В результате попытки смены руководства ЕС пережила один из самых драматичных саммитов в своей истории. И экстренные перерывы в заседаниях, и многочасовые попытки проломить ситуацию и торг и интриги. Еще больший шарм событию придавал и фон двух злободневных событий: прошедших выборов в Европарламент на которых значительно укрепились «евроскептики» демонстрирующие свое несогласие с самим фактом существования ЕС и ставший уже вечной темой Выход Великобритании из Европейского Союза (БРЕКЗИТ) который не вспоминал только ленивый наблюдая за вялыми попытками британских консерваторов сформировать новое правительство в рамках внутрипартийного междусобойчика. В общем выборы новых евро чиновников оказались проблемой если не нерешаемой, то по крайней мере серьезной.
И здесь оказалось намешано многое. И похороненные надежды некоторых политических группировок в рамках ЕС (как, например, одной из групп влияния, мечтавшей посадить в главное кресло ЕС экс-президента Литвы Д. Грибаускайте) и отдельных государств (например, стремление властей Германии продвинуть свою кандидатуру – Вебера, но не смогла ее продавить) и грубая демонстрация того, что если в ЕС не заладится консенсус, его вполне можно добиться, если ряд сильнейших экономически стран союза ударят кулаком по столу, ибо все животные равны, но некоторые ровнее.
В результате, представленный состав Евросоюзных органов управления стал одним из самых провальных за всю историю существеннее ЕС. Провальных в первую очередь тем, что многие из новых руководителей крайне слабо себя проявили у себя в стране, а их способность коллективно решать какие-то вопросы колеблется в районе нуля.
Новый спикер Европарламента Давид-Мария Сассоли, проработал более 20 лет журналистом ведущих итальянских изданий, успешно избрался в Европарламент в 2009 году по списку левоцентристской Демократической партии. Это конечно не евроскептик, но и не убежденный евро-апологет. С ним Европарламент будет цвести буйным цветом критика ЕС как нефункционального политического образования.
Еврокомиссию возглавит Урсула Фон дер Ляйен, отличившаяся крайне противоречивыми успехами в укреплении немецкой обороны (а как поговаривают некоторые злые языки, так и вовсе в развале немецкой обороноспособности). И это назначение имеет два очень существенных момента. С одной стороны, Фон дер Ляйен это явно не то, что хотело бы видеть во главе ЕС руководство Германии, т.к. сработаться с ней будет неимоверно сложно. С другой нельзя не понимать, что через несколько лет, окрепнув в кресле еврочиновника Фон дер Ляйен может вовсю пытаться занять лидирующие позиции в партии ХДС, снося раскол и шатания в партийных рядах.
Евроцентробанк возглавит Кристин Лагард. После командировки в МВФ она снова зайдет на должность управления финансами. И это уберет огромный камень с амбиций Макрона, т.к. Лагард являлась одой из кандидатур, которые могли бы составить ему конкуренцию на следующих президентских выборах во Франции. Теперь уже не составит. ЕС все больше превращается в отстойник потенциальных угроз правительствам отдельных государств.
Европейский совет после бывшего премьер-министра Польши Дональда Туска возглавит действующий премьер Бельгии Шарль Мишель, который представляет центристов из европейского Альянса либералов и демократов. Он находится во главе правительства Бельгии с 2014 года (после затяжного парламентского кризиса). По большому счету это технический кандидат на политическую должность. Теперь, судя по всему, ЕС будет тише воды, ниже травы.
Главой ведомства Евросоюза по внешней политике станет испанец Жосеп Боррель. Представляющий социалистов политик сейчас занимает пост министра иностранных дел Испании, человек противоречивый и склонный к обострениям ситуации там, где его не должно быть.
Таким образом, новый состав евро чиновников не только не способен вести за собой процесс интеграции, но и представляет откровеннейший сплав бездеятельности, замалчивания, скандальности и неудобства для многих участников ЕС одновременно. Смело можно говорить, что какой-либо дальнейшей интеграции в Европе под стягами ЕС не только не предвидится, но и будет крайне вероятно заброшено в долгий ящик. И хоть ЕС номинально не мертв, искра жизни из него выбита чуть ли не бесповоротно. В период большой ломки мировой экономики ЕС может оказаться без опытного и волевого лоцмана, а значит действия ЕС в этой части отойдут на второй план, а на первый выйдет работа внешнеполитических ведомств отдельных государств ЕС, что вряд ли будет способствовать сохранению политических позиций ЕС. Но что же к этому привело? На мой взгляд ряд системных ошибок.