25 марта 2015 года саудовские самолеты нанесли ракетно-бомбовые удары по территории соседнего Йемена: так началась крупномасштабная военная операция с целью вернуть к власти изгнанного мятежниками президента Хади. Приказ о начале операции отдал король Салман, но главным ее инициатором называют принца Мухаммеда. Принцу удалось за рекордно короткий срок собрать коалицию с участием стран Залива и Египта. Вся мощь объединенных сил обрушилась на шиитских мятежников-хуситов и войска, верные президенту Али Абдалле Салеху.
Первым же ударом были уничтожены практически все йеменские средства ПВО. Силы были настолько неравны, что зарубежные наблюдатели отводили хуситам на сопротивление максимум пару месяцев. С тех пор прошло уже 2,5 года, а до победы саудовцам и их союзникам по-прежнему далеко.
Невзирая на колоссальное превосходство в силах, саудовской коалиции удалось вытеснить силы Салеха лишь с юга страны, где и без того население было недовольно его правлением. Не помогло даже вмешательство американской ЧВК Academi — счет погибшим солдатам коалиции идет на сотни, саудовцы и их союзники теряют самолеты, вертолеты и боевые корабли. Хуситы даже перенесли боевые действия на территорию Саудовской Аравии, регулярно атакуя саудовские гарнизоны в пограничных провинциях и нанося ракетные удары по военным объектам.
В субботу, 4 октября, запущенная йеменцами баллистическая ракета была сбита на подлете к аэропорту саудовской столицы. Это событие вызвало в Эр-Рияде форменную истерику — МИД королевства назвал произошедшее актом агрессии со стороны Ирана и пригрозил беспощадным ответом. В Эр-Рияде давно заявляют, что за спинами хуситов стоит главный враг ваххабитского королевства — шиитский Тегеран, поставляющий им оружие, и обвиняют Исламскую Республику в крупномасштабной экспансии в регионе — в Ираке, Сирии, Ливане и Бахрейне.
Еще одна авантюра Мухаммеда — дипломатическая война против маленького, но влиятельного Катара — также потерпела крах. Саудовцы снова собрали коалицию, объявили Катару бойкот, заблокировали сообщение с ним по суше. Но вопреки ожиданиям Эр-Рияда катарцы с голоду не пухнут и готовы продолжать противостояние до тех пор, пока саудовцы не откажутся от нереалистичных требований. Единственное, чего добился Эр-Рияд, — лишился одного союзника и продемонстрировал свою слабость.
Сейчас, похоже, принц Мухаммед решил компенсировать предыдущие неудачи при помощи крупной победы.
Ночью 4 октября ливанские каналы внезапно прервали обычную программу ради экстренного заявления премьер-министра Саада Харири. Глава правительства обратился к народу из Эр-Рияда, где находился с визитом. Харири заметно нервничал, речь зачитывал по бумажке.
«Куда бы Иран ни влезал, он несет с собой разногласия, разрушения и опустошение — достаточно посмотреть на плоды его вмешательства во внутренние дела арабских стран, — обвинял Харири. — Но зло, которое сеет в регионе Иран, обратится против него самого. Иранские руки в регионе будут отрублены».
Премьер объявил: на него готовилось покушение иранскими спецслужбами (его собственная охрана эту информацию сразу же опровергла), поэтому он вынужден пока оставаться в Саудовской Аравии. В Ливане мало кто сомневается: речь, зачитанная Саадом Харири, была написана саудовской рукой. Эр-Рияд решил открыть новый фронт против враждебного Ирана, ударив по союзной ему «Хезболле», серьезно укрепившей позиции за время сирийского конфликта. Саудовские политики рассчитывают вновь погрузить Ливан, где едва закончился очередной виток внутреннего противостояния, в состояние хаоса — лишь бы не допустить укрепления иранского влияния в этой стране.
Саудовцы давно поддерживали контакты с Харири — у премьера, помимо ливанского гражданства, даже имеется саудовское подданство. Отношения охладели в 2016-м, когда Саад ради того, чтобы возглавить правительство национального единства, согласился на включение в состав кабинета нескольких министров, связанных с «Хезболлой». Это решение оказалось роковым: менее чем за год «Хезболла» успела практически полностью подмять под себя правительство. У Харири оставался выбор — смириться с этим или вернуться к старой дружбе с саудитами. Он выбрал второе.
Отставка премьера означает, что видимости согласия, установившейся в Ливане, в ближайшем будущем придет конец. После объявления об отставки Харири шейх Насралла, генеральный секретарь «Хезболлы», объявил, что его организация является единственным гарантом стабильности в Ливане. Учитывая огромный объем внутренних противоречий в стране, вряд ли эта стабильность будет прочной.