Цитата: osankin от 09.11.2023 18:27:23 9 ноября 1989 г. 34 года назад началось разрушение Берлинской стены
Стена с взобравшимися на неё немцами на фоне Бранденбургских ворот в ноябре 1989 года
Цитатамы не можем согласиться с мнением немецкого культуролога М. Йегера, что после строительства стены руководство СЕПГ потеряло интерес к созданию привлекательной (по сравнению с Западом) витрины [1, S.110]. В нашем докладе мы попытаемся доказать, что образ ГДР как «витрины социализма» продолжал сохранять важное значение в деятельности СЕПГ.
Исторически представление о «витрине социализма» было связано не только с политикой СССР по германскому вопросу, но с образом Сталина в пропаганде правящего режима Восточной Германии. Как отмечает А. Тихомиров, образ Сталина предусматривал такой сценарий власти СЕПГ, который представлял восточногерманское общество как закрытое, а ГДР как «витрину и оплот социализма» («Schaufenster und Bollwerk des Sozialismus») в Холодной войне [2, S.509].
....
Впрочем, как справедливо пишет немецкий историк Х.А. Винклер, весь Западный Берлин был «витриной Запада» [5, S.192]. И хотя Ульбрихт в письме Хрущеву от 15 сентября 1961 г. отмечал, что с установлением стены Западный Берлин закончил играть роль витрины капиталистического Запада[6, p.128], проблем для режима СЕПГ не стало меньше.
....
На VI съезде СЕПГ в январе 1963 г. Ульбрихт представил Новую экономическую систему планирования и управления (НЭС), которая предусматривала отказ от прежних принципов сталинской экономической политики и внедрение некоторых принципов рыночной экономики. НЭС была основой и мотором «красного экономического чуда» 1960-х гг. в ГДР. Экономика Восточной Германии стала второй (после СССР) по размерам ВВП в советском блоке. В 1960-е гг. ежегодный рост национального дохода держался на уровне 5%, при этом производство предметов потребления начало обгонять развитие тяжелой индустрии. В ГДР первой среди социалистических стран было налажено массовое производство легковых машин, цветных телевизоров, сложной бытовой техники. Население ГДР -достигло наивысшего уровня жизни среди всех коммунистических стран мира: в расчете на 100 домохозяйств количество личных автомобилей увеличилось с 3,2 в 1960 г. до 15,6 в 1970 г., домашних холодильников – с 6,1 до 56,4, стиральных машин – с 6,2 до 53,6, телевизоров – с 16,7 до 69,1 [8, S.577].
ГДР удалось превзойти потребление ФРГ в расчете на душу населения в масле и жирах. Теперь, замечает немецкая исследовательница А. Каменски, неожиданно население столкнулось с проблемой переедания: население в среднем потребляло на 33% больше калорий в день (примерно на 1000 килокалорий), чем было необходимо, поэтому каждый четвертый взрослый в ГДР имел излишек веса [9, S.43].
Восточные немцы, пишет американский историк Д. Крю, почувствовали, что они были более обеспечены, чем большинство граждане «братских социалистических стран» [10, p.7]. Все это значительно улучшило имидж Ульбрихта у населения ГДР и позволило ему чувствовать себя более уверенным в международных делах.
.....
тут
Цитатачто касается целесообразности создания Берлинской стены, тогдашний руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт (на фото – слева) на пресс-конференции в Восточном Берлине 15 июня 1961 г. Демонстративно – в пику СССР – заявил, что "руководство ГДР не планирует установить стену между восточным и западным секторами Берлина". А после создания той бетонной границы Ульбрихт в 1960-х часто говорил в кулуарах о том, что Москва уже ведёт секретные консультации с ФРГ и когда-нибудь Советский Союз пожертвует Восточной Германией, чтобы "удовлетворить" Запад.
Позиция Ульбрихта, естественно, не могла импонировать Хрущеву. Потому были планы отстранения его от должности высшего партийного руководителя ГДР. Но эти планы не поддержало большинство в тогдашнем руководстве Восточной Германии. А Ульбрихт в 1961-1964 гг. в своих письмах Хрущеву сообщал, в частности, что в руководстве ГДР опасаются "сдачи" Восточной Германии, в том числе с помощью неопределенности статуса Западного Берлина, и что Берлинская стена наверняка ускорит подрыв ГДР изнутри.
Но эти письма остались без ответа. По указанию Хрущева его зять А.И. Аджубей (в то время главный редактор газеты "Известия") начал секретные переговоры, – подчеркнем, без участия ГДР – с влиятельными политиками ФРГ, включая будущих канцлеров К.Г. Кизингера (члена руководства ХДС, министра-президента земли Баден-Вюртемберг в первой половине 1960-х), В. Брандта (одного из лидеров западногерманской социал-демократии, бургомистра Западного Берлина в 1957-1966 гг.) и О.В. фон Амеронгена (в 1952-2000 гг – председателя правительственного «Восточного комитета немецкой экономики») о возможных вариантах объединения Германии. В ФРГ и Западном Берлине Аджубей беседовал и с эмиссарами из США по германскому вопросу.
/////
В журнале «ГДР» (май 1969 г.) были впервые полностью процитированы действовавшие до упразднения ГДР официальные западногерманские комментарии ко многим статьям Основного Закона ФРГ (1949 г.) и к примыкающим к ним официальным западногерманским документам-разъяснениям. Все эти документы ФРГ позволяли ей вести переговоры с Москвой, Вашингтоном, Лондоном и Парижем о будущем ГДР, Западного Берлина и по воссоединению Германии — подчеркнем — без участия ГДР и без учёта хотя бы ее интересов. И ведь неспроста СССР, в ходе заключения небезызвестного договора в ФРГ (1970 г.), не настаивал на упразднении или хотя бы на изменении соответствующих официальных западногерманских документов...
Что до китайской осведомленности, то в 60-70-х годах китайские СМИ, со ссылками на «истинных коммунистов Германии», «подлинных советских коммунистов» и на «дипломатические источники Китая и гоминьдановского (тайваньского – А.Ч.) режима», периодически сообщали, что переговоры о «предательской ликвидации ГДР советские ревизионисты ведут не только с ФРГ, но и с США». А, скажем так, «ответчики» никак не реагировали на эти обвинения...
/////
Чжоу Эньлай, премьер Госсовета (Совета министров) КНР, на переговорах в 1961 и 1963 годах с послом и другими представителями ГДР в Пекине, публично предупреждал Восточную Германию о "хрущевском предательстве".
Он утверждал, что создание внутриберлинской стены лишь спровоцирует всевозможные подрывные действия против ГДР. И что Восточной Германии надо добиваться созыва совещания всех соцстран по вопросу о той стене и ситуации со статусом Западного Берлина. По словам премьера Чжоу, об этой позиции КНР Кремль был проинформирован. Как полагал китайский премьер-министр, Москва своими действиями показывает, что она рано или поздно предаст ГДР. Но Китай никогда не повторит возведение такого рода стены между КНР и Тайванем, как и на границах КНР с британским Гонконгом и с Макао – португальской колонией в Китае (см, например, "20-летие ГДР: к вопросу о воссоединении Германии и лицемерие советских ревизионистов", Пекин, 1969; "Защитить ГДР!", Пекин-Тирана, 1964; "Китай и капиталистические страны Европы", М., "Наука", 1976; Балиев А. «ГДР: технология ликвидации»).
И Демократическая республика Вьетнам (Северный Вьетнам) не поддержала создания той стены. По мнению Ханоя, куда более сложная ситуация на 35-километровой 17-й параллели (фактической границе между Северным и Южным Вьетнамом) – даже на фоне продолжающихся американских бомбардировок и обстрелов Северного Вьетнама – не заставят ДРВ соорудить такую стену. Причем, как отмечали руководители ДРВ, не склонен к возведению такой стены даже проамериканский южновьетнамский режим, понимающий, что это резко усугубит раскол вьетнамской нации и укрепит межгосударственное разъединение Вьетнама (см., например, Winkler H.A., "Der Lange Weg nach Westen", Munchen, 2000; "Кремль готовит уничтожение ГДР!", Пекин, 1965; "Защитить ГДР!", Пекин-Тирана, 1964) .
Конечно, позиция Китая была, прежде всего, обусловлена начатой на рубеже 50-60-х политико-идеологической конфронтацией с Москвой. Буквально все внешнеполитические шаги Кремля и его внутренняя политика вплоть до середины 1980-х включительно подвергались в КНР ожесточенной критике. Естественно, не дремала и китайская разведка...
////
обращает на себя внимание и то, что торгово-экономические связи и политические контакты КНР с ФРГ и Западным Берлином активно развивались ещё с конца 1950-х годов. Более того, некоторые эксперты высказывали подозрение, что именно ФРГ, с подачи заинтересованных в усугублении советско-китайской конфронтации США, помогала Китаю в овладении им атомным и водородным оружием в 1960-х годах (см., например, "Китай и капиталистические страны Европы", М., "Наука", 1976; "China nеws", Таipei (Taiwan), march 1966). Поэтому вполне допустимо, что информация о советских переговорах с ФРГ и США о судьбе ГДР попала в Китай и из осведомленных западногерманских источников.
Характерно, что негативные оценки по поводу создания Берлинской стены и последствий этого, хотя и в менее жёсткой форме, высказывали и тогдашний руководитель Румынии Г. Георгиу-Деж и его преемник Н. Чаушеску. А также "постмаоцзэдуновское" руководство Китая, например, в ходе первого официального визита в КНР восточногерманской делегации во главе с Э. Хонеккером осенью 1986-го года (см., например, сайт http://www.find-vessel.ru/17.html; "Жэньминь жибао" ("Народная газета").
Словом, провокационная политика хрущевского руководства СССР в отношении ГДР, обусловленная негативными "внутрисоветскими" и международными тенденциями, проявилась в молниеносном сооружении Берлинской стены.
////
тут
ЦитатаВ декабре 1962 г. Ульбрихт потребовал покончить с идеей примата политики над экономикой.
ЦитатаРазвил ли Ленин учение Маркса? Судите сами:
1. Маркс обосновывал примат экономики над политикой. Ленин, на словах с этим соглашаясь, в первые же годы поставил политику над экономикой, поскольку решающую роль он отводил «партии нового типа», дисциплинированной, немногочисленной, жестко централизованной. Заменив историко-экономический подход волевым, большевизм утратил концептуальную последовательность, но обрёл свободу действий: Ленин ввёл НЭП, Сталин свернул НЭП, политика управляла экономикой.
...
Ленин считал, что Россия должна стать центром, инспирирующим революции в других странах.
....
тут
ЦитатаЧто касается Ленина, то (опять по памяти) известна его фраза "Мы должны создать БОЛЕЕ производительную и эффективную экономику, чем капиталистическая, иначе нас задавят"....Где же тут "диктат политики над экономикой" ?