На его исходе планета горит от перегрева. Пока калифорнийские пожары уничтожают винодельческую долину Напа, другая американская долина – Смерти – оправдывая свое название, разогревается до 54,5 градуса Цельсия. И это уже максимально близко к максимальному плюсу на Земле.
"Прокурены" дымом и пеплом "легкие планеты": бразильские леса Амазонки сегодня – это сразу 72 тысячи очагов, которые местные фермеры отчаянно тушат ведрами с водой.
Вода, к слову, по-своему подает человеку сигналы SOS. Более 60 миллионов пострадавших от рекордных наводнений в
Индии, где муссонными дождями сегодня переполнен не только священный Ганг. Люди, как могут, спасают и себя и животных, включая священных в этой стране коров.
Переполненная ливнями и оползнями великая китайская река Янцзы теснит крупнейшую в мире ГЭС.
Цвет – еще один индикатор здоровья мирового океана – тоже сигнал. Большой Барьерный риф – один из важнейших для подводной экосистемы – обесцвечен. Из-за перегрева воды микроорганизмы гибнут, оставляя после себя километры серого дна. А с берега к рифам подбирается сухая вулканическая пемза.
На западном побережье
США предупреждают: красивые с виду синие волны – признак подводной борьбы за выживание. Цветущие из-за жары водоросли красят океан, выделяя токсины, вредные для рыб и мелких морских животных.
А вот восточное побережье Америки рискует полностью уйти под воду в ближайшие 100 лет, если не перестанет таять Гренландия. Второй по величине на планете ледниковый покров за год потерял 532 миллиарда тонн льда, "приподняв" мировой океан на полтора миллиметра. И это не считая того, что в Арктике растаял кусок льда размером с
Польшу. Чем грозят тропические плюс 30 на побережье Баренцева моря и стоит ли в наше время продолжать называть мерзлоту вечной?
Невероятно жаркое лето в российском Заполярье. Не Сочи, конечно, температура сейчас около 20 градусов. Но климатическая норма здесь – не более 10 градусов. Такие погодные аномалии фиксируются впервые. И ученые говорят: это тенденция, температура на Русском Севере растет быстрее, чем в целом на планете.
Это называют арктическим эффектом и точная причина науке неизвестна. Но рекорд один за другим. На Таймыре на этой неделе, как в
Москве, плюс 25 градусов.
В якутском Верхоянске – это полюс холода Северного полушария – жара под 40 градусов. Это максимум за всю историю наблюдений.
Рекорды и в Нарьян-маре, столице Ненецкого автономного округа.
– При норме среднесуточной температуры воздуха 3,4 градуса, мы наблюдаем 13,9.
На острове Мудьюг на Белом море метеоролог дважды проверяет градусник. Плюс 30 градусов в августе здесь не бывает.
– Температура вообще какая-то теплая, не знаю почему!
Сенсация в каждой экспедиции. На острове Врангеля в Ледовитом океане впервые в истории зацвел белокопытник, вообще растет он гораздо южнее. На станции Шойна, это самый север полуострова Канин, метеорологи купаются: не только воздух, но и вода прогрелась. На Северной Земле – полярники в футболках. А ведь должно быть около нуля.
– Максимальная температура воздуха 17,2 градуса.
Уже и животные реагируют. Моржи и морские зайцы уходят со льдин на острова и континент. Это всерьез грозит белым медведям: они остаются на
диете.
"Белому медведю непривычно охотится на таких территориях, поэтому кормовая база для него ухудшается", – констатирует директор Государственного природного заповедника "Ненецкий" Станислав Золотой.Оленевод показывает старое пастбище. Тундра отступает, все ближе подходит лес. Олени, которые питаются теперь не только мхом, становятся похожими на коров.
"Меняется челюсть, меняется экстерьер оленя, цвета меняются. Естественно, происходят изменения, олень адаптируется под изменение климата и кормового рациона", – отмечает председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский.
Жара – только вершина айсберга. Площадь льдов в Арктике к 2020 году сократилась почти вдвое – с 7,5 до 4 миллионов квадратных километров. Всерьез говорят о том, что на Северном морском пути и ледоколы будут не нужны.
"Наблюдаем экстремальное уменьшение количеств ледяного покрова в Арктике. Если раньше на трассе Северного морского пути в арктических морях лед прихватывало круглогодично, то сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, что акватория арктических морей полностью очищается ото льда", – подчеркивает заместитель директора по научной работе Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Игорь Ашик.
Экспедиция МГУ на Баренцевом море изучает остатки древнего ледника. С его помощью ученые надеются спрогнозировать темпы таяния ледников современных. Пока Арктика – сплошная загадка.
"По сути, наблюдению за ледниками около 100 лет. Этого не совсем достаточно для правильного тестирования моделей, которые предлагаются", – поясняет доцент геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель экспедиции Григорий Ахманов. А точные модели нужны срочно. Этим летом Гренландия прошла точку невозврата. В океан ушло 280 миллиардов тонн талого льда. Даже если на планете похолодает, ледяной панцирь не восстановится. Когда он исчезнет полностью, уровень мирового океана поднимется на десятки метров. Затопленными окажутся Архангельск, Астрахань, Санкт-Петербург в России, Рим, Лондон, Амстердам и Стокгольм в Европе,
Нью-Йорк и Лос-Анжелес в США. Теперь это неизбежно, но пока – не скоро.
"Ученые посчитали: если бы температура в Арктике резко поднялась бы на три градуса, хотя обычные прогнозы дают два градуса, то тогда Гренландия за тысячу лет бы растаяла", – прогнозирует заместитель директора Института географии РАН, гляциолог Николай Осокин.
Но уже сейчас таящие льды меняют течения. В северных морях – небывалые шторма. Острова на Белом море буквально смывает. На Ямале море километрами съедает берег.
Идем вниз по Печоре к Баренцову морю на один из самых северных в
России гидропунктом. Там измеряют уровень воды – косвенный признак интенсивности таянья льдов.
В деревне с высокотехнологичным названием Сколково за показателями следят по-старинке – с линейкой. И который год фиксируют: уровень воды растет, толщина льда падает.
– Вся деревня на воде была! Хорошо здесь народу нет, постоянно никто не живет. Все собрались в одном доме и там жили, остальные дома были затоплены.
В островных деревнях все чаще говорят о переселении. Этот же сценарий прогнозируют для поселков в черте
вечной мерзлоты. Ее площадь сократилась больше чем на два процента, а уровень упал на треть. Это грозит катастрофическими разрушениями построек и инфраструктуры.
"Мы видим то, что мерзлота находится в почве где-то на треть глубже, чем обычно. Треть – это довольно значительная величина", – рисует картину произошедших климатических изменений старший научный сотрудник лаборатории биогеохимических и дистанционных методов мониторинга окружающей среды "БиоГеоКлин", кандидат биологических наук Сергей Лойко.
В оттаявшем грунте ученых ждут и находки. И причем крупные – прежде всего находят доисторических животных. Но есть и совсем крошечные находки. Как, например, вирус, паразитирующий на амебах. Ему 30 тысяч лет. По всем законам
науки он должен быть мертв, но жив. Невероятная живучесть – сейчас предмет исследований.
"Мы полагаем, что может происходить репарация ДНК, то есть починка ДНК", – открывает новые для науки процессы заведующий лабораторией криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Елизавета Ривкина.
То есть древние микроорганизмы умеют самоисцеляться. Изучение этого процесса может дать толчок биотехнологиям, в перспективе даже победить старение. Кроме того, древние микроорганизмы могут быть антигенами к современным возбудителям
болезней, например, к палочке Коха.
"Из них могут быть выделены новые антибиотики, – надеется заведующий кафедрой геокриологии геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Анатолий Брушков. – Не исключено, что они могут помочь".