Как не нужно делать. Или на ошибках надо учиться правильно.Мной уже более полугода очень пристально изучается белорусская тема. Изучается в контексте срыва подписания дорожных карт по углубленной экономической интеграции Белоруссии и России и действий белорусский властей, не увязывающихся ни с политической целесообразностью, ни со здравым смыслом. Одновременное декларирование двух взаимоисключающих тезисов о том, что Белоруссия стремится к углублению интеграции с Россией и того, что Белоруссия не может допустить интеграции в рамках разработанных дорожных карт, предполагающих симметричные изменения как для России, так и для Белоруссии загнали политику Лукашенко в тупик. Но тупик стратегический. Долгосрочный. Неверное ведение избирательной компании превратило тупик стратегический и в тупик тактический. Требующий немедленного разрешения.
Скрытый текст
Мною уже давалось несколько комментариев, посвященных ошибкам предвыборного периода, нарушений избирательного законодательства, допущенных властями и т.д. Было очевидно, что в пост выборный период страна идет к жесткому внутриполитическому конфликту. При этом конфликт разворачивается не в плоскости власть и оппозиция (ее в Белоруссии стараниями Лукашенко практически нет, явные оппозиционеры или за рубежом (Поздняк), или сидят (Статкевич)), а в плоскости номенклатура и народ. А такой конфликт практически неразрешим, поскольку у номенклатуры нет оппонента, с которым можно было бы вести диалог по изменению ситуации, а у народа нет альтернативы коренным изменениям.
В сложившейся ситуации прошедшая неделя была со стороны властей Белоруссии попыткой решения нетривиальной задачи выхода из наметившегося конфликта, сгенерированного, фактически действиями самих властей. Решения неудачного. Поскольку действия властей как минимум не обладали одним важным свойством – системностью и постоянством. А метания в такой ситуации самый слабый тактический ход. Они показывают слабость власти, ее неготовность к вызовам и непонимание сложившейся ситуации. Кроме того, такие метания разрывают, фактически, единство номенклатуры, заставляют усомниться в способности лидера к сохранению власти.
Именно это мы и видели на протяжении всей недели. Да, в Белоруссии пытаются провернуть сценарий цветной революции. Но в отличие от всех других цветных революций делают это на абсолютно неподготовленных позициях, извне и особо не влияя на процесс, действуя ситуативно, импульсивно, в надежде как-то пристроится к будущему процессу изменений в управлении государством. Учитывая, что и Лукашенко не собирается сдаваться ситуация в Белоруссии может быть как очень опасной с точки зрения обострения конфликта, так и быстро изменяемой, учитывая действия властей и спонтанность событий.
Критические ошибкиКакие же ошибки допустила власть на прошедшей неделе, которые могут не позволить самосохраниться А.Г. Лукашенко в кресле президента Белоруссии? На самом деле многочисленные и совершенно не те, которые допускал в свое время В. Янукович.
Скрытый текст
В этом случае, вспоминается «Мария Антуанетта» С. Цвейга в которой король Людовик XVI пытается бороться с французской революции совершая действия обратные действиям властей в период английской буржуазной революции. Лукашенко. Делающий обратное к действиям Януковича образно говоря идет по стопам Людовика.
Власть как минимум допустила три стратегические ошибки. Во-первых, указала на выборах процент, за действующего президента, совершенно оторванный от реальности и очевидно для всех ложный. Лукашенко на данных выборах не мог набрать 80 % голосов ни при каких обстоятельствах. Даже математически. Но, видимо, власть делает свое черное дело и заставляет идти на поводу у политической гордыни.
Во-вторых, непрозрачность итогов голосования. Из более чем пяти тысяч избирательных участков протоколы вывесили только 900 с небольшим. Остальные, видимо, попросили поверить на слово. До сих пор неизвестна точная раскладка по отдельным избирательным участкам, при этом даже по уже вывешенным протоколам цифры, полученные кандидатами не бьются. Так, Тиханвоской, чтобы получить свои 10% определенных ЦИК, нужно ничего не набрать в неизвестных четырех тысячах участках, т.к. в известных 900 она получила уже более 65 % от общего числа, насчитанного ЦИК Белоруссии.
В-третьих, совершенно ошибочной была тактика запугивания населения, посредством жесткого подавления протестной активности в понедельник-среду, при практически полном ее отсутствия в оставшиеся дни. Тут уж, извините, власть должна четко для себя понять, что она собирается делать. Либо изначально ставить во главу угла законность и внимательно бдеть, чтобы ни один из сотрудников правоохранительных органов не переходил границы разумной необходимости (типа задержания непричастных, избиения уже не сопротивляющихся и т.д.). либо проводить то. что Китай сделал на площади Тяньаньмынь, просто «раскатав» танками протестующих (последний вариант приемлем с культурной точки зрения для Китая, они исторически привыкли, что пришедший к власти устраивает массовые репрессии, но совершенно не приемлемо для европейского и тем более советского общества). Метания же от одного к другому – еще хуже.
В результате к концу недели власть столкнулась с проблемой отсутствия внятной стратегии, что делать дальше. Но варианты имеются, хотя и не бесспорные.
Пути исправленияСобственно, власть сейчас демонстрирует наличие нескольких путей исправления ситуации. Прискорбно то, что эти пути демонстрируются одновременно, без явного понимания, какой же из этих путей выбрать. Рассмотрим их последовательно.
Скрытый текст
Первый вариант, это то, что собираются опробовать власти уже в воскресенье 16 августа и активно тиражирует в сети лукашенковский агитатор А. Дзермант. Это проведение митинга сторонников Лукашенко на площади Независимости. «Встречный пал». Массовая акция сторонников власти - это прекрасное средство для противодействие протестной волны. Оно как минимум сбивает у протестующих ореол исключительность, что их пассивно поддерживает все общество. Но встречный социальный протест «за власть» должен быть. Во-первых, своевременным, во-вторых, массовым, в-третьих, добровольным. Как минимум первое условие уже нарушено. Этот митинг должен был состояться в понедельник и закрепить успех Лукашенко. Проведение его сейчас выглядит попыткой догнать уходящий поезд. Поздно. Если же он будет не массовым, он никого ни в чем не убедит. Ну а если на митинге начнутся скандирования против Лукашенко. Такой митинг просто похоронит власть.
Второй вариант, это попытка затянуть ситуацию. Начавшее забастовочное движение крайне опасно для власти. так как подрывает экономические основы государства. Заменить тысячи бастующих просто некем. Армия и милиция к станку не встанут. А если и встанут не будут обладать должной квалификацией. Найти тысячи новых рабочих вряд ли возможно. Власть может попытаться затянуть время и на основе этого принудить людей вернуться к рабочим местам. Вот только стремительность развития ситуации показывает, что этого времени у власти нет. Попытки организовать забастовку в Белтелерадиокомпании – рупоре власти показывают. что при негативном сценарии власть может лишиться монополии на телевизионный экран. А изменение телевизионной картинки станет очень быстро триггером для усиления протеста. Хотя сейчас в эпоху интернета и мессенджеров телевидение и утратило свою роль все же значительная часть общества доверяет именно ему. Да и экономическая ситуация не позволяет власти пытаться затянуть борьбу с протестом на месяцы. Этот путь в итоге окажется проигрышным для самого Лукашенко.
Третий вариант, демонстрируемый в интервью Лукашенко – это возвращение к применению силы. Поездка в генеральный штаб. Заседания с силовиками. Грозные заявления «недопустим переворота» еще и совершенно неуместное приплетание к своим проблемам России, с тезисом о якобы готовности кремля использовать войска для защиты Белоруссии. Никто не спорит. Россия готова защитить Белоруссию от любого внешнего врага, будь то Польша, Литва, или кто-то еще, но никак не от собственного народа. Этого в мандате ОДКБ нет. Ровно то же было в Армении. Россия была готова защитить Армению от внешней агрессии. Но не от политического процесса по замене Саркисяна ан Пашиняна. Извините, но ОДКБ это не о сохранении обанкротившихся правителей, а о коллективной безопасности. Да и после гнусной истории с задержанием бойцов российской ЧВК в Минске, такие заявления кажутся бредом.
А белорусская правоохранительная система уже дезориентирована разнородными приказами, которые отдавали им на прошлой неделе, от «не жалеть», до «не реагировать». Ни ОМОН, ни милиция, ни внутренние войска, ни тем более вооруженные силы (которые к этому просто не приучены) сейчас на подавление протеста просто уже не пойдут. Да у Лукашенко остается еще в запасе КГБ и служба собственной безопасности. Но они недостаточно многочисленны, чтобы купировать митинговую активность по всей Республике, а, максимум, предназначены для охраны ключевых государственных объектов и персоналий. Так что и этот вариант не годится.
Еще один вариант предложен экс министром иностранных дел (в связи с избранием нового старого президента правительство ушло в отставку) В. Макеем о том, чтобы пойти на сотрудничество с зарубежными правительствами и создать некие согласительные процедуры. Но Лукашенко уже заявил, что не пойдет на это, хотя, зная его непостоянство вполне может это сделать. Но такой ход будет по сути означать капитуляцию Лукашенко, т.к. вариант его сохранения в политике, в таком случае, будет совершенно исключен. Это равносильно Януковичу, покидающему Украину на пути в Ростов. И такой выход не кажется ни реальным. Ни допустимым с точки зрения психологии Лукашенко.
Таким образом у власти, фактически, не осталось сценариев. Которые могли бы обеспечит этой самой власти хоть какие-то варианты самосохранения. Я не говорю в данном случае о совершенно оторванных от реальности вариантов, типа объявления кому-то войны и введения военного положения, или добровольная отставка Лукашенко с передачей власти кому-либо. кто объявит новые выборы. последний вариант полностью противоречит мировоззрению Лукашенко (или Я или никто).
Очевидность отвести хороших решений внутри Белоруссии делает важным анализ ситуации за ее пределами. готовность внешних игроков подключиться к игре в республике, перехватить инициативу и навязать свою повестку данных протестов и предстоящей политической жизни республики. Вопрос этот не праздный, поскольку в текущей ситуации сохранение Лукашенко у власти, даже в условиях сохранения влияния его в армии и правоохранительной системе. Более сложная задача, чем замена на иную, менее одиозную для населения персоналию. Вот только удовлетворит ли такой ход как население Республики, так и внешних участников данного процесса.
ПерепутьеСейчас Белоруссия находится на перепутье. Закрепиться Лукашенко или нет во многом зависит от его активности (которая, увы, опаздывает) и от правильности шагов (которых не наблюдается). Внешние игроки по большому счету оказались не готовы к тому, что Лукашенко так проведет выборы и допустит такие вопиющие ошибки.
Скрытый текст
Между тем имеется лишь несколько реальных участников процесса (внешних акторов), которые так или иначе задействованы в этой ситуации.
Во-первых, это, разумеется Россия. Являющаяся одним из участников Союзного Договора. На протяжении всех выборов Лукашенко пытался указать на Россию, как на силу, которая, якобы, выступает против него. Это было и с обвинением в выдвижении альтернативных кандидатов (Бабарико, Цепкало, поддержке Тихановского и т.д.), и с фактической национализацией Бедгазпромбанка, арестом российских бойцов ЧВК. Но Россия по заведенной привычке на не свою войну не явилась. Не обозначив ни совей позиции по вопросу белорусских выборов. ни проявив прямого участия. Признания Лукашенко, избранным носило скорее дежурный формат и определялось принципами добрососедства. Не более. Это не значит, что у России нет шагов. Которые бы позволили в нужный момент вмешаться в ситуацию. На самом деле они есть. Но Россия будет ждать до предела, чтобы не усугубить ситуацию.
Вторым игроком, который проявил как раз активность является Польша. Уже на протяжении длительного времени через институты католической церкви, организацию и поддержку движения «Страна для жизни» (а встречи Цихановского с польскими дипломатами задолго до выборов это уже совершенно не секрет), через людей, живущих в Польше и учащихся там, производилась попытка воздействия на внутри белорусскую политическую повестку. Достаточно удачно. Так как движение «страна для жизни» стало достаточно массовым и популярным. Но большинство каналов польского влияния были отрезаны КГБ Белоруссии и фактически утратили вое активное действие. В загашнике остались медийные ресурсы, типа телеканала Белсат, или интернет канал NEXTA. При любом раскладе Польша сейчас не имеет возможности активного действия в Белоруссии и вынуждена ограничиться созданием фона.
Другими игроками являются Украина (и стоящая за ними демократическая партия США) и Литва (и стоящая за ними Великобритания и некоторые страны ЕС). И те, и другие имеют готовы политический актив, который может быть направлен на борьбу с режимом. В Литве это Светлана Тихановская, вокруг которой пытаются создать некий переходный совет. В Киеве ресторатор Прокопьев, ставший «пламенным революционером» и бывший кандидат Цепкало, снятый с выборов ранее. Однако ни та ни другая группа не имеют особы рычагов влияния в самой Белоруссии, что не означает их полной неспособности участвовать в процессе. Демонстративная подача сьемок погибшего протестующего Ассошиэйтед Пресс (американской медийной структурой) подсказывает, что по крайней мере медийные ресурсы будут подключены.
Все участники процесса сейчас ждут. Они ждут ошибок власти и активности от протестующих. Если в ходе сегодняшних массовых митингов в Минске (в 12.00 за Лукашенко в 14.00 против) победить позиция «уходи», вероятно силы попытаются подключиться.
При всем этом, полагаем, что у России есть как минимум три варианта решения ситуации, способных нормализовать ситуацию и вернуть ее в конструктивное русло (даже более конструктивное, чем в последний год правления Лукашенко). Но об этом, как-нибудь в другой раз. Такие времена.
Отредактировано: ConstB - 16 авг 2020 20:41:49
Для информации:
Личный ТГ канал: https://t.me/SMM_tmax