По поводу мощных ЖРД.
Если углубляться в историю, то непревзойденным по мощности на камеру сгорания остается американский жидкостный ракетный двигатель
F-1, использовавшийся на носителе "Сатурн-5" для полетов на Луну и вывода на орбиту тяжелой орбитальной станции "Скайлэб". Тяга у этого однокамерного кислородно-керосинового двигателя, шедевра техники, который в полетах ни разу не подвел - 690 тс.
Наши сверхмощные двигатели РД-170, превзошедшие его по тяге и имевшие 740 тс, были созданы намного позже. И поскольку наши конструкторы
не смогли преодолеть проблему колебаний большой камеры сгорания, РД-170 имеет
четыре камеры. Посчитать тягу, выдаваемую нашим самым мощным двигателем,
на одну камеру, все смогут? Кстати, пресловутый РД-180 - "половинка" РД-170 с такими же двумя камерами.
При этом к семейству РД-170 (РД-171,РД-180,РД-191/193) некоторыми специалистами предъявляются претензии с точки зрения надежности. Двигатели эти
высоконапряженные, с огромным давлением в камере сгорания, так называемой
замкнутой схемы, что предъявляет очень высокие требования к чистоте топлива. Частичка мусора может привести к крайне быстрому развитию аварии и взрыву. Увы, подобные аварии
случались.
Есть, конечно, точка зрения, что американская техника и промышленность с далеких 1960-х деградировали, и якобы сейчас они неспособны создавать мощные двигатели. Ну что же, рассмотрим этот вопрос.
В США совсем недавно были разработаны двигатели кислородно-керосиновые двигатели первой ступени
"Мерлин" для "Фалконов". Двигатели успешно используются, обеспечивая многоразовость - вертикальную посадку и повторное использование ступеней.
Кстати, зачем привязываться именно к керосину? Метан признается более перспективным, чем керосин - и у США проходит испытания двигатель
BE-4, с тягой, между прочим, 245 тс. Рассчитан на 25 пусков, т.е. многоразовый, и повторное включение в полете. Планируется спасение первой ступени с ее посадкой.
А водород по удельному импульсу вообще лучше всех, и по экологичности, продукт его сгорания - вода. У США с 1960 г. в эксплуатации семейство носителей
"Дельта". При этом Дельта IV Heavy обладает сегодня наибольшей выводимой полезной нагрузкой среди всех эксплуатируемых ракет-носителей в мире.
Для полетевшего первый раз 12 апреля 1981 года "Спэйс Шаттла" американцами был создан двигатель
SSME (RS-25), с грузоподъемностью 181 тс на уровне моря и 222 тс в вакууме (эти двигатели работали на "Шаттле" до самой орбиты, запускаясь при старте на Земле) - опять же, однокамерный. Причем этот двигатель - многоразовый.
На новом сверхтяжелом носителе
SLS для полетов к Луне в XXI веке (грузоподъемность до >130 тонн), который активно создается сейчас, как раз планируется использование двигателя RS-25. И твердотопливные ускорители. На основе опыта опять же программы "Спэйс Шаттл". Напомню, российская космическая отрасль пока
не смогла построить и применить мощные твердотопливные двигатели.
Что касается ЖРД на водороде у нас.
Мощный ЖРД на водороде РД-0120 был создан воронежским КБ "Химавтоматика" для РН "Энергия" к 1987 году. Тяга РД-0120 - 155 тс у Земли и 200 тс в пустоте. Увы, есть мнение, что после развала СССР и утраты некоторых технологий
нам пока такие мощные водородные движки "не по зубам"
Есть
РД-0146 (что характерно, двигатель разрабатывался с
1997 года, разработку финансировали
ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и американская компания
Pratt & Whitney), который на носителях не используется, и в планах лишь РД-0150 с тягой 55 тс для верхней ступени "Ангары-А5В" и
возможно нашего будущего сверхтяжелого носителя.
Остались сомнения у кого-то в способности США самостоятельно создавать ракеты-носители и мощные ЖРД для них?
Цитата2. "Энергомаш выжил в тяжелые годы, может, лишь потому, что продавал движки Штатам?" - чушь.
Американский заказ - лишь малая часть от основных поставок Энергомаша. С 2002 года "Энергомаш" поставил в США 79 шт. двигателей РД-180.
За это же время было осуществлено 467 запусков российских ракет-носителей, по большей части "Союзов" и "Протонов", которые используют двигатели "Энергомаш", по 5-6 шт. на ракету. Так что только для этих запусков "Энергомаш" изготовил не менее 2600 ракетных двигателей. Сравните с 79 шт. РД-180 для США.
Ну-ну. С 2002 года...
На самом деле, есть мнение, что
именно американские деньги помогли спасти предприятие в самые тяжелые лихие 90-е. Читаем газету
1996 года, где открытым текстом писали:
ЦитатаЦитатаВ январе этого года были подведены итоги тендера на поставку двигателей для перспективных ракет-носителей, проводимого правительством США...победителем в нем было объявлено российское НПО "Энергомаш", предложившее совместно с американской компанией Pratt & Whitney свою новую разработку — РД-180... утверждалось, что на решение Lockheed Martin выбрать разработанный "Энергомашем" РД-180 для установки на модернизированные ракеты Atlas повлияла позиция Российского космического агентства (РКА) и Минобороны РФ...
РКА обосновывало необходимость поддержки "Энергомаша" тем, что от будущего этого предприятия зависит будущее всей российской космической промышленности. Сокращение финансирования космических программ может привести к остановке этого предприятия, утрате уникальных технологий и специалистов. Лишившись двигателей, космическая отрасль прекратит существование. Победа в тендере давала "Энергомашу" возможность получить крупные иностранные инвестиции...
По словам Александра Кузнецова, благодаря этому "Энергомаш" получит уникальную возможность... Работа с американцами поможет решить массу проблем российской космической отрасли... В настоящее время расходы на космическую деятельность в России по сравнению с 1985 годом сократились в пять-семь раз. Российская космическая промышленность недозагружена
Хочу подчеркнуть для бросающихся сразу "минусовать", что я пишу все это
не для того, чтобы принизить наших и превознести американцев, а исключительно истины ради. Нужно трезво и объективно видеть ситуацию, а не пропагандой заниматься.
Отредактировано: TAU - 18 июн 2019 20:23:33