Журналист Андрей Бабицкий — о тех нелепых объяснениях по делу Скрипалей, которыми власти Великобритании и США пичкают мировую общественность.
Кровавый тиран позорно, на глазах всего прогрессивного человечества провалил тайную операцию по ликвидации изменника Сергея Скрипаля. Последний, как заверили журналистов представители больницы в Солсбери, "хорошо реагирует на лечение, его состояние быстро улучшается, оно уже не критическое". А дочь отравленного Юлия ещё на прошлой неделе сообщила по телефону, что она в порядке и ничего непоправимого с ней не произошло.
Что это может означать? Только то, что смертоносное химическое оружие под названием Novichjok оказалось дешёвым суррогатом, не способным дать желаемого результата. Даже морские свинки в доме Скрипаля умерли не от воздействия отравы, а от обезвоживания. А единственной жертвой химической атаки оказался кот Скрипалей. Но ему тоже удалось избежать отравления. Гуманный британский ветеринар, обнаружив, что животное находится в состоянии стресса, решил облегчить невыносимые его страдания и усыпил несчастного перса. После чего полицейские сожгли останки, использовав для этого не обычную кремационную печь, а огнемёт.
Итак, киллеры, которым было поручено привести в действие смертный приговор предателю, получили вместо боевого отравляющего вещества чёрт его знает что, какую-то дешёвую подделку, способную вызвать лишь кратковременное расстройство здоровья, которое медики сумели, видимо, без особых усилий купировать. Даже смертоносный Novichjok в исполнении русских оказался какой-то копеечной безделицей.
А ведь Вил Мирзоянов, химик, причастный к созданию всесокрушающей отравы, вероятность выздоровления людей, подвергшихся её воздействию, исключал напрочь. Вот что он говорил в интервью "Новой газете": " Если доза меньше 0,01 мг на килограмм вашего веса, то вы будете мучиться, не сразу умрёте. Если ещё меньше, то можете даже прожить несколько лет, но необратимые изменения и осложнения всё равно приведут к смерти.
"Новичок" поражает нервную систему. Необратимо нарушается функция энзимов, белковых групп, которые передают нервные сигналы. Если сразу же не ввести антидот, например, тот же атропин, то человек может умереть очень быстро. Но даже своевременный антидот не даёт полного восстановления функций.
А вот ничего подобного. Отравленные пришли в себя и, по заверению дочери, никаких необратимых последствий присутствие отравляющего вещества в организме не имело. Никто мучиться в течение нескольких лет, после которых смерть всё равно неизбежна, похоже даже не собирается.
На этом история однако не заканчивается. Чудесным образом воскресшие после обработки химическим препаратом, призванным, по идее, уничтожать гигантские массивы живой силы противника на поле боя, теперь готовятся перебраться в Америку. Неужели подданные Её Величества не способны предоставить Скрипалям необходимую защиту от недоубившего их русского диктатора и им необходимо теперь более надёжное убежище на другом континенте, до которого руки злодея не дотянутся? Уже появляется информация о том, что подвергшиеся воздействию гибельной химии жертвы могут получить новые документы, а там, глядишь, дело дойдёт и до смены внешности.
Вообще, конечно, о логике тех, кто верит в этот чудовищный бред и распространяет его — а я думаю, что Тереза Мэй и Борис Джонсон были искренне убеждены в непогрешимости собственной версии, — говорить даже неудобно. На безобразные изъяны в истории с отравлением всё более настойчиво указывают даже западные журналисты, политики и эксперты. Особенно сейчас — после уму непостижимого, немыслимого и абсолютно анекдотичного воскрешения.
Когда появились сообщения о том, что в себя пришла Юлия, это ещё можно было воспринимать как маловажное в картине отравления обстоятельство: дескать, её задело по касательной и она получила незначительную дозу вещества. Но отец, служивший главной целью злоумышленников, просто не мог оправиться. Это противоречит всему, что известно о характере действия боевых отравляющих материалов, которые, давайте здесь на минуточку остановимся, являются всесокрушающим оружием с более чем столетней историей.
Факт отравления имел место, а значит, как утверждали не только Вил Мирзоянов, но и другие эксперты, ни о каких вариантах, связанных с полным исцелением, не шло даже и речи. Поначалу высказывались предположения, что Скрипали уже фактически мертвы и жизнь в телах поддерживается искусственным образом. Потом говорили, что они могут очнуться, но должны будут оставаться навечно прикованными к постели и находиться в таком состоянии под неусыпным наблюдением врачей. Сейчас речь о том, что "никаких непоправимых последствий" и последующей, довольно скорой, судя по хлопотам американцев, собирающихся переправить отравленных к себе, выписке.
История выглядит сейчас не просто дурацкой и смехотворной, но ещё и потерявшей всякую фактологическую основу. Из неё выпал главный сюжетообразующий элемент, а именно боевое отравляющее вещество. Если бы Скрипали были отравлены чем-то таким, то последствия точно были бы иными.
Объяснить рациональные причины отправки семейства в США тоже непросто. Такая страна, как Британия, с её легендарной разведкой вполне может обеспечить безопасность собственных граждан. Она в состоянии дать преследуемым новые документы и помочь сменить внешность, если в этом есть необходимость. Тут дело явно в чём-то другом. Похоже, найден элегантный способ избавиться от Скрипалей, как от темы, которая будет постоянно порождать неудобные вопросы. Если ответственность за них на себя возьмут американцы, то и вопросы можно будет переадресовывать им же. Ответов, конечно же, не последует но главные фигуранты скандала смогут хотя бы отчасти вывести себя из-под удара. Не знаю, верно ли это предположение, но никаких иных версий у меня пока не возникает.
Ну а выздоровевшим надо пожелать не попадать больше никогда в такие переделки и прожить, как можно дольше.
Лайф.