Когда мне говорят, что вот упал дом, потому что кто-то не выпустил технический регламент, мне хочется ответить: эти люди ничего не понимают в происходящем или сознательно делают вид, что не понимают. Нужно ответственно работать и соблюдать действующие нормы и правила.
Закон "О техническом регулировании" "заморозил" существовавшую систему ГОСТов, СНиПов и т.п. Поэтому с момента вступления в силу нового закона и до момента вступления в силу соответствующего технического регламента в действующие ныне СНиПы нельзя вносить изменения. А ведь многие из них уже устарели.
Поэтому, решил я систематизировать и изложить на бумаге "некое своё видение по данному вопросу" (с)
Как говориться, Высокому Собранию предношу сиё)) Надеюсь, камнями кидаться не будете
Итак,
Либерализация, реГОСТизация, регламентация и антиСНиПизация…Ну, вот… докатилось!
Мало, казалось нам, ускоренной либерализации нашей жизни за год-полтора, устроенной нам нашим же Президентом РФ, так докатилось до наведения порядка в промышленности России.
Нееет…, конечно же, введение нормативного порядка в промышленности: производстве и строительстве – есть ГУД! Ведь ГОСТы, СНиПы и СанПиНы – это документы, определяющие что-как-где производится, сопрягается и строится, а в итоге получается законченное изделие. Да такое изделие – что оно всем нравиться. Потому что правильное оно, работающее!
Году в 2000-ом озаботились у нас скорректировать у нас прежнюю систему стандартизации. Да что там – скорректировать? Всё практически разрушить, продекларировать о регламентации только вопросов безопасности и создать подобную систему СРО в строительстве систему технической регламентации продукции. Всё равно какой – сверх сложной (строительство зданий) или простой (спички).
Система технической регламентации на самом деле достаточно хороша. Она должна "заменить" десятки тысяч действующих ГОСТов на три сотни регламентов со статусом федеральных законов. Но очень уж похожа эта история на аналогичные поспешно вводимые нашим популярным Президентом РФ остальные либеральные реформы из числа реформ второй Перестройки: телефонной, тарифнотранспортной, ЖКХ и образовательной. А что уж говорить о реформировании милиции в полицию.
И вот теперь, в спешном порядке (так сказать «до кучи») вспомнили о недовведенной реформе с нормативной базой в производстве и строительстве. Когда есть ГОСТы, СНиПы и СанПиНы, то научно-техническое развитие промышленности определено в качественном русле. Все знают что и как делать. Что можно, а что нельзя. А когда нет всего этого, то наступает – БАРДАК. Пойдите в магазин: там Вы увидите, что наибольшим спросом пользуются товары, на которых написано «ГОСТ такой-то», а не «ТУ и что-то там». Потому, что над ГОСТом работали талантливые люди в профильных институтах, а ТУ – это технические условия производителя, как он захотел так и сделал.
Регламенты должны были прийти на смену прежней системе стандартизации и регулировать только вопросы безопасности. Надо признать, что устаревшие ГОСТы и СНиПы не соответствовали современным требованиям и были чрезвычайно запутаны. В результате обязательная сертификация всех товаров превратилась в формальность: сертифицирующие органы всегда имели возможность найти какие-либо «несоответствия» и продукция, как правило, сертифицировалась за взятку.
В 2003 вступил в действие закон «О техническом регулировании», предусматривающий замену десятков тысяч ГОСТов и СНиПов несколькими сотнями технических регламентов. Собирались сделать, чтобы регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит возможность министерств, ведомств и областных контор создавать дополнительные административные барьеры.
Цитата: «В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Своды правил, ГОСТ, СНиП в результате использования которых выполняется технический регламент имеют добровольное применение.» И вот это радовало. Ведь не секрет, что в строительстве СНиПы очень жёсткие выдвигают требования. И сейчас, когда СНиПы на строительство, проектирование и изыскания отменены, ВСЕ (без исключения) работают по ним. Это и проще для инвестора и для строителя на всех этапах производства.
В декабре 2009 года президент Д.Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность применения иностранных (в частности, принятых в ЕС) регламентов по желанию производителя. Регистрацию международных регламентов будет осуществлять РосТехРегулирование. В официальной справке к законопроекту сообщается: «Практика применения Федерального закона „О техническом регулировании" показала довольно низкую эффективность заложенных в нём правовых институтов — за 7-летний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 технических регламентов. Механизм принятия технических регламентов оказался крайне неэффективным — согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. В неудовлетворительном состоянии сегодня находится система стандартизации. Отечественная промышленность лишена возможности ориентироваться на передовые мировые стандарты, что создает серьёзные барьеры для технологического перевооружения. Законопроектом предусматриваются … законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации.»
На данный момент идет замена существующих стандартов качества (ГОСТов, СНиПов) на Технические Регламенты. Суть Технических Регламентов - объединить все требования, ранее прописанные в ГОСТах, СанПинах, СНиПах. Таким образом, раньше продукция должна была соответствовать Госту или СНиПу и СанПину, т.е. требованием двух-трёх документов, а теперь она проверяется на соответствие одного Технического Регламента. Кроме того, в Технических Регламентах должны найти отражение новые виды продукции, новые способы ее изготовления, новые маркировки и пр., которые не имели отражение в «устаревших» нормативных документах.
И вот, случилось…
На прошедшем 30 марта в Магнитогорске заседании комиссии по модернизации экономики, помимо прочего, в очередной раз Президентом РФ был поднят вопрос о затягивании принятия технических регламентов. Как говориться, сделай он это в 2008 г, то его слова уже вызвали бы настоящую революцию в деловой среде. Президент потребовал практически потрясения основ нынешней экономики. Но сейчас не 2008 год. И скоро выборы. Почему же раньше никто не озабочивался управлением нашей промышленности?
С моей точки зрения, реформа (чуть не написал – перестройка) должна идти спокойно, взвешенно и без торопливости. Параллельное существование двух систем (технические регламенты и ГОСТы со СНиПами) ей это обеспечит. Причем одна не мешает другой. Если разработка техрегламентов будет скорректирована по срокам, выиграет не Минпромэнерго или несуществующий Госстрой, или какое-то другое отдельно взятое ведомство. С точки зрения качества подготовки техрегламентов, а значит, с точки зрения прежде всего уровня безопасности к продукции и процессам, "закрепленным" в этих документах, выиграет все общество: производители, продавцы, потребители.
И о родном и наболевшем! Когда мне говорят, что вот упал дом, потому что кто-то не выпустил технический регламент, мне хочется ответить: эти люди ничего не понимают в происходящем или сознательно делают вид, что не понимают. Нужно ответственно работать и соблюдать действующие нормы и правила.
Закон "О техническом регулировании" "заморозил" существовавшую систему ГОСТов, СНиПов и т.п. Поэтому с момента вступления в силу нового закона и до момента вступления в силу соответствующего технического регламента в действующие ныне СНиПы нельзя вносить изменения. А ведь многие из них уже устарели. В частности, подготовленные Госстроем в свою последнюю бытность 16 СНиПов, а среди них были те, которые касались и высотных зданий, не смогли пройти регистрации в Минюсте именно из-за этой правовой нестыковки. Вводить новые современные нормы можно сейчас только через технический регламент. Его по закону надо утверждать либо через Госдуму, либо постановлением правительства, либо указом нашего популярного Президента РФ. Чтобы "разморозить" ситуацию с действующими нормативными документами, необходимо внести изменения в Закон "О техническом регулировании". Сегодня эти поправки к закону подготовлены, всеми заинтересованными ведомствами согласованы и внесены в правительство.
"В этом вопросе, похоже, требуется политическая воля. В связи с этим, Я предписываю кабинету министров и правительству РФ проработать план внедрения в России техрегламентов " — заявил президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев.
Может перед выборами, этот тяжелейший «воз» регулирования и внутреннего самоуправления промышленностью сдвинется…
Автор - я сам, Алексей Кулаков
ну, вот-с... как-то так
\"Мужество – это сила, чтобы создать строительный проект (от идеи и поиска денег до ЗоСа и сдачи приёмочной комиссии), защитить его от чиновников и не унизиться перед инвестором
\" (с) А.С. Кулаков 2003г.