Аккурат в положенный срок было подписано соглашение о создании правительственной коалиции. В нее вошли две партии, позиционирующие себя как социал-демократические, — «Курс — социальная демократия» (Smer-SD) и «Голос — социальная демократия» (Hlas-SD), а также правая Словацкая национальная партия (SNS).
Smer-SD получит пост премьер-министра (им станет Роберт Фицо) и шесть ключевых министерских портфелей (МИД, Минобороны, образования, юстиции, сельского хозяйства, финансов). Hlas-SD делегирует своего представителя на должность спикера парламента (Петера Пеллегрини) плюс семь мест в кабинете. SNS будут представлять три министра.
Для победы коалиции необходимо было получить не менее 76 мест из 150 в Национальном совете. Удалось сколотить группу из 79 депутатов (Smer — 42, Hlas −27, SNS — 10). Объективно говоря, суперустойчивой коалицию назвать сложно. Но для смены курса этого вполне достаточно.
На самом деле, в Словакии сложился уникальный для Евросоюза политический ландшафт. Партия Smer, хотя и значится социал-демократической, в чистом виде таковой не является. Для примера: в той же Германии СДПГ, партия канцлера Шольца, ни при каких обстоятельствах не пошла бы на союз с ультраправой, националистической «Альтернативой для Германии». А в Братиславе — пожалуйста! Причем SNS Фицо зовет «в сотоварищи» не в первый раз.
У него вообще особый взгляд на социал-демократические (читай — либеральные) ценности. Он придерживается лево-центристских убеждений в экономике в сочетании с приверженностью консервативным взглядам в социальной сфере, последовательно выступает за ограничение миграционного потока и категорически против допуска в публичное пространство «радужной повестки ЛГБТ».
Напомню, что в 2006 году партия европейских социалистов (PES), заседающая в Европарламенте, приостановила на два года членство Smer в своих рядах. Причина — сотрудничество все с той же националистической SNS. Теперь «евротоварищи» опять угрожают. На этот раз из-за отказа поддерживать оружием незалежную.
«Это действительно красиво и демократично. Либо мы говорим то, чего хотят США, либо они нас выгонят. Председатель PES неукоснительно придерживается философии, согласно которой тот, кто за мир, является поджигателем войны, а тот, кто выступает за войну и убийства, является борцом за мир... Шантажировать независимого политика неправильно. Если исключение из Партии европейских социалистов станет ценой за реализацию истинно левой повестки дня в Словакии и выражением суверенных мнений, мы готовы заплатить такую цену», — заявил Фицо.
На самом деле нынешняя коалиция — это объединение амбициозных «бывших». Судите сами: Фицо уже трижды возглавлял кабинет. Пеллегрини, партия которого возникла в 2020 году, отколовшись от Smer, тоже по разу побывал во главе правительства и законодательного собрания. Андрей Данко, лидер SNS, отметился на посту спикера Национального совета (парламента). Как они уживутся под одной крышей?
Есть публикации в наших СМИ, где «коалицию Фицо» называют едва ли не «пророссийской». Это, конечно, не так. Самого Роберта не случайно окрестили на Западе «вторым Орбаном». Он, как и венгерский премьер, строит свою линию, исходя из национальных интересов. По его словам, основная цель коалиции — повышение уровня жизни словаков. Если антироссийские санкции вредят этому процессу, то он намерен их критиковать.
На самом же деле у всех партий, представленных в новом правительстве, в приоритете Евросоюз и НАТО. Это, кстати, зафиксировано и в коалиционном соглашении. Но есть нюансы.
Например, с приходом Smer к власти возникает серьезная геополитическая проблема европейского разлива. Речь идет о лояльности к отдельным решениям Брюсселя членов региональной Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия). Если в Варшаве правящая партия «Право и справедливость» останется на третий срок (выборы в парламент 15 октября), то три участника важнейшего для Евросоюза опорного центральноевропейского объединения вполне могут спеться и стать для еврочиновников постоянной головной болью. Это будет уже мнение не отдельных представителей, а «Вышеградской тройки плюс один». Чехия во главе с бывшим натовским генералом, президентом Петром Павлом, окажется в офсайте.
Или еще. Тот же Пеллегрини, будучи премьер-министром, в 2019 году посетил Москву, где встречался с тогдашним российским премьером Дмитрием Медведевым.
«Российская Федерация — один из самых важных экономических, торговых партнеров для Словакии, и мы видим большой потенциал наших экономических и торговых отношений», — заявил он.
А Андрей Данко в качестве спикера парламента в том же году приезжал в российскую столицу, чтобы поприсутствовать 9 мая на Параде Победы.
«Я всегда буду бороться за то, чтобы европейские народы имели контакты с РФ. Я всегда буду говорить, что существующие санкции — это большая глупость. Надеюсь, что отношения Европы и России улучшатся в ближайшем будущем», — пообещал он.
С той поры, как говорится, много воды утекло. Украинский кризис и западные доброхоты наверняка в какой-то мере подкорректировали их отношение к Москве. Но старое и доброе, как известно, не забывается.