А как же оно тикает?

11,295,899 15,055
 

Фильтр
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +6.42
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,371
Читатели: 3
Тред №535975
Дискуссия   42 0
Цитата: Alexandr_A
Нет. Пока сила трения превышает тягу самолета, его можно удерживать на месте. Если лента разгоняется до скорости света, то и сила трения уходит в бесконечность.



Чтобы самолет начал двигаться относительно поверхности опоры, необходимо, чтобы выполнялось условие. Сила тяги должна быть больше силы трения. Если это условие будет выполнено, то лента под колесами может двигаться с какой угодно скоростью - самолет разгонится относительно воздуха и взлетит. Если развернуть легкий самолет против ветра, то при определенной скорости ветра он оторвется от земли с заторможенными колесами.
И вообще.
Часто путают и смешивают в один флакон.
Движение самолета и его частей относительно воздуха - это аэродинамика.
Движение самолета относительно поверхности -это самолетовождение. Совсем другая наука.
Типичное смешивание - зависимость угла набора высоты от встречного/попутного ветра.
Отредактировано: В. Вилежаня - 01 мар 2013 10:14:10
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
НикВик
 
Слушатель
Карма: -2.18
Регистрация: 24.09.2009
Сообщений: 1,735
Читатели: 0
Цитата: Юрий Аникин от 01.03.2013 01:23:11
Если бы самолет разгонялся за счет движка, который крутит сами колеса, тогда да - самолет бы на месте стоял (ну и, соответственно, не взлетал бы). Но самолет разгоняется за счет реактивной силы. Колеса лишь держат его на земле (т.е. на них приложена вертикальная реакция опоры компенсирующая mg), а горизонтальная реактивная сила приложены к крылышкам и самолету чихать на все ваши изыски с лентами и что там вообще внизу  творится (просто его колеса вращаются вдвое быстрее чем обычно, ну экая беда - они у него тоже идеальные, в вашем идеальном примереУлыбающийся)



Задачка, конечно, мусорная, но не настолько. На самолёт действуют Земля, воздух, лента. Обычно перед разгоном самолёт удерживается тормозами, а движки выводят на полную мощность - самолёт только трясётся, но не движется.

  Значит, максимального трения колесо/покрытие достаточно, чтобы уравновесить тягу.

  При разгоне растёт угловая скорость колеса - это делает трение. Ускорение вращения относительно невелико, и трению нет нужды принимать больших значений. Но эта малая сила трения уже противодействует движку.
Видим, что  транспортёр вполне может создать такую силу трения, которая компенсирует тягу двигателя.

  Однако вопрос - на какое время. Для ооочень крепких колёс - сколько угодно, для реальных - не более, по порядку, сотни  метров в секунду окружной скорости: колёса "порвутся".

 Всё считается через радиус+момент инерции колеса...

 Забавно, но на "ооочень крепких колёсах" самолёт может и взлететь. Весьма быстро транспортёру придётся двигаться с грандиозной скоростью. Это создаст встречный ветер - ну почти как при взлёте самолётов с авианосцевУлыбающийся
Отредактировано: НикВик - 01 мар 2013 09:28:07
Колокол Гаусса не устоял против пилы Чурова...
  • +0.02 / 1
  • АУ
НикВик
 
Слушатель
Карма: -2.18
Регистрация: 24.09.2009
Сообщений: 1,735
Читатели: 0
Тред №535992
Дискуссия   70 1
Цитата: Aристарх
На Дискавери и это проверяли. На моделях и на настоящем самолете:

Там совсем другая задача, тривиальная: скорость транспортёра ограничена (взлётной скоростью самолёта). Т.е. нет "идеальной компенсации попыткам движения".
Отредактировано: НикВик - 01 мар 2013 10:15:45
Колокол Гаусса не устоял против пилы Чурова...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +6.42
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,371
Читатели: 3
Цитата: НикВик от 01.03.2013 10:08:50
Там другая задача: скорость транспортёра ограничена. Т.е. нет "идеальной компенсации попыткам движения".


Если самолет не может преодолеть сразу силу трения, он зависит от ленты. Если самолет может двигаться относительно ленты (опоры) то он обязательно разгонится относительно воздуха и оторвется.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +6.42
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,371
Читатели: 3
Цитата: НикВик от 01.03.2013 09:25:56
....
  При разгоне растёт угловая скорость колеса - это делает трение. Ускорение вращения относительно невелико, и трению нет нужды принимать больших значений. Но эта малая сила трения уже противодействует движку.
Видим, что  транспортёр вполне может создать такую силу трения, которая компенсирует тягу двигателя.
  ....



С таким же успехом можно рассуждать о том, что самолет в процессе разбега попадает колесами в вязкую среду: снег, слякоть, песок, которые тормозят движение.
Но это противоречит первоначальным условиям.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
НикВик
 
Слушатель
Карма: -2.18
Регистрация: 24.09.2009
Сообщений: 1,735
Читатели: 0
Тред №536005
Дискуссия   168 17
Давайте без "если".

Вот условие - по Лукоморью.

Самолёт (реактивный или винтовой) стоит на взлётной полосе с подвижным покрытием (типа транспортёра). Покрытие может двигаться против направления взлета самолёта. Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колёс самолёта была равна скорости движения полотна. Вопрос: сможет ли самолёт взлететь в таких условиях?
Колокол Гаусса не устоял против пилы Чурова...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +6.42
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,371
Читатели: 3
Цитата: НикВик от 01.03.2013 10:34:45
Давайте без "если".

Вот условие - по Лукоморью.

Самолёт (реактивный или винтовой) стоит на взлётной полосе с подвижным покрытием (типа транспортёра). Покрытие может двигаться против направления взлета самолёта. Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колёс самолёта была равна скорости движения полотна. Вопрос: сможет ли самолёт взлететь в таких условиях?


Без всяких если.
Самолет начал движение по покрытию. То есть, сила тяги двигателей больше, чем сила трения. Покрытие старается отбросить самолет назад. Самолет продолжает двигаться вперед, так как он отталкивается от воздуха, а не от опоры. Колеса начинают вращаться быстрее. Из-за этого увеличивается сила трения между самолетом и опорой по которой разгоняется самолет. Но не настолько, чтобы сравняться с силой тяги, необходимой разогнать самолет до скорости отрыва (300 км/час). Самолет взлетит.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
НикВик
 
Слушатель
Карма: -2.18
Регистрация: 24.09.2009
Сообщений: 1,735
Читатели: 0
Цитата: В. Вилежаня от 01.03.2013 10:57:18
Без всяких если.
Самолет начал движение по покрытию. То есть, сила тяги двигателей больше, чем сила трения. Покрытие старается отбросить самолет назад. Самолет продолжает двигаться вперед, так как он отталкивается от воздуха, а не от опоры. Колеса начинают вращаться быстрее. Из-за этого увеличивается сила трения между самолетом и опорой по которой разгоняется самолет. Но не настолько, чтобы сравняться с силой тяги, необходимой разогнать самолет до скорости отрыва (300 км/час). Самолет взлетит.


Стал быть, транспортёром управляет  плохой ПИД-регуляторВеселый
Хороший будет удерживать самолёт в пределах +- миллиметр от исходного положенияОбеспокоенный
Колокол Гаусса не устоял против пилы Чурова...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +6.42
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,371
Читатели: 3
Цитата: НикВик от 01.03.2013 11:07:17
Стал быть, транспортёром управляет  плохой ПИД-регуляторВеселый
Хороший будет удерживать самолёт в пределах +- миллиметр от исходного положенияОбеспокоенный


Да хоть чем управляйте. Посмотрите баланс сил. Чтобы самолет поехал назад, при тяге двигателей, направленной вперед, нужно, чтобы сила трения, была больше силы тяги. При наличии колес на подшипниках такое неравенство не обеспечивается.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
НикВик
 
Слушатель
Карма: -2.18
Регистрация: 24.09.2009
Сообщений: 1,735
Читатели: 0
Цитата: В. Вилежаня от 01.03.2013 11:59:28
Да хоть чем управляйте. Посмотрите баланс сил. Чтобы самолет поехал назад, при тяге двигателей, направленной вперед, нужно, чтобы сила трения, была больше силы тяги. При наличии колес на подшипниках такое неравенство не обеспечивается.


Подшипники здесь не удел - хоть идеальные.
Достаточно момента инерции колеса.
Заметьте, что аналога задачи для самолёта на лыжах никто не ставитВеселый
Колокол Гаусса не устоял против пилы Чурова...
  • +0.00 / 0
  • АУ
НикВик
 
Слушатель
Карма: -2.18
Регистрация: 24.09.2009
Сообщений: 1,735
Читатели: 0
Тред №536070
Дискуссия   63 0
Цитата: Юрий Аникин
Ого! Момент инерция колеса! Бог мой... Да вы действительно тупите.

Сочувствую  :(
Мне, похоже, посчастливилось - учиться у препов Физтеха иного класса... Или дело не в препах?
Отредактировано: НикВик - 01 мар 2013 13:18:37
Колокол Гаусса не устоял против пилы Чурова...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +6.42
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,371
Читатели: 3
Цитата: НикВик от 01.03.2013 12:01:13
Подшипники здесь не удел - хоть идеальные.
Достаточно момента инерции колеса.
Заметьте, что аналога задачи для самолёта на лыжах никто не ставитВеселый


Какая разница. Лыжи, колеса, лапти. Нужно создать такие условия, чтобы сила сцепления шасси с поверхностью стала больше силы тяги. Тогда самолет буде управляться этой силой  (остановится, поедет назад). Если сила тяги буде больше этой силы, самолет будет двигаться по направлению этой силы.
В значительной мере это происходит потому, что сила тяги авиационного двигателя не видна.
Разберем небольшую картинку. Человек съезжает с горки на санках. Сначала санки двигаются с ускорением. Но сила трения возрастает, ускорение уменьшается и наконец, скатывающая сила и сила трения уравниваются и санки начинают двигаться равномерно с постоянной скоростью. Запомним эту картинку.
Прицепим к самолету трос одним концом, а второй конец прикрепим к лебедке по курсу взлета. Далеко. Усилие тяги на лебедке достаточное, чтобы сдвинуть самолет с места, но имеет предел. Включаем лебедку. Самолет будет приближаться к лебедке, то есть перемещаться в пространстве относительно, в том числе и воздуха. И совершенно не имеет значения, что под самолетом, полоса бетонная, лента транспортерная, колеса, салазки или в, вообще на брюхе едет. Лебедка работает и выдает постоянное усилие. Сила трения возрастает и лебедка остановится, когда сила тяги и сила трения уравняются. Тогда самолет остановится в пространстве.
Когда это произойдет, нужен конкретный расчет. Но при существующих самолетах, двигателях и шасси, в реальных условиях это не произойдет.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +6.42
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,371
Читатели: 3
Тред №536072
Дискуссия   43 0
Цитата: Юрий Аникин
Чепухой какой-то страдаете.
НикВик просто представьте, что самолет на магнитной подушке и прекратите сношать людям мозг.


Ого! Момент инерция колеса! Бог мой... Да вы действительно тупите.

Вилежаня - рекомендую забить. Да и сам своему совету последую.


Да, пожалуй.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
НикВик
 
Слушатель
Карма: -2.18
Регистрация: 24.09.2009
Сообщений: 1,735
Читатели: 0
Цитата: В. Вилежаня от 01.03.2013 13:19:01

Прицепим к самолету трос одним концом, а второй конец прикрепим к лебедке по курсу взлета.

А давайте по-моему.
Нос самолёта привяжем к столбу, а  (невесомую) ленту под колёсами потянем назад с силой тяги самолёта.
Интересно, что выведете? ???
Колокол Гаусса не устоял против пилы Чурова...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +6.42
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,371
Читатели: 3
Цитата: НикВик от 01.03.2013 13:48:52
А давайте по-моему.
Нос самолёта привяжем к столбу, а  (невесомую) ленту под колёсами потянем назад с силой тяги самолёта.
Интересно, что выведете? ???


Вывожу, что  физику за 6 класс, где проходят трение, Вы не учили.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
НикВик
 
Слушатель
Карма: -2.18
Регистрация: 24.09.2009
Сообщений: 1,735
Читатели: 0
Цитата: В. Вилежаня от 01.03.2013 13:58:05
Вывожу, что  физику за 6 класс, где проходят трение, Вы не учили.

Ну, голубчик, этта Вы её забыли.
На всякий случай - для самолёта в 100т сила трения колёса/полоса может достигать значения 80Т.
Именно это и присходит, когда на тормозе разгоняют движок и, ~десятую долю секунды,  когда происходит касание полосы с раскруткой колёс при посадке.
Колокол Гаусса не устоял против пилы Чурова...
  • +0.00 / 0
  • АУ
kinvel
 
Слушатель
Карма: +2.61
Регистрация: 01.11.2008
Сообщений: 94
Читатели: 0
Тред №536142
Дискуссия   129 1
Задачка идиотская. Однако рассмотрим, как положено, крайние случаи.

1. Трение в колесах 0. Самолет вообще не взаимодействует с лентой, т.е. висит над ней. Очевидно взлетит.
2. Трение в колесах бесконечно. Самолет приварен к ленте. Очевидно не взлетит.

Все промежуточные случаи определяются соотношением силы трения и тяги двигателя. Т.е. когда взлетит, а когда и нет.
  • +0.00 / 0
  • АУ
НикВик
 
Слушатель
Карма: -2.18
Регистрация: 24.09.2009
Сообщений: 1,735
Читатели: 0
Цитата: kinvel от 01.03.2013 15:50:52
Задачка идиотская. Однако рассмотрим, как положено, крайние случаи.

1. Трение в колесах 0. Самолет вообще не взаимодействует с лентой, т.е. висит над ней. Очевидно взлетит.
2. Трение в колесах бесконечно. Самолет приварен к ленте. Очевидно не взлетит.


Сходные по физике задачи всерьёз считаются для режимов  посадки самолётов.
Ну не идиоты ли?
Колокол Гаусса не устоял против пилы Чурова...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +6.42
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,371
Читатели: 3
Цитата: НикВик от 01.03.2013 14:12:42
Ну, голубчик, этта Вы её забыли.
На всякий случай - для самолёта в 100т сила трения колёса/полоса может достигать значения 80Т.
Именно это и присходит, когда на тормозе разгоняют движок и, ~десятую долю секунды,  когда происходит касание полосы с раскруткой колёс при посадке.


Вы физически представляете цифры о которых говорите?
Ту-154 вес 100 тонн. Тяга трех двигателей на взлетном режиме 33 тонны. При нормальном коэффициенте сцепления 0.6 - 0.7, чтобы сдвинуть самолет на тормозах нужно 60-70  тонн тяги.
Для раскрутки колес при касании, говорите, нужно 80 тонн? Для наглядности. 80 тонн - это вес груженого железнодорожного вагона. Высота стойки шасси у Ту 154 примерно 2,5 метра. Подвешиваем на такой рычаг вагон. Выдержат ли такую нагрузку крепления стойки?
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.04 / 2
  • АУ
stranger1234
 
russia
56 лет
Слушатель
Карма: +7.60
Регистрация: 16.07.2012
Сообщений: 3,879
Читатели: 1

Аккаунт заблокирован
Тред №536435
Дискуссия   100 5
в оригинальной ветке на форуме авиа.ру обсуждение этой задачи заняло 5 лет...Успехов Вам камрады
  • +0.04 / 2
  • АУ
Сейчас на ветке: 8, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 3, Ботов: 5