отметить.
И хочу задать вопрос компетентным камрадам, убедительно отпинавшим здесь местного ТС:
насколько помню, в домонгольские времена ни чехов, ни поляков, приведенных в этой ветке нам, сиволапым, как пример несгибаемости перед тоталитарной Византией, в Европе вроде ещё не было как таковых.
Литвины точно были, Ягайлу знаю.
Я прав?
Цитата: Ilya Kaiten от 02.05.2018 16:47:13Так вопрос же растянут чуть ли не на пол тыщи лет (логично - страничкой в википедии желающий поспорить обыватель не отделается). Собственно на момент крещения и русские то ещё не оформились ни как нация, ни как государство. Польша сформировалась из княжеств где-то в X веке. Чехи примерно в то же время.
Цитата: Безыменский188 от 02.05.2018 18:13:46Встречал (и в значительной мере разделяю) версию, что поляки как нация стали формироваться в рамках создания "санитарного барьера" между Россией и Западной Европой путем католизации славянских племен - по той же схеме, как спустя пару столетий создавали "щирых украинцев".
То есть где-то 400-500 лет назад. Это никак не Х век и никаких монголов.
Не историк ни разу, потому предметно поспорить на эту тему не могу, квалификации не хватит.
Но тема интересная, с хорошими аллюзиями на современность.
ЦитатаВ Польше иезуиты появились в 1564 году по приглашению кардинала Станислава Гозии. По признанию польских историков, вызовом их в Польшу кардинал Гозий положил новую эпоху религиозно-социальной жизни народов, населяющих Речь Посполитую. Не будь его, возможно, что Речь Посполитая избрала бы себе иной путь религиозно-политической жизни, более крепкий и надежный, чем тот, который положен был Гозием
В это время, пользуясь покровительством аристократии, постепенно укрепляется протестантизм (а именно кальвинизм, лютеранство и унитарианство). К примеру, Радзивиллы в своих гигантских владениях стали очень яро насаждать это новое и модное течение христианства среди горожан и крестьян, и даже католических ксендзов принуждали к переходу в кальвинизм. Николай Радзивилл Чёрный, канцлер Литовский и воевода Виленский, двоюродный брат супруги короля Сигизмунда Августа — Барбары Радзивилл, открыл в Несвиже и Бресте протестансткие типографии. В брестской, в частности, в 1563 г. впервые была напечатана Библия на польском языке, посвященная Сигизмунду II Августу(1548-1572 г. г.). Король состоял в личной переписке с Лютером, Кальвином и Меланхтоном, которые посвящали ему свои творения.
К 1560-м гг. для католиков ситуация в Литве складывалась катастрофически. Наиболее ярким показателем успехов протестантов был тот факт, что в кальвинизм переходили уже не только магнаты и шляхта, но даже римо-католическое духовенство. Особый скандал вызвал латинский епископ Киевский Николай Пац. Долгое время он проповедовал кальвинизм, оставаясь иерархом, а затем сложил сан, женился и стал светским вельможей — протестантом. В Жмудской католической епархии Литвы в результате проповеди Реформации осталось только 6 ксендзов. Впрочем и многие православные литовские дворяне перешли в протестантизм: князья Вишневецкие, магнаты Воловичи, Ходкевичи, Сапеги, Кишки и другие. Из 600 православных шляхетских семей Новогрудского воеводства, заселенного преимущественно русинами, после проповеди кальвинизма в Православии осталось только 16 фамилий.
Успех Реформации объясняется довольно просто: учение Кальвина с его республиканской политической моделью более чем традиционные конфессии, импонировало вольнодумному и анархистскому духу польско-литовской аристократии, склонной к утверждению олигархической формы правления.
2.
Первый отряд «чёрной гвардии Папы» прибыл в Вильну всё в том же 1569 г. Интересно, что в знак смирения они хотели прибыть в столицу пешком. Но их покровитель виленский епископ Валериан Протасевич, опасаясь народного волнения, выслал навстречу им повозки и значительную охрану. Через год (1570) прибыло ещё 20 человек (в основном поляки). Бывшего в их числе некого Варшевицкого (примечательно, что он был уроженцем Варшавы(!)) назначили ректором иезуитской коллегии. Вскоре орден завладел лучшим в Вильне Свято-Янским костёлом.
Важное значение имело распространение сети учебных заведений Общества Иисуса — коллегий. Коллегия соединяет в себе монашеской дом и учебное учреждение. Как правило, это школа среднего уровня, в которой монахи-иезуиты работают в качестве преподавателей и ученых. Образцом для иезуитских коллегий стал Colegium Romanum, основанный в Риме в 1551 г. А Виленская коллегия с 1569 года постепенно превращается в важный центр обучения детей украинской и белорусской шляхты. Базовыми в получении образования были гуманитарные науки, за которыми шли философия и богословие. Тщательно соблюдаемый порядок изучения отдельных областей знаний хорошо воспринимался украинской школой, привыкшей к поочередному изучению Грамматики, Часослова, Псалтыря. Много времени посвящалось на выработку филологического чутья, хорошего стиля устной и письменной речи. Планомерность в образование добавляло повторение материала и активная заинтересованность учеников их собственным воспитанием. Иезуиты быстро осозав, сколь успешно можно использовать стремление шляхты к образованию в своих прозелитических целях. В самые короткие сроки орден развернул в Литве колоссальную деятельность.
Дети православных, поступившие в иезуитские коллегии, не принуждались открыто к перемене веры, но они попадали в совершенно чуждую Православию культурную среду, образованную католиками. Они легко приучались к западной культуре, которая, вероятно, производила на них большое впечатление, особенно на фоне сформировавшегося у православной западнорусской знати комплекса этнокультурной неполноценности. Таким образом, без всякого принуждения почти вся западнорусская аристократия уже к рубежу XVI-XVII веков в лице своего младшего поколения была обращена в католицизм. Даже знаменитый защитник Православия князь Константин Константинович Острожский совершил ту же самую ошибку, послав своих детей учиться в католических коллегиумах и университетах, откуда они вышли убежденными католиками (внучка князя Константина была уже столь фанатичной католичкой, что велела выкопать останки своего деда и крестить их по католическому обряду).
В миссионерской практике иезуиты использовали множество действенных способов пропаганды, причём одним из наиболее ярких средств следует назвать диспуты. Инициативу в этом направлении проявили поначалу протестанты (как показала история, очень даже зря). Кальвинистские проповедники явились однажды в коллегиум к иезуитам и вызвали их на диспут. Он проходил в стенах коллегиума и закончился, в общем-то, ничем. Тогда иезуиты предложили состязаться открыто, перед лицом народа. Но в означенный день, когда на городской площади собралась толпа католиков и протестантов, лидеры последних не рискнули вступить в открытый спор с католиками. Иезуиты быстро сориентировались и, разделившись на группы, стали дискутировать между собой. Это было потрясающе эффектно: одни иезуиты защищали католицизм, другие — учение Кальвина, третьи — Лютера. Нашлись даже те, кто выступил с позиций Социна. Три дня продолжались эти споры на виленской площади, причем все выглядело на удивление правдоподобно, хотя, разумеется, всякий раз верх одерживали те, кто защищал устои католицизма. Настоящие протестанты были деморализованы таким поворотом событий. Значительная часть населения Вильны стала симпатизировать иезуитам.
Цитата: Безыменский188 от 02.05.2018 18:13:46Встречал (и в значительной мере разделяю) версию, что поляки как нация стали формироваться в рамках создания "санитарного барьера" между Россией и Западной Европой путем католизации славянских племен - по той же схеме, как спустя пару столетий создавали "щирых украинцев".
То есть где-то 400-500 лет назад. Это никак не Х век и никаких монголов.
Не историк ни разу, потому предметно поспорить на эту тему не могу, квалификации не хватит.
Но тема интересная, с хорошими аллюзиями на современность.
Цитата: Свой от 02.05.2018 12:27:29Не ведитесь на разводку ипанутых. Они вам лапшу на уши вешают, а вы верите.
К примеру – был такой митрополит Киприан. Известен тем, что Дмитрий Донской набил ему морду и выгнал из Москвы. За что перед Куликовской битвой был отлучен от церкви. Однако, как известно, князь забил на это болт и назначил митрополита из своей дворни – какого-то Митяя. Каковой и был утвержден греческим патриархатом, поскольку прихоти спонсоров – закон для грантоедов.
Или был у нас такой царь – Федор Блаженный. Известен тем, что захотел заиметь собственный патриархат. Для чего в 1589 году посадил под арест приехавшего в Москву греческого патриарха Иеремию. И держал за решеткой до тех пор, пока тот не подчинился.
И это все, что нужно знать о "главенстве греческой церкви" над русским православием и отношением нашего ВПР к греческой церкви с древнейших времен.
Греческая церковь или подчиняется русским, или получает люлей. Других вариантов нет.
Цитата: Поверонов от 02.05.2018 21:56:07Вы приводите примеры с тех времен когда Русь уже стала вассалом Золотой Орды. Да, в это время русское православие уже подпало под светскую ( ордынскую ) власть. А сами князья получали ярлыки на от Византии, а от Орды.
Цитата: Игуана от 01.05.2018 20:20:15Вопрос сформулирован. Какие будут мнения?
Цитата: Свой от 02.05.2018 22:05:56Конец 16 века – власть Орды?
Это пять!!!
Давненько уже я не брал в руки многотомничек старика Фоменко...
ЦитатаЦитата: Свой от 02.05.2018 13:27:29
Не ведитесь на разводку ипанутых. Они вам лапшу на уши вешают, а вы верите.
К примеру – был такой митрополит Киприан. Известен тем, что Дмитрий Донской набил ему морду и выгнал из Москвы. За что перед Куликовской битвой был отлучен от церкви.
ЦитатаЮридически предоставление дани было отменено 14 июля 1700 г. Константинопольским мирным договором с Османской империей, заключённым по итогам Азовских походов Петра I. В статье VIII говорилось: «А понеже Государство Московское самовластное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая или ныне, впредь да не будет должна от Его священнаго Царскаго Величества Московскаго даватись, ни от наследников его: но и Крымские Ханы и Крымцы и иные Татарские народы впредь ни дачи прошением ни иною какою причиною, или прикрытием противное что миру да сотворят, но покой да соблюдут».
Цитата: 753 от 03.05.2018 10:28:50Ответ будет простым.
Русь была крещена Византийской церковью, начиная с 9 и 10 веков.
Первая митрополия была на Руси в 9 веке (см. Назаренко). Вторая, в 10 веке.
Первые монахи на Руси были греческими, церкви строились по греческому стилю и греческими мастерами, вся литература была (летописи) на греческом, глава митрополии на Руси назначался в Константинополе.
Историк Приселков пишет:
"В связи с устройством в Киеве греческой митрополии в 1037 г. Ярослав, как сообщал Древнейший свод, «собра писце многы и прекладаше от Грек на Словеньское письмо и списаша книгы многы… положи в св. Софьи, юже созда сам». Трудно не думать, что в числе этих многих книг были и книги исторического содержания. Конечно, выбор книг к переводу в этом случае определялся не русскою стороною, а соображениями руководства со стороны «русского митрополита», присланного из Царяграда. Интересы этой опеки для указания русским их политического положения в отношении к Империи, несомненно, требовали от митрополита ознакомить свою новую «паству» с историею человечества и Империи,..."
Цитата: Kvazar от 04.05.2018 13:49:24Полный гон.
Первыми христианами на Руси были вараяги (по византийским хроникам). К нам оно пришло из Болгарского Царства, а конкретно из Орхидской епархии. Однако, на тот момент арианство рассматривалось греческой (византийской) церковью уже как ересь, а главное - перевод на церковно-славянский тоже был ересью -тут вспоминаем что было в европах при переводе на национальные языки(даже в 17 веке, в "Трех мушкетерах" Портос сетовал на то, что приходится убивать других французов только за то, что они на французском молятся). Ольга например тоже была арианкой и при посищении Константинополя ее заставили перекрещиваться, а ее духовника чьмырили. Перекрещивать пришлось и Софийский храм. Собственно Владимир решил зарамсить с Византией и ему выкатили митрополита и набор церковной литературы на греческом.
Цитата: 753 от 04.05.2018 16:14:27Причем здесь варяги, если речь идет о митрополитах?
И причем здесь далекая, забугорная Болгария, крещенная Византией только в 9 веке, если рядом с Киевом находилась огромная митрополия Византии в Крыму и на Кавказе? Крым был христианизирован ещё в 4-5 веках, Кавказ (в границах нынешней России) несколько позже.
Крымская митрополия имела напрямую связь с Киевом по Днепру и через Крым она имела связь с хазарами ( в нынешних границах Украины и России). Через Крым и Кавказ добирались послы Византии и монахи на север и восток Руси (посольство Кирилла в Хазарию).
В летописи упоминается путешествие монахов по Днепру на север. Был ли это сам апостол Андрей или это были манахи его церкви - не ясно.
Первыми христианами на Руси были монахи из крымской митрополии (если брать современную Россию), а так же монахи на Кавказе.
И были они византийцами, поселившиеся на этих территориях и крестившие местные народы и племена.
Единственно, что хотелось бы уточнить, это то что не все митрополиты Крымской митрополии были греками по национальности.
Всех византийцев иногда называют греками, но в самой Византии жило много людей разных национальностей.
Нередко митрополиты были не греками по национальности. Все митрополиты назначались на Русь из Константинополя. Отсюда не ясно откуда в Константинополе могло сохраниться арианство в 9-10 веках, которого давно там уже не было.
Митрополит мог сидеть в Крыму в 9 веке или в 10 веке, где в границы его митрополии входила Русь с Киевом. Ему необязательно было находиться в самом Киеве.
С Крымом имел связь непосредственно и Владимир, когда брал Херсонес. А Болгария ваша далеко.
ЦитатаПричем здесь варяги, если речь идет о митрополитах?
ЦитатаИ причем здесь далекая, забугорная Болгария, крещенная Византией только в 9 веке, если рядом с Киевом находилась огромная митрополия Византии в Крыму и на Кавказе? Крым был христианизирован ещё в 4-5 веках, Кавказ (в границах нынешней России) несколько позже.
Крымская митрополия имела напрямую связь с Киевом по Днепру и через Крым она имела связь с хазарами ( в нынешних границах Украины и России).
ЦитатаЧерез Крым и Кавказ добирались послы Византии и монахи на север и восток Руси (посольство Кирилла в Хазарию).
ЦитатаВ летописи упоминается путешествие монахов по Днепру на север.Был ли это сам апостол Андрей или это были манахи его церкви - не ясно.
ЦитатаЕдинственно, что хотелось бы уточнить, это то что не все митрополиты Крымской митрополии были греками по национальности.
ЦитатаОтсюда не ясно откуда в Константинополе могло сохраниться арианство в 9-10 веках, которого давно там уже не было.
Цитата: Kvazar от 04.05.2018 22:32:43Вы таки не поверите, но национальность "греки" придумали только в 19 веке. А в те времена это была конфессиональная принадлежность.
Цитата: Kvazar от 04.05.2018 22:32:43А «устроенье отьне и дедне» - это нормы языческого общежития. Отсюда, собственно, и начинается двоеверие, которое будет веками накладывать отпечаток на всю общественную жизнь и верхов, и низов.
Цитата: Kvazar от 04.05.2018 22:32:43Иларион сходит с исторической арены и Киев снова Получает митрополитов из Византии. Но идея избрания будет жить постоянно, пока не восторжествует окончательно в середине XV в.
Цитата: Kvazar от 04.05.2018 22:32:43Вы таки не поверите, но национальность "греки" придумали только в 19 веке. А в те времена это была конфессиональная принадлежность.