Скрытый текст
В национальных валютах расчеты возможны (и нужны), но в сильно ограниченных масштабах. Любой, практически, двусторонний своп не сбалансирован. А даже, если он вдруг сбалансирован в какой-то период времени, то все равно в динамике подвержен волатильности из-за изменений товарных и финансовых потоков. Кроме того, если вы в одной той же валюте осуществляете внешние роасчеты и обращение внутри (зарплаты, пенсии,…) то привносите кучу внешних рисков вовнутрь. И том числе риски целенаправленных атак на вашу финансовую систему и связанных с ними атак на вашу политическую, экономическую и социальную стабильность.
Создавать новые резервные валюты можно тоже, но, не имея абсолютного доминирования в мире, в весьма ограниченном масштабе по примерно тем же причинам. Кроме того, для того, чтобы эмитировать резервную валюту надо иметь нехилый дефицит внешнеторгового баланса, иначе ее банально не хватит желающим. А стабильный дефицит внешнеторгового баланса придется силой защищать, а рано или поздно уже и никакой силы не хватит, как сейчас примерно и происходит.
Про золото и без меня уже много копий сломали. Я сторонник того, что за что-то золотом рассчитываться можно, но глобальной валюты/механизма на нем не построишь.
Так что же делать.
Есть у нас в очень недавнем прошлом весьма продуктивный пример, что делать.
Чисто скопировать опыт этот вряд ли возможно сейчас. И России далеко пока до СССР по влиянию и мир не так поляризован.
Не буду пытаться сейчас накидать, как бы это все могло функционировать в текущей ситуации и среднесрочной перспективе, слишком много если-то. Ну очень много букв понадобится. К тому же сослагательное наклонение, обычно трудно воспринимается и особого доверия, что будет, как-то похоже, не вызывает.
Попробую контурно описать, как это было во времена СССР. Хотя и здесь букв придется потратить.
Было довольно сложное образование стран с той или иной степенью взаимопроникновения и уровнем взаиморегулирования экономик. СЭВ с очень высокой степенью, как взаимопроникновения, так и общих методов регулирования экономик. Страны третьего мира с широким спектром уровней проникновения, от очень вовлеченных до почти не.
Западный блок с твердыми валютами и облако экономик вокруг него столь же неоднородное.
Более того, оба образования взаимодействовали между собой, а их отдельные элементы могли быть в той или иной степени вовлечены в обе системы. Например, Югославия - страна социалистического блока, вполне была вовлечена и в западную систему, причем разные ее части административными рычагами были больше ориентированы в разных направлениях от почти западной Словении до почти полностью восточно-ориентированной Сербии. Обратный пример - Финляндия.
Как же все это технически управлялось с валютно-финансовой точки зрения
Западный блок
Здесь после Бреттон-Вудса все очень просто. Есть ФРС, есть доллар, есть васальные валюты типа фунта, иены, марки. И "рынок". "Рынок" не в смысле регулирующей " невидимой руки", а в смысле - "проблемы индейцев шерифа не волнуют". Шериф, устанавливающий правила игры на этом рынке, проиграть не может, а кто именно проиграет из индейцев и что с ним после этого будет - это проблема индейца. Из политических соображений надо было поддерживать отдельных индейцев. Это решалось незатейливо, если возникали дефициты, и было желание их покрывать, то просто печатали, сколько и чего надо, особенно после отмены золотого стандарта, да и до его отмены не сильно заморачивались. Ведь золото тот же самый шериф хранил и инспектировал. А остальные верили на слово. Кругом же джентльмены.
Восточный блок (весьма условно применяю этот термин в свете сказанного выше).
Здесь, казалось бы, гораздо более сложный клубок фундаментальных и технических валютных проблем. На самом деле чисто технически легчайше справлялись на так уж и много людей: спецдепартамент Минфина, Внешторг, соответствующий аппарат в СЭВ, и еше некоторые спецлавки по взаимодействию с третьим миром. А ведь и компьютеры в те времена были не чета нынешним, и с интернетами не густо.
Да была огромная куча валют. Национальные валюты, инвалютный рубль (привязанный к доллару) для расчетов с западным блоком, сэвовский рубль (на самом деле их было три для разных целей и режимов регулирования). Несколько сотен клиринговых валют как для расчетов между отдельными странами, так и для расчетов групп стран, так и для общего использования, но в рамках специальных программ и/или механизмов.
Вот фундаментальные проблемы были серьезней. Шерифа восточного блока пусть и в разной степени, но проблемы индейцев волновали! А индейцы зачастую те еще были индейцы, не сильно стабильные, а некоторые и не вполне дружелюбные.И, если возникали дисбалансы/дефициты, их приходилось разруливать шерифу. Либо через товарные потоки, закупать не нужный ему сахарный тростник на Кубе, например, или шерсть в Индии. А потом иметь головную боль, куда это употребить или кому перепродать. Слишком амбициозный и большой был шериф, как Гулливер в стране лилипутов, каждый по отдельности лилипут вроде хиленький, а вместе стоит только прикемарить, свяжут веревочками так, что не вздохнуть. Но ведь справляись.
Как же весь этот бардак регулировался и управлялся? И как же объекты/субъекты экономик и элементы системы в этой хреновине ориентировались? Дык, потому и много всего было, чтобы все легко управлялось, и все легко ориентировались.
Вот посмотрим на некий завод, производящий нечто, как на свой внутренний рынок, так и на экспорт. Некоторые внешние рынки из "своей системы", некоторые из "другой".
Сырье завод закупает, как на внутреннем рынке, так и на некоторых внешних, не обязательно даже на тех на которых продукцию продает. Вот и работает завод только с теми валютами, которые ему нужны, а остальными не заморачивается (среднекрупный завод больше 2-4-10 валют не использовал). Даже расчетные операции ему государство помогает делать, его бухгалтеру надо только бумажку заполнить, а государство проследит, за целевым использованием в соответствии с назначением валюты и проведет операции валютообмена в соответствии с регламентированными механизмами.
Что ему еще надо? Понимать какие курсы обмена ему обеспечит государство, и насколько они будут стабильны в период сравнимый с горизонтом его тактического планирования. И здесь внешнеторговые объединения (где профессионалы) ему спрогнозируют и довольно точно.
А с какого бодуна они это смогут достаточно точно спрогнозировать?
Вот здесь самое интересное и для экстраполяции возможности применения чего-то подобного в современном мире в том числе.
Столь много валют: и квази, и виртуальных, и реальных, в том числе и для того чтобы это было не сложней, а, напротив, гораздо легче делать.
Возникла, например, новая производственно-торговая тема, в которую вовлечены Китай, СССР и, скажем Швейцария (из другого блока). Перетерли. Договорились об объемах, определили исполнителей из своих участников, смежников для этих участников, поставщиков сырья и комплектухи, договорились о схеме продажи не вовлеченным. Тут же возникает какой-нибудь "швейцарский франк по клирингу с Китаем", код валюты 911, ЕМНИП. Привязывается к какой-нибудь валюте из уже существующих и интересной Китаю в запланированных по теме на его долю объемах. А для Швейцарии: либо к инвалютному рублю (привязанному к доллару), либо еще к какой-то валюте, (интересной Швейцарии для ее операций, скажем, с Индией). Далее страны сами объясняют своим участникам, по какому курсу и на что они ее будут им менять. Так как-то выглядит полужесткий вариант валюты.
Наряду с ним существуют "полурыночные" механизмы взаимных котировок разных валют, в том числе и национальных, и клиринговых. Что значит "полу"? Ни разу не значит недоделанности или несовершенства. Такие же механизмы торгов, но без всякой "невидимой руки". Загребущую ручонку засовывают ее владельцу в задницу двумя основными способами, в зависимости от назначения валюты и широты ее применения.
Первый. Административное ограничение доступа к торгам. Только тем, кому надо и в тех лимитах (пусть и с допусками по коридорам), которые участники смогут обосновать.
Второй. Либо для валют имеющих широкое и малопрогнозируемое применение, либо для валют, применяемых со странами третьего мира недостаточно лояльных системе (в том числе и с политической точки зрения) или малововлеченных в систему. Проблемы этих индейцев Шерифа восточного блока волновали меньше: от "почти не волнуют" до "волнуют слегка"
В этом варианте допуск к торгам был сильно облегчен, вплоть до свободного в отдельных случаях. Спекули же обламывались механизмом участия. Заранее на квартал/год участник торгов заявлял мин. и мах. количества закупок. Купит меньше - штраф. Больше - не продадут. Объявит слишком большой коридор - пошлют нах. Покупать можно было либо за СКВ, либо еще за что-то, заранее согласованное. Волатильность слабых валют при этом была сильно выше, но атаки были исключены. Помощь пострадавшим индейцам Шериф оказывал, только, если хотел, но ничего никому не хеджировал.
Существовал еще и третий вариант. Когда страны гарантировали поставки по той или иной валюте каких-либо товаров по твердым ценам в этой валюте на определенный период (почти бартер, однако, но цивилизованный и удобный для участников, в том числе и на многосторонней основе). Скажем, поставляем мы одноразово куда-нибудь в Африку оружие. Они нам платят за него в какой-нибудь (эмитированной нами же клиринговой валюте). Мы ее расходуем, по мере необходимости, на приобретение кофе в этой стране по твердой, заранее оговоренной цене, в течении трех лет, например. Часть кофе берем на внутренний рынок, часть перепродаем, за какую-нибудь другую клиринговую валюту.
Число валют после развития подобной системы не увеличивалось особо (в прогрессии), как могло бы показаться из написанного выше. Валюты не только появлялись, но и исчезали. Как, отмирая за ненадобностью, если надобность пропадала. Так и за счет объединения нескольких валют в одну, если механизмы их функционирования и/или участники ее использующие были схожи. Вводилась одна новая валюта, а несколько старых почти одновременно с ее вводом обменивались на нее по согласованным курсам и умирали.\n\nЧто подобное давало.
1. Защиту от волатильности валют
2. Снижение (вплоть до полного снятия) рисков экономической и политической нестабильности отдельных участников.
3. Возможность вести большой объем экспортно-импортных операций, снижая привнесенные внешние риски для своей внутренней валюты, за счет административного и полужесткого разграничения контуров обращения валют.
4. Снижение издержек по поддержке различных индейцев или по инвестированию в них. Одно дело помогать в СКВ, которую только за реальнейшие ништяки отдавали, а другое, по сути, бартером.
5. Дополнительный приток СКВ в страну из стран чистых нетто экспортеров. Лишнюю СКВ забирали сразу и регулярно, а расплачивались частично потом, строя какой-нибудь завод, или, поставляя продукцию, как свою, так и других участников системы.
6. Весьма нехилый сеньораж (без грабежа, но и не без некоторой коммерции) и доход за обслуживания операций. Всепропальные вопли о разорении СССР от поставок чуть менее чем полностью преувеличены. В целом неубыточная почти система была и позволяла поддерживать одних индейцев во многом за счет других индейцев.
7. Привилегированный доступ на многие внешние рынки для нашей продукции.
Много чего еще.
Интересно… каким же он будет мировой финансовый центр в Москве.