Цитата: adolfus от 22.03.2019 21:51:12Акселерометры вблизи гравитирующего тела измеряют кажущееся ускорение – разницу между истинным ускорением (компоненты в инерциальной системе координат) и ускорением гравитационным (ускорением свободного падения). Для счисления пути (определения местоположения борта) используется только истинное ускорение, чтобы получить которое, необходимо к тому, что измеряет акселерометр, добавить (векторно) гравитационное, которое есть (!!!) функция местоположения борта.
Причем, функция эта зело сложная – с 60-х годов летают спец-спутники и ее измеряют. Если Вам что-то говорит термин "полиномы Лежандра", то еще 30 лет назад, во времена полетов Бурана, для описания гравитационного поля Земли использовали члены 1500-го порядка. Представьте, что ва попалась статья с названием типа "К уточнению геоида по результатам космических измерений" с полутора сотнями авторов, в аннотации которой что-то типа "установлены значения членов 15xx-го и более высоких порядков для сферических функций Лежандра..., уточнены члены 11xx-го и более высоких...".
Именно это позволяет подводным лодкам двух стран месяцами не всплывать в Тихом и Атлантике и неделями шароебиться подо льдами в Арктике.
Во-первых, спасибо всем участникам за эту дискуссию.
Во-вторых, из собственной практики спутниковой навигации в уже замшелые года..
У нас на дворе 2019. А мы двадцать (!) лет тому назад собирались под парусом в Северное море. Один из экипажа для своих суровых скалолазных игр (сообщить по спутниковому телефону, где ЧП случилось!) выкинул 400+ баксов на совершенно тогда примитивный "Гармин" . И грохнул в сети какую-то навигационную программу и скрестил свой Гармин с лаптопом.
Выклянчили у чартера и он прислал нам бумажные карты акватории похода. Я в феврале-марте был в немецком институте, где для производственных целей был цветной сканер в размере А3 (тоже тогда редкость) и эти карты отсканил с хорошим перехлестом. А тот фанат очередной грохнутой программой их склеил.
Мы тогда не понимали, что Северное море с Остфризскими островами уникально точно триангулированное место в мире. В-общем, в изрезанном каналами Ваддензее прошли по Гармину темнейшей ночью по каналам.
Еще несколько лет GPS-или этим пиратским способом, и тут на новых чартерных яхтах появились GPS-плоттеры. Пыл к науке был жив до того, как в Эгейском море спасаясь от 9-бального ветра перед дикой грозой мы не влетели в одну бухту, еле смогли прицепиться к причалу с подветра (мы бросали швартов, но люди на причале не успевали на кнехт задать, с такой силой нас сносило) и уже потом заглянули в плоттер. А на его экране мы стоим на верхушке горы метрах в 200-х от причала! Тут я схватился за голову и издал указ плоттером кроме как в открытом море не пользоваться.
При сдаче лодки в Афинах спросил у чартера об этой невязке и получил ответ: "Карты Эгейского моря все еще печатают по триангуляции в лучшем случае конца 19-го века, и в плоттеры заведены пока еще сканы тех самых карт."
И примерно тогда же появились первые автомобильные навигаторы, и сидя пассажиром у тех же немецких коллег, заметил, что только-что включенный навигатор ставит машину на соседней улице. Но как-только авто пошло-поехало, как через полста метров перемещает на правильную улицу — т.е., включились в дело наземные маяки.
После того похода мы загорелись было походить вокруг Таити. Как, вы не бывали на Таити? Я и до сих пор не бывал.
В интернете начал искать про чартеры на Таити. Это был примерно 2003, и выяснилось, что это все не по нашим финансам. И никогда не будет по карману. И что лодку можно снять только с наемным капитаном и коком. И они вовсе не такие, как бы нам хотелось. Но все это семечки против того, что я прочитал про SNAG = Staellite Navigation Asssisted Grounding = Cмело на мель по навигатору! Оказывается, у всех тех островов невязка между картой и навигатором была до 5-6 миль!
К 2005 мы все уже были в основном с Гармин-15, но еще через пару лет перестали их из рюкзака вынимать. Во-первых, яхтенные плоттеры стали намного точнее и культурнее. Во-вторых, настоящая морская культура требует работы именно с бумажными картами. Именно карта и только карта, а вовсе не жалкий экран плоттера, дает настоящее понимание ситуации. Не научился работать с картой — не моряк!
Отредактировано: Dobryаk - 23 мар 2019 07:38:53
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе
Послание Галатам Павла апостола