В Индонезии обсуждают предложение вернуться к Конституции 1945 года, что может положить конец практике избрания президента непосредственно народом.
По мнению значительной части политической элиты страны,
существующая система вызвала широкие разногласия среди индонезийцев, а проведение прямых президентских выборов принесло больше неудобств, чем выгод, и поставило на карту национальное единство.
В Совете народных представителей (
Dewan Perwakilan Rakyat, DPR) разработали план по внесению поправок в Конституцию, с тем чтобы восстановить полномочия
Народного консультативного конгресса (
Majelis Permusyawaratan Rakyat, MPR) по разработке
«Руководящих принципов государственной политики» (
Garis-garis Besar Haluan Negara, GBHN).
До принятия конституционных поправок 2002 года, правительство опиралось на GBHN для составления планов долгосрочного развития.Хотя сторонники реформ заявляют, что добиваются только «частичных» поправок,
есть опасения, что восстановление власти MPR позволит установить контроль над президентом (включая возможность привлекать его к ответственности) и
диктовать основные направления политики.Не исключен также вариант, при котором
MPR вернут полномочия избирать президента, как это было до 2002 года, что позволило бы заключать закулисные сделки о том, кто станет следующим лидером страны.
Четыре ведущие политические партии Индонезии
высказались в поддержку поправок, которые могут переместить центр власти обратно к политическим партиям.Главный инициатор внесения поправок в Конституцию - крупнейшая правящая
Демократическая партия Индонезии (борющаяся) (
Partai Demokrasi Indonesia Perjuangan, PDI-P), членом которой является президент
Джоко Видодо, несмотря на то, что
он выступил категорически против подобных изменений. Лидер PDI-P
Мегавати Сукарнопутри в августе этого года на съезде партии получила обязательство восстановить систему, при которой президент страны будет отвечать перед MPR.
Также в августе руководитель второй по величине
партии Голкар (
Partai Golongan Karya, Golkar)
Бамбанг Сусатьо (
Bambang Soesatyo), в то время спикер Совета народных представителей, заявил в парламенте,
что MPR должен вернуть свои полномочия по избранию президента страны. Позднее, уже будучи спикером MPR, он неоднократно давал заверения, что поправки не коснутся статей конституции о президентских выборах, утверждая, что президент и вице-президент будут и дальше избираться народом.
Тем не менее, копия предыдущей рекомендации о внесении поправок показывает,
что было предложено:- возродить ныне несуществующие
GBHN, -
реструктурировать полномочия MPR и Совета региональных представителей (
Dewan Perwakilan Daerah, DPD),
-
реформировать президентскую, судебную и правовую систему, основываясь на государственной идеологии Панчасила (
Pancasila).
После падения режима Сухарто в 1998 году, в Конституцию 1945 года были внесены важные поправки, включая введение прямых президентских выборов и ограничение срока полномочий президента и вице-президента пятью годами, а занимать должность можно не более двух сроков.
Сейчас
также обсуждается возможность увеличения количества сроков до трёх.Поправки 2001 года лишили MPR статуса высшего государственного органа и сильно урезали значение GHBN, которые были окончательно отменены в 2002 году.
Предыдущие попытки в 2017 году восстановить GBHN путем внесения поправок в Конституцию не увенчались успехом.
Ближайший помощник Мегавати Сукарнопутри, генеральный секретарь PDI-P
Хасто Кристиянто (
Hasto Kristiyanto) утверждает, что система GBHN призвана обеспечить преемственность политического курса страны, чтобы смена президента не влияла на планы долгосрочного развития.
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия