В представлении иностранцев китайский интернет — это сплошная цензура и ограничения. Но на самом деле это не так. Действительно, интернет в Китае создавался на других принципах, чем у нас. В КНР изначально была построена настоящая «великая виртуальная китайская стена», «Золотой щит», который не позволяет проникать в страну западным соцсетям и мессенджерам. Кстати, Telegram в КНР с некоторых пор также заблокирован. Однако подавляющему числу китайцев это никак не мешает, поскольку внутри страны есть все необходимое для получения информации и виртуального общения. Китайцы создали самодостаточный интернет, поэтому большинству населения не интересны зарубежные ресурсы, а к ограничениям там в массе относятся равнодушно или с пониманием. Например, аналогов ютуба в Китае около десятка. Есть общекитайские социальные сети, не хуже западных. А, например, одна из наиболее популярных — WeChat — оснащена многими функциями, в том числе платежными.
Поэтому китайцы, в отличие от россиян, исторически не очень-то интересовались тем, как обойти «Золотой щит». Этому способствовало и высокое доверие население к властям, обусловленное гарантированным многие годы ростом благосостояния. Партия и правительство сказали, что лезть через «китайскую виртуальную стену» не следует, и большинство народа ответило положительно.
А с 2019 года сервисы обхода файрвола были и вовсе полностью запрещены. Их разработчикам и распространителям грозит уголовное преследование. А граждане, их использующие, могут быть оштрафованы. Например, не так давно жители города Ухай, что во Внутренней Монголии, получили на свои смартфоны текстовое сообщение от Бюро общественной безопасности:
«Возможно, на вашем мобильном телефоне установлено VPN или другое программное обеспечение для обхода файрвола. Пожалуйста, проверьте и удалите его. В противном случае органы общественной безопасности вынесут предупреждение и наложат штраф в размере 15 000 юаней (примерно 195 тыс. рублей)».
И есть высокая вероятность того, что ждать второго предупреждения никто не будет.
У нас социальные сети — это нередко единственная возможность привлечь внимание к какой-то проблеме, пожаловаться. В Китае же, вопреки нашим представлениям, у населения существует немало других эффективных способов решить проблему. В частности, это забастовки, системы подачи жалоб в государственные и партийные органы. Все это достаточно действенные механизмы, которые, кстати, неплохо работали в СССР.
Еще одна особенность китайского интернета в том, что там существуют очень жесткие ограничения на контент, который юридические лица, граждане, в том числе блогеры, выкладывают в сеть. Запрещен сексуальный подтекст, не говоря уже о демонстрации обнаженных тел. Например, запрещено выкладывать ролики, где их герои сняты в домашних халатах или обернутые полотенцем.
Но при всех существующих ограничениях китайский интернет комфортен для своих пользователей и имеет много преимуществ. Это и разнообразие выбора, и простота, и удобство пользования, а также гарантии безопасности.
Минкультуры и туризма КНР — лишь одно из нескольких китайских правительственных учреждений, которые имеют право регулировать различные сегменты интернет-индустрии страны, блокировать нежелательный или, как говорят, в Китае «проблемный» контент. Еще в этой сфере работают Администрация киберпространства Китая (CAC) и Национальное управление радио и телевидения (NRTA). Кстати, с прошлого года в КНР действует новое положение о контроле за контентом. Например, трансляции публичных мероприятий или шоу идут с небольшой задержкой, которой хватает, чтобы отсечь или заблокировать все чуждое. Стримы с участием иностранцев должны быть зарегистрированы заранее.
В июне 2022 года NRTA и Министерство культуры и туризма совместно опубликовали руководство из 18 пунктов, в котором изложены требования по квалификации и поведению блогеров. В этом новом документе, который обязателен к исполнению, также перечислен 31 вариант запрещенного поведения во время прямой трансляции.
Помимо официальных органов, команд наблюдателей на интернет-платформах, есть еще и так называемые «народные дружинники». Они добровольно отслеживают интернет и «ставят на вид» тем, кто нарушает закон или нормы морали. Причем уровень правовых требований уже настолько высок, что они порой соответствуют нормам морали: например, нельзя распространять слухи.
Примеры контроля можно найти почти ежедневно, но громкие скандалы случаются, хотя нечасто. Например, в июле 2022 года была заблокирована на полчаса трансляция международной конференции, которая проводилась на площадке Baidu, крупнейшего китайского интернет-поисковика. А все потому, что мероприятие не было предварительно зарегистрировано китайскими властями.
Как это работает, испытал на себе не так давно один из самых популярных китайских блогеров, «король губных помад» Ли Цзяци (также известен как Остин Ли), который зарабатывает в интернете миллионы долларов и имеет миллионные аудитории. То есть, по китайским понятиям, он является «лидером общественного мнения», «инфлюенсером», человеком, имеющим влияние на аудиторию. Так вот: он был заблокирован, «выпал из эфира» и три месяца отдал изучению законов и правил поведения в интернете. Вероятно, цензорам не понравилось, что его июльский стрим демонстрировал торт-мороженое в форме танка.
А эта тема очень чувствительная для Китая. Ведь именно в июле (1989 года) произошли трагические события на площади Тяньаньмынь. Спустя три месяца блогера вновь допустили до публики, и он провел прямую трансляцию на платформе Taobao, презентовав товары для дома, нижнее белье и средства по уходу за кожей. Хотя Ли Цзяци не анонсировал стрим, его смотрели более 50 млн китайцев. Большинство товаров были моментально распроданы. Как говорится, ведите себя прилично и будете «в шоколаде».
Борьба с незаконным предпринимательством в интернете и с неоплатой налогов блогерами ведется на регулярной основе. Зато легальная торговля поддерживается и поощряется. С помощью интернета свою продукцию рекламируют и продают даже крестьяне самых удаленных сельских местностей.
В Китае делается упор на развитие так называемой цифровой экономики, где создается до 40% ВВП КНР, а это свыше 45 трлн юаней. По данным российских независимых исследований, объем розничных продаж на китайском онлайн-рынке в 2021 году составил почти $2 трлн. Это несопоставимо с аналогичным российским показателем в $56 млрд. Но вот по росту этого сегмента России нет равных в мире — почти 34%. Такими темпами мы можем догнать Китай, где в прошлом году около 70% населения сделало хотя бы одну покупку в сети (в России — 50%, в Великобритании — 84%). Но для этого, конечно, нам надо сделать очень много. Помимо расширения доступа к интернету и улучшения его качества, предстоит развить сеть доставки товаров. Пока что у нас даже не в каждом селе есть отделение Почты России.