История независимости бывших Советских Республик богата событиями, которые не только не способствовали политическому и экономическому развитию этих стран, но и уверенно вели эти уже независимые государства к краху.
Ещё В. И. Ленин говорил, что ни один капиталист не будет вкладывать деньги в экономическое развитие другой страны. Сегодня капитал выносит за пределы своего государства вредное производство, а также сборку продукции в страны с дешевой рабочей силой. Но они никогда не будут вкладывать в эти страны деньги с целью их экономического развития, а только в том случае, если будут иметь соответствующую прибыль.
Кроме того, на экономическое состояние центральноазиатских государств, влияла много векторная политика, проводимая руководством этих стран. Политики не всегда задумывались о перспективах развития своих государств, а действовали в угоду личным корыстным целям.
Политика и ситуация государств Центральной Азии всегда считалась стабильной, но в последнее время она меняется с геометрической прогрессией. И связано это с реализацией американцами геополитического проекта «С5+1», запущенного в 2015 году госсекретарем США Джоном Керри и включающего диалог на уровне министров иностранных дел пяти стран Центральной Азии и Вашингтона.
Секретариат неформального объединения функционирует в Госдепартаменте США, а все административное управление проектом осуществляется американцами.
Ранее уже были попытки, при прежних администрациях США, внедрить проект «Большая Центральная Азия». Данный проект, автором которого был директор Института Центральной Азии и Кавказа Фредерик Стар, возник 2005 году. Его целью была переориентация региона на сотрудничество с Южной Азией, при этом Россия и Китай должны были быть исключены из цепочек кооперации.
Многие политики считают, что формат «С5+1» стал продолжением проекта «Большая Центральная Азия». Этот формат предполагает расширение внутри регионального сотрудничества и отношений Центральной Азии с США по следующим направлениям: экономика и региональное взаимодействие, окружающая среда и безопасность.
Американцы сделали ставку на президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева и после его удачных переговоров с Дональдом Трампом в США, Узбекистан признан региональным посредником.
Успешным был и визит в Вашингтон президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Однако события, предшествующие его визиту в США, отмечали проблемы у Казахстана с денежными вкладами в этой стране, которые разрешились после посещения Вашингтона.
Конечно, государства Центральной Азии могут в угоду американцам отвернуться от России, но сегодня в различных уголках мира появляются всё новые очаги нестабильности, вооруженные конфликты, усиливается борьба за доступ к природным ресурсам и расширяется география деятельности международных террористических организаций.
США и западные страны игнорируют положения, предусмотренные нормами международного права, а для продвижения своих интересов зачастую прибегают к двойным стандартам. Вашингтон же стремится сохранить однополярный мир и свои лидирующие позиции. Он применяет тактику чередования военных превентивных мер с технологией «управляемого хаоса».
Внимание основных мировых держав в ближайшее время перефокусируется на регионы Центральной Азии. В рамках стратегического сдерживания Пекина и Москвы и недопущения установления многополярного мира, Вашингтон все активнее предпринимает попытки втягивания в орбиту своих интересов страны постсоветского пространства и регионы Центральной Азии.
Поэтому основным инструментом США на центральноазиатском направлении являются формат взаимодействия с внешнеполитическими ведомствами стран Центральной Азии «С5+1» и подконтрольные неправительственные организации, такие как Британский Совет, USAID, GIZ и др.
Страны Центральной Азии связаны с Россией и Китаем рядом союзнических обязательств в рамках СНГ, Евразийского союза, ОДКБ и ШОС. Американская же стратегия торпедирует все интеграционные инициативы, ставя целью геополитический разрыв региона с Россией и Китаем.
Если в центральноазиатских республиках забыли, то хочется напомнить, что после начала военной операции СССР в Афганистане США развернули террористическую активность на границах Советского Союза и еще в советское время начали наводнять республики Средней Азии националистической и религиозно-экстремистской литературой.
А сегодня американцы в рамках программы «С5+1» втягивают государства Центральной Азии в сотрудничество в сфере безопасности на фоне растущей террористической угрозы, исходящей с территории Афганистана, хотя, которую, как уже известно, сами же и породили.
Соединённые Штаты никогда не входят в ту или иную страну, чтобы выйти из неё без извлечения выгоды, о чем свидетельствуют их действия в Ираке, Афганистане, а также ряде стран бывшего Советского Союза.
Кроме того, формат «С5+1», позволил перехватить структурами НАТО и США контроль над подготовкой военных специалистов в противовес ОДКБ. США вкладывают значительные средства в подготовку высокомобильных подразделений вооруженных сил стран региона, спецназа и охраны первых лиц государства.
Организовано обучение в США офицеров и старшего командного состава, проводятся программы сближения параметров армий ЦА со стандартами НАТО. Тот же Казахстан проводит с НАТО учения «Степной орел», на которые Россия не приглашается даже наблюдателем. Несложно догадаться, кому лояльны будут центральноазиатские военные.
Особой угрозе сейчас подвергается Казахстан, где США с нетерпением ждут «транзита власти». Как отмечает The Wall Street Journal, хорошие отношения с Казахстаном не сохранятся после окончания президентства Назарбаева, если он не будет гарантирован такими демократическими принципами, как уважение прав человека и верховенство закона, но именно этого в Казахстане и не хватает. Выходит, надо ждать новую «тюльпановую» или «пшеничную» революцию?
Идя на поводу у геополитических амбиций США, страны ЦА единственное, что получат, так это цветные перевороты, гражданские войны, рост терроризма и падение экономики. Вся история строительства «американской демократии» состоит из подобных примеров.
Как пример, США выделяют $15 млн. на пять совместных проектов в рамках формата «С5+1» в пяти странах (Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане). Арифметика проста, на каждый проект получается $1,5 млн. Много это или мало судите сами, только эти деньги в полном объеме не поступят участникам проекта.