Скрытый текст
Успешная страховая выплата вновь привлекла внимание общественности к самолетам, арендованным российскими авиакомпаниями и оставшихся там из-за начала войны на Украине. Некоторые люди в Китае задаются вопросом, когда задержанные самолеты будут возвращены, а другие переключили внимание на китайско-российские отношения и критику России.
На мой взгляд, первые – это простые люди с искренними эмоциями, обеспокоенные потерями нашей страны. А вторые... почему, когда дело касается России, они вдруг начинают яро демонстрировать патриотизм? Это действительно настораживает.
Конечно, это объективный факт, что после начала российско-украинской войны Россия национализировала все арендованные самолеты и отказалась их возвращать. Также факт, что несколько крупных лизинговых компаний в течение последних трех с половиной лет всячески пытались решить проблему задержанных самолетов. Так как же обстоят дела на самом деле? Давайте разберемся.
Почему Россия задержала арендованные самолеты?
Как следует из названия, лизинг самолетов – это когда лизинговая компания сдает самолет в аренду авиакомпании для ее эксплуатации. Поскольку авиация является капиталоемкой отраслью, а стоимость самолетов часто исчисляется сотнями миллионов, авиакомпания, желающая приобрести самолет, часто сталкивается с большим финансовым давлением.
Хотя использование арендованного самолета обходится дороже с точки зрения владения, чем покупка самолета в собственность (иначе откуда бы взялась прибыль лизинговой компании?), его преимущество в низком пороге входа (аренда в любом случае дешевле, чем единовременная покупка) и гибкости использования (срок аренды обычно оговаривается на несколько лет). В случае изменения операционной стратегии или желания сменить тип самолета, достаточно просто расторгнуть договор аренды, не беспокоясь о том, как продать самолет на вторичном рынке. Поэтому богатые авиакомпании часто покупают самолеты сразу, так как это снижает общую стоимость владения, а бедные авиакомпании обычно выбирают лизинг самолетов, так как это требует меньших единовременных затрат.
Лизинг самолетов также является очень стабильным бизнесом с точки зрения доходности. Поэтому, если у какой-либо группы есть много свободных денег и она ищет стабильный канал для инвестиций, лизинг самолетов является хорошим вариантом. Вот почему китайские лизинговые компании часто имеют банковское происхождение — у них есть значительные средства и определенные потребности в инвестициях и росте. Такие компании, как BOC Aviation, Avolon (приобретенная Bohai Leasing), ICBC Leasing и CDB Leasing, являются крупными лизинговыми компаниями. Значительная часть самолетов трех крупнейших китайских авиакомпаний также находится в лизинге.
На момент начала войны на Украине гражданский авиапарк России насчитывал 980 пассажирских самолетов, из которых 777 были в лизинге, причем 515 из них были арендованы у иностранных лизинговых компаний. Из этих более чем пятисот арендованных самолетов большая часть принадлежала европейским и американским лизинговым компаниям. Российские авиакомпании, не имея достаточных средств для покупки самолетов, выбирали более гибкий и выгодный для финансовой отчетности лизинг.
После начала войны, в связи с тем, что Европа и США ввели санкции на авиационное оборудование в отношении России и потребовали возврата арендованных самолетов, Россия решила национализировать все арендованные у иностранных компаний самолеты, в одностороннем порядке изменив их статус на российские самолеты в качестве ответной меры. В этом процессе европейские и американские лизинговые компании понесли наибольшие потери, причем американская компания AerCap "оторвалась" от остальных в списке потерь, "лидируя" с огромным отрывом.
Конечно, это не означает, что все 515 самолетов, арендованных Россией за рубежом, остались у России. Поскольку война началась очень внезапно и санкции также были введены внезапно, часть самолетов российских авиакомпаний, находившихся за границей (особенно в странах Европы и Америки) были задержаны местными властями, включая некоторое количество лизинговых самолетов.
Некоторые из этих самолетов были законсервированы, некоторые после судебных разбирательств возвращены лизинговым компаниям — итого около 70-80 бортов. Таким образом, Россия фактически контролирует и национализировала более 400 иностранных лизинговых самолетов. Поскольку Россия национализировала все арендованные самолеты без разбора, некоторые китайские лизинговые компании, зарегистрированные за рубежом и в Гонконге, также пострадали — их самолеты также были задержаны и национализированы.
Объективно говоря, в условиях экстремальных западных санкций, чтобы избежать коллапса авиаперевозок, Россия была вынуждена задержать и национализировать все самолеты, что можно понять. Учитывая, что суть российско-украинской войны — это война между Россией и западным блоком, экстренная реквизиция или даже "конфискация активов вражеских стран" этих иностранных арендованных самолетов также объяснима, ведь во время войны действуют особые правила.
Но для лизинговых компаний, особенно не западных, это стало настоящей неожиданной бедой. Поэтому соответствующие лизинговые компании постоянно пытались вернуть задержанные самолеты различными способами, а некоторые публичные компании, для точности, уже даже отразили эти задержанные самолеты в финансовой отчетности в качестве убытков.
Долгий путь к урегулированию
Независимо от того, является ли задержание и национализация арендованных самолетов Россией "грабежом" или "реквизицией", это объективно произошло. Лизинговым компаниям необходимо как-то решить эту проблему. Есть два пути: 1. Попытаться вернуть самолеты; 2. Самолеты застрахованы, поэтому заявить их как полную потерю и получить компенсацию от страховой компании.
Как упоминалось ранее, в нынешней ситуации в России возврат самолетов, если и не абсолютно невозможен, то крайне затруднен. Россия действует по принципу "ни в чем не идти на уступки, ни на что не поддаваться". Хотите вернуть самолеты? Сколько у вас бронетанковых дивизий? Самолеты в Москве, приходите и заберите их!
При попытке получить страховую выплату как за военные потери, страховые компании возражают: "Ваши самолеты в целости и сохранности находятся в России, почему вы заявляете о полной потере? " Поэтому некоторые лизинговые компании, не сумев договориться с Россией, были вынуждены судиться со страховыми компаниями, пытаясь через суд добиться выплат. Но юридические отделы страховых компаний тоже не сидят сложа руки, поэтому начались затяжные судебные процессы.
После длительных судебных разбирательств некоторые иски в конечном итоге завершились выплатой компенсации страховыми компаниями, и лизинговые компании получили желаемую компенсацию. В данном случае дочерняя компания Sunward Intelligent также получила страховую выплату, решив проблему через страховой путь. Конечно, для страховых компаний это не означает полную потерю, поскольку право требования на самолеты переходит к ним, и если они смогут вернуть самолеты или компенсацию из России, то уменьшат свои убытки.
С российской стороной тоже можно вести диалог, ведь война на Украине не может длиться вечно, она когда-нибудь закончится, и российское правительство не будет доводить дело до крайности. Кроме того, среди задержанных самолетов многие принадлежат третьим странам (например, Китаю), и нужно поддерживать отношения с этими странами, чтобы не усугублять ситуацию. Россия предложила два принципиальных варианта: возврат и выкуп.
Поскольку Россия находится в особом периоде, для обеспечения стабильности внутреннего авиапарка случаев возврата мало. Среди существующих случаев возврата самолетов — три грузовых самолета 747-8F, арендованных российской авиакомпанией AirBridgeCargo у BOC Aviation. Один из этих трех 747 был задержан в Гонконге в начале войны, и после решения суда Гонконга арест был снят, и самолет возвращен BOC Aviation. Два других вернулись в Китай из Москвы, что является возвратом в прямом смысле.
Конечно, Россия согласилась на возврат потому, что 747-8F ей практически не нужны, поскольку они использовались для выполнения межконтинентальных грузовых рейсов, в основном в страны Европы и Америки. Но после национализации любой полет за границу легко мог привести к задержанию самолетов местными властями, и, поскольку эти самолеты в основном использовались на маршрутах в Европу и Америку, то после начала войны они стали бесполезны. Поэтому такие гиганты стали для России обузой, и оптимально было вернуть их, сделав добрый жест.
В этом процессе соответствующие китайские ведомства также проделали большую работу по посредничеству, сыграв важную роль. Для России это тоже своего рода шаг на встречу китайским друзьям, чтобы не повлиять на общую картину китайско-российской дружбы.
Однако другие самолеты очень полезны для России, особенно такие "рабочие лошадки", как Boeing 737 и Airbus A320; даже если они не летают, они могут предоставить жизненно важные запчасти. Поэтому Россия ни за что не вернет эти самолеты, а решит проблему путем косвенного выкупа. Конкретный способ — российские страховые компании выплачивают компенсацию за эти самолеты, косвенно выкупая их.
В начале 2024 года Россия достигла страховых соглашений с несколькими лизинговыми компаниями на сотни самолетов, выплатив в общей сложности около 2,5 миллиардов долларов. После выплаты компенсации право собственности на эти самолеты переходит к российским авиакомпаниям, что эквивалентно выкупу. Зарегистрированная в Ирландии дочка китайской лизинговой компании CDB Leasing также достигла страхового соглашения с Россией по 4 задержанным самолетам (3 A320NEO и 1 A321NEO) на общую сумму 197,5 миллионов долларов.
Этим четырем самолетам на тот момент было всего 3-4 года. Если бы они продавались по рыночной цене, их стоимость на вторичном рынке составила бы около 220 миллионов долларов. Единовременная страховая выплата от России эквивалентна скидке около 10% от рыночной цены. Учитывая, что это оптовая цена и единовременная оплата, для лизинговой компании это довольно хорошие условия. Ведь если затянуть, неизвестно, в каком состоянии окажутся самолеты и будут ли потом такие же хорошие условия.
Эти самолеты, за которые была получена компенсация и выкуплено право собственности, по закону уже принадлежат России, и по ним нет судебных споров. Поэтому эти самолеты могут выполнять международные рейсы в третьи страны, не опасаясь задержания, что оставляет возможность для нормализации коммерческих отношений после войны.
Что будет с до сих пор задержанными самолетами?
Конечно, в настоящее время возвращены или урегулированы отношения лишь по части задержанных самолетов, а большая часть "подвешена". О самолетах западных лизинговых компаний нам, естественно, не стоит беспокоиться, но у китайских лизинговых компаний все еще остается часть самолетов, чья судьба не урегулирована.
Решение проблемы оставшихся задержанных самолетов будет долгим процессом. Поскольку лизинг самолетов является высокоинтернациональной и специализированной деятельностью, а структура прав собственности на самолеты часто довольно сложна, это, несомненно, будет долгий путь. Даже если Россия согласится на урегулирование через страховые выплаты, все равно останется проблема согласования цены, и это не решить в одночасье. Для полного решения этой проблемы, возможно, придется дождаться окончания войны на Украине и нормализации отношений между Россией и западными странами.
Если обратиться к истории, то после установления дипломатических отношений и нормализации отношений между Китаем и США, стороны достигли соглашения по историческим проблемам с задержанными активами, произведя взаимные выплаты и завершив урегулирование. Что касается самолетов европейских и американских лизинговых компаний, то, вероятно, придется ждать послевоенного комплексного решения, ведь Россия имеет 300 миллиардов долларов замороженных активов в Европе и США. А для самолетов китайских лизинговых компаний решение придется искать через дипломатические и коммерческие переговоры.
Конечно, объективная ситуация в России такова, что возврат самолетов в ближайшее время нереален, и даже если они будут возвращены, их состояние неясно, ведь некоторые самолеты являются "донорами органов". По сравнению с этим, решение проблемы с помощью компенсации или выкупа также является способом, ведь, судя по предыдущим случаям выкупа, предложенная Россией цена была довольно разумной.
Нет худа без добра. Хотя китайские лизинговые компании понесли значительные потери из-за задержания Россией самолетов в результате войны на Украине, с одной стороны, китайские лизинговые компании предоставили России не так уж много самолетов, а с другой стороны, дефицит поставок, вызванный этой войной, и быстрое восстановление авиационной отрасли после пандемии привели к росту бизнеса по аренде самолетов. Прямым результатом этого стало значительное увеличение арендной платы за самолеты лизинговых компаний, что в значительной степени компенсировало потери от задержанных самолетов, а прибыль неоднократно достигала новых максимумов.
Для нас же, перед лицом возможных будущих бурь, российский случай очень поучителен и заслуживает изучения.