Хм... вроде ничего неизвестного не сказал...
Могу чуть продолжить...
Скрытый текст
Разумная деятельность (творческая, "либеральная") в природе пригождается лишь тогда, когда нельзя разрешить возникшую проблему старыми, испытанными методами. Это путь экспериментов, ошибок, проб и эта деятельность требует значительной затраты энергии. Она более затратна, нежели рассудочная деятельность, и без гарантии успеха в итоге. Эксперименты с шимпанзюками показали, что сначала обезьяна пробует и так и эдак (например, достать какой-то фрукт из хитрой трубы, скажем), потом после долгих попыток на какое-то время бросает "это тухлое дело". И вдруг после некоторой паузы на неё приходит озарение (Менделееву снится сон про таблицу!) и она находит гениальное верное решение. Это краткое описание всего творческого процесса, который прослеживается и у человеков. И когда новое решение найдено – оно "закрепляется", переходит в статус "рассудочной деятельности". Научившись чему-то, мы это запоминаем и в дальнейшем уже не требуется столько усилий и затрат. Ну все помнят, как учились ездить на велосипеде или плавать. Немного научившись – уже и мышцы не напрягаются и башка вроде уже и не контролирует "каждое движение".
И когда можно порой слышать, что "человеческий мозг используется лишь на 20%, ах, как хорошо было бы его использовать на 100%" или "какие людишки тупые, как бы подтолкнуть людей к большей разумной деятельности" – всё это глупости. Во-первых – попробуйте все механизмы и электронику вашего автомобиля использовать сразу и на полную катушку (и чтобы летел по трассе под 200 км, и загружен был по полной, и чтобы фары мигали, и дворники работали, и стёкла в дверях подымались-опускались, и багажник хлопал, и тормоза без дела не простаивали и т.п.), так он у вас через пару-пяток километров развалится. А во вторых – я уже приводил пример с унитазом, если к этому процессу относиться исключительно творчески-разумно "И чтоб не повторять прошлый опыт! Только разумно, только творчески!"
И в обществе вообще всё примерно так же: всё держится на обывателе, на упорядоченности жизни. А "творческие личности" (художники, писатели, композиторы, инженер-изобретатели, учёные и т.п.) – это "авангард", который щупает ещё "не пощупанное". Большинство из них тратят энергию в пустую (или вообще хрен знает куда – прибивают яйца к брусчатке в попытках или выпендриться или "выбраться из творческого тупика") в бесполезных поисках. И лишь некоторые зачастую "сами не зная как" находят то, что затем будет использовать всё человечество. И жуть жуткая возникает, когда "творческие" хотят приобщить "всех вааще" к своему стилю творческих поисков.
Когда умер Курёхин, режиссёр Соловьёв ("Асса", "Чёрная роза эмблема печали, белая роза эмблема любви") сказал интересную мысль: "Сейчас вокруг сплошные Моцарты. И очень не хватает Сальери – тех, кто гармонию бы алгеброй проверял. Курёхин был таким".
Зверей встретили песни и громкий смех.
А звери вошли и убили всех.
*****
Шприй был прав! (с)