Цветущий ТаджикистанГулрухсор Сафиева. В 90-е годы в Душанбе она
произносила речи о национальном возрождении. О «поруганной северными варварами прекрасной темноглазой Родине» и о том, что «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь».
В Таджикистане вспыхнула гражданская война. Она унесла тысячи жизней, отбросила республику в развитии назад на многие десятилетия. Народ, который Сталин называл «львами Азии», теперь батрачит на наших стройках и метет наши улицы. Львы платят за то, что слушали гиен и макак.
Сейчас поэтесса живет в Москве.
Солнечная ГрузияА вот грузинский философ Мераб Мамардашвили. Прислушаемся к
речи мыслителя: «Русские, куда бы ни переместились – в качестве казаков на Байкал или на Камчатку (их даже занесло на Аляску и, слава Богу, вовремя продали ее, и она не оказалась сегодня той мерзостью, в которую они ее скорее бы всего превратили), – куда бы они ни переместились, они рабство несли на спинах своих…»
И еще: «Существует грузинское достоинство. Мы не хотели принимать эту дерьмовую, нищую жизнь, которой довольствуются русские. Они с ней согласны, мы – грузины – нет. Посмотрите на тбилисские дома, тротуары. Грязные дома, обветшалые ворота, зато внутри – благоустроенные квартиры, забитые вещами, высококачественной импортной аппаратурой. Это атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских. Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, не выродившийся грузин на это не способен. Внутренняя поверхность раковины отражает образ самоуважения грузина, его чувство собственного достоинства».
А вот
выступает его земляк и политический противник Звиад Гамсахурдиа: «Осетины – прямые агенты Кремля и террористы, у осетин нет права на эту землю. Они — новые здесь люди». Он же: «Армяне и азербайджанцы, составляющие вместе 20 процентов населения Грузии, – это угроза грузинской нации. Большинство из них – враги».
Война длиной в пару десятков лет, кровь, беженцы, ненависть – достойно вознаградили усилия грузинских интеллигентов и слушавший их народ.
Изобильная МолдавияМолдавия! Прекрасная страна вина и мамалыги, на которых хорошеют местные девушки.
А какие поэтессы! Взять Леониду Лари. Про нее есть известная история:
«В начале 90-х Лари вдруг осознала себя румынкой, назвала великим румыном средневекового молдавского господаря Стефана Великого и пожелала выйти за него замуж. Леонида была замужней женщиной, поэтому срочно развелась со своим русским мужем. Ещё одно препятствие – господарь умер несколько веков назад. И это не беда: Леонида выходит замуж за его памятник, установленный в самом центре города Кишинёва, столицы республики Молдова. Бракосочетание состоялось при огромном стечении народа, госпожа Лари была в подвенечном платье. На памятник свадебный костюм почему-то не надели. Православный священник торжественно обвенчал молодожёнов, постучал обручальным кольцом по памятнику, надел это кольцо на палец поэтессе и объявил молодых мужем и женой. Толпа была довольна».
О чем же вещала Лари? Да
вот же: «Пусть у меня будут руки по локти в крови, но я вышвырну оккупантов, пришельцев и манкуртов за Днестр, я их выброшу из Транснистрии, и вы – румыны – настоящие хозяева этой многострадальной земли, получите их дома, их квартиры вместе с их мебелью… Мы их заставим говорить по-румынски, уважать наш язык, нашу культуру…»
Марат Гельман
вспоминает: «Народный фронт тогда кучковался вокруг союза писателей; Михай Чимпой (друг отца) и Леонида Лари – красавица, поэтесса, заводившая толпы на площадях. Друце, которого они тоже хотели в националисты (все-таки единственный именитый писатель), – их сторонился и оставался жить в Москве. Леонида Лари могла стать молдавской Юлией Тимошенко. Помню митинг, на котором она закричала: русские, подымите руки! Половина подняла. «Вот где ваши квартиры», – продолжала».
Мой товарищ сейчас иногда вспоминает, как летела оторванная его выстрелом башня Т-60 в Приднестровье… Если вам нужен ремонт в квартире – никто его лучше молдаван не сделает. Трудно найти хорошие руки за такую малую цену.
Культурная Прибалтика«Я люблю русских, но только в России. Латвийские русские должны уехать из страны. И если они это не сделают добровольно, то их придется выдворить принудительно. Как, например, выгоняют из квартир жильцов – приходят судебные исполнители с полицией и… до свидания!» –
сказал как-то раз лидер Нацфронта Латвии Айварс Гарда.
Преподаватель местной «Академии культуры», между прочим. Культурный человек.
Довольно?
А может, я зря подозреваю Нобелевскую лауреатку в чем-то подобном? Ей ведь премию дали за гуманизм и все такое. Но давайте ее послушаем.
Давайте проверим. Слово лауреату:
«Мы – маленькая нация, которую всегда русские уничтожали…» –
бросила она как-то.
А
вот еще: «Мы имеем дело с русским человеком, который за последние 200 лет почти 150 лет воевал. И никогда не жил хорошо. Человеческая жизнь для него ничего не стоит, и понятие о великости не в том, что человек должен жить хорошо, а в том, что государство должно быть большое и нашпигованное ракетами. На этом огромном постсоветском пространстве, особенно в России и Беларуси, где народ вначале 70 лет обманывали, потом еще 20 лет грабили, выросли очень агрессивные и опасные для мира люди».
Вышеприведенные цитаты – это такой перевод «Москаляку на гиляку» на интеллигентский язык.
Геббельс рядомВ чем же принципиальная разница между рассуждениями этих светочей и статьями доктора Геббельса? Сравним? Угадаем, кто автор?
«Русские сражаются с тупой, почти животной решимостью и порой демонстрируют потрясающее презрение к смерти. Рассказы участников битвы за Севастополь об упорном сопротивлении советских войск нуждаются в пояснении – в противном случае они могут сбить с толку немалую часть общественности. Оборона – суть их национального характера. Они бесчувственны, словно животные. Лишения и нищета – обычные условия их существования, и потому русские не так уж сильно цепляются за жизнь. Жизнь простого человека там ценится меньше, чем велосипед. Высокая рождаемость позволяет быстро восполнить любые потери. Русские были такими всегда, и скорее всего всегда такими останутся. Кроме того, не так уж трудно отдать жизнь, когда в ней нет и проблеска надежды, кроме миража далекого рая, манящего даже в минуту опасности. Нам нет нужды распространяться о страшной угрозе, которую представляют эти вооруженные до зубов тупые миллионы для Германии и всей Европы. Солдату, идущему в атаку, безразличны мотивы обороняющегося противника. Знать обо всем этом, однако, необходимо – чтобы не сложилось ложного впечатления. Большевизм мастерски использует особенности славянской души. Не случайно этот кошмарный эксперимент стал возможен только в России. Для него требовалась примитивная, животная тупость, свойственная народам, живущим в СССР, а также ограниченность их ожиданий в социальном и экономическом плане».
Есть ли разница?
За серыми приходят черныеПрогрессивная интеллигенция очень любит повторять к месту и не к месту фразу из «Трудно быть богом» братьев Стругацких о том, что после серых к власти приходят черные.
Повторят ее в очередной раз и смотрят на тебя с чувством глубочайшего нравственного превосходства – ждут, пока ты это превосходство признаешь. И не слышат, как за их спиной, за спиной «людей со светлыми лицами» – грум-грум – шагают серые штурмовики: «Мхедриони», «Свобода», «Правый сектор».
Они упиваются собственными переживаниями у Соловецкого камня. Не обращая никакого внимания на то, что на могилах «унесенных ельцинскими реформами» еще земля не осела.
И это началось не вчера. Это длится уже 25 лет! Четверть века льётся кровь. И каждое кровопролитие начинается с них. Слова и дела. Язык и бейсбольная бита. Провокатор и исполнитель. Нобелевский лауреат, писатель, философ, поэт, интеллигент – и погромщик, нацист, убийца, палач.
Все это части и соучастники преступлений. А Нобелевка – это чтобы язык у властителя дум стал подлиннее и поувесистей. Это как шипы на дубинке. И еще это наркотик тщеславия, применяемый для того, чтобы лишить интеллигента остатков рефлексии, отобрать у него возможность покаяния, одурманить его чувством собственного превосходства.
Все это всегда одинаково начинается. И заканчивается одним и тем же. В Средней Азии, на Кавказе, в Прибалтике, на Украине, в Молдавии.
Кровищей.
Всё в точности, как когда-то в Германии. Только навоза деревенского больше, а машинного масла – меньше.
Понимает ли это новоиспеченная лауреат? Полагаю, что да. Во всяком случае, после проигранных исков от воинов-афганцев и их родственников, поданных из-за намеренного искажения будущим нобелиатом их рассказов, спрашивать о преднамеренности действий несколько наивно.
Игра в совестьПо поводу Алексиевич Виктор Шендерович
высказался вот как: «Предшественник Светланы, нобелевский лауреат Борис Пастернак, писал, что книга — это дымящийся кубический кусок совести, и больше ничего. Если бы не это обстоятельство, Нобелевскую премию можно было бы давать Муруками. А так – она ушла точно по назначению».
Испытывать иллюзии относительно того, что ждет впереди, как слово твое отзовется, можно было тогда – давным-давно, когда не было еще войн внутри СССР, пока еще не лежали трупы на улицах, пока беженцы не текли рекой с окраин в центр России. Глупо, но можно было.
Но сейчас? После всего случившегося? Как можно так спокойно и даже с пафосом называть «дымящейся совестью» то, что противоположно совести?
У меня есть гипотеза. У подобных людей это длящаяся всю жизнь ролевая игра. С той только разницей, что люди играют не во «Властелина Колец», считая себя эльфами или драконами, не в доктора или дочки-матери, а в совесть нации и «дворян духа». И вот уже герцог духа Шендерович, виконтесса духа Альбац и графиня духа Алексиевич распределяют роли.
«Ты, Витенька, будешь остроумным писателем. А ты, Светочка, – совестью. А теперь давайте вместе обличать этих тупых скотов: раз-два-начали!»
Только с этой ролевки нельзя уйти. Нельзя вернуться к нормальной жизни. Здесь кукушка хвалит петуха не только потому, что ей охота услышать ответную похвалу — хотя взаимная похвала всегда выгодна во всех смыслах. Здесь хвалят потому, что круг общения и молчаливый заговор взаимной рукопожатности, взаимного нахваливания, взаимного закрывания глаз на «частности» – это единственное, что стоит между членами этого молчаливого заговора и страшной правдой.
Правдой, которую знают другие, именно за это и ненавидимые заговорщиками люди.
Вот и бегут друг другу на выручку при малейшем признаке появления бреши в достоверности легенды для внутреннего потребления. Если постоянно не поддерживать внутри коллектива веру в альтернативную реальность, в реальность игры, то воображаемая позолота слезает, и тот, кто считал себя аристократом духа, совестью нации, острым умом или жгущей правдой, передовым представителем человечества, окруженным достойными товарищами, может оказаться перед зеркалом.
А из зеркала на него посмотрит слабоумный, со слюной на подбородке и руками в крови. Он окружен потасканными бабами и прохиндеями, истратившими жизнь в выслуге даже не перед господами, а перед выскочками и самозванцами.
В зеркале том — без пяти минут мертвец.