Как видно, уровень конкуренции разительно отличается по сегментам рынка готового топлива для разных типов реакторов. Реальная конкурентная ситуация наблюдается в сфере поставок ТВС для энергоблоков PWR и BWR. Рынки топлива для ВВЭР и в еще большей мере для газоохлаждаемых и тяжеловодных реакторов — практически монопольные, несмотря на наличие потенциальных конкурентов, способных производить такое топливо (по ВВЭР и CANDU).
Что касается топлива из вторичных источников — хотя единственным европейским поставщиком ТВС на основе регенерированного урана и MOX-топлива осталась Areva, этот сегмент нельзя считать в полном смысле монополией: ведь это топливо, по сути, взаимозаменяемо с ТВС «обычного» происхождения, то есть является составной частью конкурентного рынка топлива. В частности, в случае MOX это главным образом рынок топлива PWR (для кипящих реакторов MOX использовалось в Европе лишь на двух блоках АЭС «Гюндремминген» в Германии).
Итак, в Европе на рынке готового топлива для PWR конкурируют два глобальных поставщика: Areva и Westinghouse. Третий вендор, компания Enusa, представлена в этом сегменте за пределами Испании прежде всего через совместное предприятие с Westinghouse, выпускающее топливо по лицензиям японско-американской компании.
На европейском рынке топлива BWR конкурируют три глобальных поставщика: Areva, Westinghouse и Global Nuclear Fuel (GNF). Наряду с ними четвертым участником рынка выступает также Enusa, однако ее зарубежные поставки в этом сегменте проходят в основном через совместное предприятие с GNF.
Таким образом, Enusa является, по сути, необходимым дополнительным поставщиком, который позволяет лидерам рынка избежать некоторых формальных антимонопольных ограничений, установленных Евросоюзом. При отсутствии этого игрока, например, общеевропейский рынок PWR делили бы две компании, что было бы сопряжено с постоянным риском превышения одной из них установленных порогов рыночной концентрации при неудачном перераспределении контрактов в какой-либо отрезок времени в данном регионе ЕС.
Рынок ядерного топлива в Европе в целом более конкурентный, чем в США или странах Восточной Азии, что обусловлено не столько числом поставщиков или распределением активов фабрикации (они в США или Японии также диверсифицированы), сколько традиционно несколько меньшей лояльностью европейских потребителей-энергокомпаний, которые охотнее меняют поставщиков. Государства или энергетические компании ЕС иногда целенаправленно отдают определенную долю рынка зарубежным заводам фабрикации или конкуренту вендора, поставившего реактор, в котором это топливо используется. Так, EDF создала альтернативу поставкам топлива Areva во Франции, отдавая часть контрактов Westinghouse (в том числе с прошлого года — английскому заводу фабрикации), в то же время в Великобритании топливо для единственного PWR на АЭС «Сайзвелл» поставлялось из Франции. Другие примеры — Швеция, энергокомпании которой регулярно заключали контракты с конкурентами Westinghouse и ее местного завода, или Германия, компании которой подчас получают топливо откуда угодно, кроме Лингена. В результате поставки конкурентов пересекаются не только повсеместно по странам Европы, но и по отдельным АЭС и энергоблокам. В Европе больше, чем, например, в США, распространена ситуация, когда одна станция или блок снабжается ТВС разных вендоров, при этом сроки контрактов, как правило, короче. Более того, нередко одна активная зона загружается топливом разных поставщиков. С чисто технической точки зрения лучше приспособлены для диверсификации поставок кипящие реакторы, тогда как для PWR требования по унификации ТВС и сопряженных с ними органов СУЗ более жесткие. Однако подобное практикуется и для реакторов PWR. В частности, в европейских реакторных установках, использовавших топливо из вторичных источников, MOX-ТВС составляли не более трети активной зоны, топливо из регенерированного урана — как правило, около четверти, а остальные сборки отнюдь не всегда поставлялись Areva. Подобная диверсификация стала обычной практикой, например, в Бельгии.
Стоит сказать пару слов о специфических, замкнутых рынках топлива тяжеловодных и газоохлаждаемых реакторов.
Потребление топлива тяжеловодных реакторов в Европе ограничивается двумя энергоблоками румынской АЭС «Чернавода». Этот сегмент является полностью автономным и монопольным: все потребляемое топливо (приблизительно 210 тонн в год) производится на заводе в Питешти на юге Румынии. Более того, в отличие от других европейских стран, Румыния обеспечивает эту фабрикацию собственной уранодобычей. При этом обогащение урана в данном случае не требуется: реакторы CANDU-6, установленные на АЭС «Чернавода», как и прочие действующие РУ канадской линейки, работают на оксидном топливе природного изотопного состава. В мире имеется целый ряд производителей топлива для тяжеловодных реакторов канадского типа, однако эти РУ снабжаются ТВС, произведенными, как правило, в стране потребления, хотя иногда существует конкуренция между поставщиками внутри страны (в Канаде). Это объясняется прежде всего необходимостью регулярной перегрузки значительных объемов топлива: тяжеловодные реакторы потребляют гораздо больше топлива (но не урана в пересчете на природный), чем легководные. Это предъявляет особые требования как к режиму фабрикации (он в целом более равномерный, чем для легководных реакторов), так и к логистике.
Таким образом, в случае реализации планов строительства в Румынии новых тяжеловодных реакторов мощности топливного передела, скорее всего, будут расширены, и Бухарест по-прежнему будет покрывать потребности в фабрикации самостоятельно.
Похожее положение наблюдалось для реакторов Magnox, также потребляющих большие объемы топлива. Это сыграло роль в сохранении монополии в сфере поставок этих ТВС наряду с иными причинами: топливо для первого поколения британских реакторов требует весьма дорогостоящего обращения из-за трудоемкости регулярной перегрузки большого числа каналов (несколько тысяч), токсичности содержимого твэлов (легко окисляется), необходимости создания мощностей переработки с извлечением плутония (Magnox изначально строились как реакторы двойного назначения) и так далее.
Несколько иная ситуация — для реакторов AGR. Конструкция топливных каналов (их на порядок меньше) упрощает перегрузку, для которой применяются две схемы: часть AGR перегружается на мощности постоянно, а часть — периодически, причем периоды могут быть продолжительнее, чем характерный интервал в один-два года для легководных реакторов. Оксидное топливо, обогащенное U-235, имеет большую глубину выгорания, чем у Magnox, требует меньших объемов фабрикации и упрощает обращение — в частности, допускает достаточно длительное хранение. Не случайно некоторые поставщики рассматривали возможность выхода на рынок топлива AGR, однако анализ показал, что он слишком узок, перспективы этого типа реакторных установок под вопросом и инвестиции в создание альтернативных мощностей не окупятся. С учетом того, что этим реакторам осталось жить недолго (до следующего десятилетия), положение вряд ли изменится, так что монополии Westinghouse в этом сегменте ничто не угрожает.