Совершенно другое дело работа над сделками, протаскивание американской продукции на рынки и проведение операций против руководства отдельных стран. То есть ситуативная работа. В этом у американцев можно поучиться, хотя бы потому, что столь акцентированных и продуманных с точки зрения маркетинга ударов не умеет наносить ни одна дипломатия. Не очень правда эта дипломатия разборчива в методах и очень шумна. В отличие от традиций, например, Великобритании, или Франции где многие горести (и гадости) делаются, но делаются тихо и почти незаметно, а не так, как принято у американцев – со стрельбой, празднованием и последующей попыткой объяснить, что на самом деле ничего критического не произошло.
Более того, ни одна другая дипломатия не будет делать такого, что делает американская дипломатия! Почему? Потому, что любая другая дипломатия задумывается о своем реноме. То есть заранее определяет, что можно сделать, а что нет, с расчетом на длительную перспективу и долгосрочную игру и пытается придерживаться этого ракурса. Так уж повелось в истории, что европейская дипломатия, насчитывающая столетия, к таким вещам относится очень и очень заинтересовано.
США живут сегодняшним днем, практически никогда не копают ямы на далекое будущее в отличие от Великобритании, не занимаются над многомерным обдумыванием нюансов процедур и условностей (церемониала), как Китай, не формируют кучу обосновывающих дискурсов, как Франция, и не собираются сопрягать собственные действия с какими-то историческими связями, которые постоянно пытается искать Российская дипломатия, которая чуть ли не по любому случаю жизни готова вывалить кучу подтверждающих документов и архивных материалов. Все это американской дипломатии не ведомо.
Нет разумеется, они готовы обеспечить компанию в СМИ, но это будут не французские дискурсы на уровне системного основания, а рекламные скороспелые, но яркие заметки в каталоге товаров (а зачем больше? ведь те, на кого нацелена эта информация после подписания бумаг будут уже не очень и интересны!).
Американцы готовы сделать какую-то процедуру, церемонию или еще что-то. Но получается это у них это хоть и не очень, но по крайней мере хоть как-то. Для случая сойдет, но, если только здесь и сейчас от этого США что-то получит.
Американцы готовы копать ямы, но при этом это не ямы в полном смысле этого слова, а скорее компромат, либо оружие текущего применения. В любом случае, это не загодя созданные ловушки. Они слишком дорого стоят и в случае неудачи слишком быстро заканчивают свое действие. А американская прагматичность не готова к тому, чтобы пускать деньги на ветер (точнее в чей-то посторонний карман).
В общем американская дипломатия не делает ничего что делают другие традиционные дипломатии, но при этом реально позволяет извлечь выгоду в текущем моменте. Почему так? Потому, что они блестяще умеют выжимать конкретный момент и осознают, что даже если они что-то сделают нелицеприятное, через год или два от этом все равно забудут, поскольку те с кем они работают слишком хотят верить, что у них то получится воспользоваться теми или иными благами США. Приведем для примера недавний визит госсекретаря М. Помпео в страны бывшего СССР – Белоруссию, Украину, Казахстан, Узбекистан. Основная цель, может показаться – налаживание отношений с местным руководством? Да нет.
После показа фильма о событиях на Украине Штаты должны были для политических элит Украины стать вообще врагом! После многочисленных попыток создать оппозицию Лукашенко в Белоруссии и долгих годов жизни без посла надеяться на что-то в Белоруссии крайне сложно, после того, как американцы же устраивали попытки народных волнений в Казахстане и организовывали государственный переворот с участием исламистов в Узбекистане (за что вылетели с базы ВВС в этой стране) вообще не должны полагаться на сколь-нибудь серьезные результаты.
Но их это не интересует! То, что было год, два, а тем более 10 лет назад для американцев - прошлый век, так как бизнес нужно строить здесь и сейчас не обращая внимание на какие-то прошлые опыты. Тем более США, что как я уже говорил США не собираются особо налаживать отношения с местными правителями, руководство Белоруссии, Казахстана, Узбекистана для них в принципе не привлекательно, да и серьезных задач, стоящих перед отношениями с этими странами нет. В противном случае США уже бы обсуждали торговые договоры с данными государствами, а не занимались ерундой. Просто есть цель, а есть средства. И эти средства прекрасно срабатывают.
Итак, в двух словах. Основная цель Помпео – это создание неблагоприятного для России фона в свете грядущих переговоров. А впереди как минимум два раунда переговоров. Первый в рамках предложенной Путиным встречи глав стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН (хоть США еще не сказали своего решения, данная встреча практически неизбежна), второе – это переговоры с Россией по поводу продления СНВ-3, которое США хотели бы распространить на Китай и на новые образцы российского оружия, в том числе на гиперзвуковое оружие. Зачем американцам негативный фон отношений России с ближним зарубежьем? Ответ предельно простой. Чтобы продвигать тезис о политической изоляции России и отсутствии у России союзников и попытаться «продать» свое отсутствующее влияние в странах бывшего СССР как дополнительное условие соглашений (а значит должна быть видимость такого влияния).
И это Помпео делает безупречно. Встреча с Лукашенко в Беларуси сводится к заявлениям госсекретаря о том, что США готовы к тому, чтобы поставлять нефть Белоруссии (по мировым ценам, но столько сколько Белоруссия захочет) и готовы поддержать Лукашенко в интеграционном конфликте с Россией, на Украине Помпео приободрил Зеленского, сообщил, что считает акарину спасителем Европы и полагает, что Европа должна заплатить Украине за такую защиту (то есть попытался продать чужую помощь), в Казахстане пообещал помочь бороться с короновирусом) которого в Казахстане нет, а в США как раз есть за счет средств (мизерных) выделенных Конгрессом на помощь Китаю, переживающих эпидемию этого самого короновируса. В Узбекистане же Помпео предложил узбекской стороне инвестиции и технологии Саудовской Аравии и ОАЭ в создании в этой стране ветряных электростанций.
Результат не заставил себя долго ждать. Лукашенко откровенно хамит Путину и практически срывает диалог по интеграции Белоруссии и России, Украина заявляет о том, что не будет соблюдать минские договорённости, разводить войска, прописывать особый статус ЛНР и ДНР, да и вообще собирается построить базы по стандарту НАТО в районе Северодонецка, Казахстан поднимает вопросы о том, чтобы пустить газопровод Сила Сибири-2 по своей территории а не через Монголию (повод в будущем обидеться на то, что газопровод не пошел там, где просили), а Узбекистан заявляет о том ,что не готов к полному вхождению в ЕАЭС и начинает тормозить согласование строительства АЭС в Узбекистане. Плюс что-то на заднем фоне, наверное, предложение американских частных инвестиций в экономику и обещание не вводить санкции против конкретных лиц, близких к главам республик.