17.02.2021Протесты в Москве повлекли за собой осуждение правозащитников со стороны США, Франции, Великобритании, Канады и других западных стран,
но в Латинской Америке эти вопросы большого резонанса не возымели. После того, как ее высоко оценил ведущий медицинский журнал Великобритании The Lancet,
российская вакцина «Спутник V» получила в регионе широкое признание.Бывший дипломат и член правительственной коалиции «Фронт для всех», а ныне председатель комитета по иностранным делам в Палате депутатов Аргентины Эдуардо Вальдес (Eduardo Valdes) говорит, что
надо четко разделять переговоры о вакцинах от внешних факторов.«Сейчас не время заниматься идеологией. Наша цель — получить вакцины для Западного полушария, а не вмешиваться в чужие внутренние дела», — сказал он CNN.
К Москве за помощьюХотя в геополитическом смысле Латинская Америка издавна считается «задним двором» Вашингтона, за помощью в борьбе с пандемией она все чаще обращается к Москве. Шесть стран региона —
Аргентина, Боливия, Мексика, Никарагуа, Парагвай и Венесуэла — одобрили вакцину «Спутник V». Другие запросы Москвы уже рассматривают — учитывая глобальную нехватку доступных вакцин, российская становятся все более актуальной.
Показательный пример здесь Колумбия:
Богота, ближайший союзник Америки в регионе, готова одобрить и «Спутник V» — многих это решение удивило из-за тесного сотрудничества между некоторыми фракциями правительственной коалиции и Республиканской партией США.
Ранее правые члены партии колумбийского президента Ивана Дуке Демократический центр открыто критиковали Путина за вмешательство в дела Латинской Америки.Но когда в конце января страна оказалась без вакцин,
Дуке, похоже, решил отложить идеологию в сторону. На следующий же день после публикации в The Lancet
Колумбия объявила, что начинает переговоры с Россией.Всего тремя месяцами ранее Богота выслала двух российских чиновников при невыясненных обстоятельствах.
Но высылка «на переговоры о поставках вакцины не повлияла», сообщил первый секретарь посольства России в Боготе Леонид Сбойко. Минздрав Колумбии статус переговоров комментировать отказался.
Как бы то ни было, сделка по вакцинам может стать шагом к нормализации ситуации.
«Обе страны хотят перевернуть страницу. Это было прискорбно, и мы хотим пойти вперед», — сказал Сбойко, добавив, что
«сотрудничество по вакцинам на данном этапе — самый актуальный вопрос, который скажется на двусторонних отношениях положительным образом».Сбойко сообщил, что Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который занимается продажей «Спутника», на прошлой неделе
представил в колумбийское медицинское агентство INVIMA запрос на экстренное разрешение и готов доставить 100 тысяч доз в течение двух недель после заключения сделки.«Полагаю, им пришлось смириться и пойти за вакциной — все равно к кому. А русские действовали с великим прагматизмом», — говорит профессор международных отношений Университета Росарио в Боготе Хуан Карлос Руис (Juan Carlos Ruiz). Колумбия начнет вакцинацию на этой неделе, получив первые 50 тысяч доз препарата от Pfizer.
Легко вести делаНехватка вакцин стоит в регионе остро. Латинская Америка оказалась в числе наиболее пострадавших стран в мире, но массовая вакцинация, за считанными исключениями, еще не началась. По данным Оксфордского университета, в странах Южной Америки в среднем имеется менее двух доз вакцины от коронавируса на 100 человек по сравнению с почти пятью дозами на 100 человек в ЕС и более 14 в США.
Эксперт Российского совета по международным делам Данил Бочков считает, что ключом к распространению российской вакцины в Латинской Америке стала готовность Москвы к сделкам.
«Всегда легче иметь дело с государством, чем с частной компанией, которая будет страховаться от возможных рисков, опасаясь огромных потерь. С государственными компаниями легче вести переговоры, особенно когда перед ними стоят политические цели», — сказал Бочков.
Аргентинский депутат Вальдес говорит, что
вести переговоры с Москвой оказалось проще, чем с компанией Pfizer, к которой аргентинское правительство обратилось изначально.
«Изучив контракт, мы пришли к выводу, что Pfizer не соответствует ожидаемым юридическим протоколам», — сказал Вальдес.
«Тогда мы связались с русскими и президентом [Аргентины] Фернандесом, у которого есть прямой выход на Путина, и это ускорило процесс», — сказал он.
На данный момент
Аргентина закупила до 25 миллионов доз вакцины «Спутник» и уже провела более 600 тысяч уколов. Первая партия вакцины от Pfizer до сих пор не поступила. Компания отметила, что намерена продолжать сотрудничество с правительством Аргентины, но статус конфиденциальных переговоров комментировать отказалась.
Соседи по региону
Перу и Бразилия тоже посетовали на трудности на переговорах с Pfizer — якобы из-за положений об ответственности, которые потребовала компания — и в конечном счете обратились к другим вакцинам: Перу — к Sinopharm китайского производства, а Бразилия — к Coronavac и AstraZeneca.
По словам аналитиков и законодателей, которые курируют закупки вакцин в Аргентине и Боливии,
помимо легкости переговоров, популярность «Спутника» в Латинской Америке предопределили еще два фактора: дешевизна и относительная простота в хранении.Еще до начала переговоров
установленная РФПИ цена за «Спутник» составляет порядка 10 долларов за дозу, что примерно вдвое дешевле вакцины Pfizer, которая стоит 19,50 доллара за дозу. Экономика стран Латинской Америки сильно пострадала от пандемии, и политики и хозяйственники рады любой возможности сэкономить. Кроме того, российская вакцина хранится при температуре от 2 до 8 градусов Цельсия, и в отличие от вакцины Pfizer в температуре сверхзамерзания не нуждается. В большей части Латинской Америки инфраструктура для поддержания сверхнизких температур отсутствует — особенно в сельских регионах, где плохие дороги.
Другие вакцины частного производства — например, AstraZeneca и Moderna — в больших количествах в Латинскую Америку пока не поступали. Некоторые страны —
Бразилия, Чили и Мексика — вложились в вакцины китайского производства. Всего вакцину «Спутник V» одобрили 26 стран.Что выиграет РоссияБывшие дипломаты и аналитики в Буэнос-Айресе, Боготе и Ла-Пасе сходятся на том, что президент Владимир
Путин сможет воспользоваться вакциной, превратив ее в своего рода визитную карточку, чтобы забыть старое и начать отношения с нуля.По словам президента регионального координационного центра социально-экономических исследований из Буэнос-Айреса Андреса Сербина, интересы России в Латинской Америке носят как политический характер (бросить вызов гегемонии США в Западном полушарии), так и коммерческий (расширить рынки для компаний с российским участием). Продажа вакцины служит обеим этим целям.
«Россия сделала крупную ставку на вакцину: за последние несколько лет Россия заново открыла для себя Латинскую Америку, уже не ради идеологии, а потому, что если ваша цель — ставить под сомнение нормы и ценности либерального миропорядка, то Латинская Америка к этому особенно чувствительна», — сказал Сербин.
Россия и Китай оба стремятся улучшить свою репутацию после многолетней конфронтации с США и ЕС, и роль поставщика вакцины для развивающихся стран — прекрасная возможность для пиара. По словам Бочкова,
Россия «уже освоила „Спутник V‟ как дипломатический инструмент». С коммерческой точки зрения продажа миллионов доз вакцины сулит многомиллионную прибыль, а
это имеет первостепенное значение для российской экономики, которая в последнее время сильно пострадала от западных санкций.Подход же Запада к вакцине, напротив того, выглядит самозамкнутым. В январе Великобритания и ЕС поссорились из-за дележки вакцин, а Белый дом нарастил закупки вакцин свыше 7 потенциальных доз для каждого американца, по данным Университета Дьюка. «Разница в том, что США закупают вакцины в основном для вакцинации собственных граждан. Другие же страны, такие как Россия и Китай, пытаются расширить отношения там, где это возможно», — сказал бывший посол Боливии при ООН Пабло Солон (Pablo Solon).
Упущенная возможность для Запада?Западные державы могли бы воспользоваться своим политическим — и даже моральным — преимуществом, считает аргентинский политтехнолог Амадео Гандольфо (Amadeo Gandolfo) из Берлинского университета Гумбольдта. По его словам,
Запад упустил ключевую возможность заявить о своей моральной победе, разрешив компаниям патентовать вакцины.«Вакцины нужны кровь из носу всему миру, и оставив их в руках фармацевтических компаний и не допустив ни малейшей либерализации, я считаю, они оттолкнули некоторые части Латинской Америки», — сказал Гандольфо.
Теперь вакцины, разработанные в частном порядке, защищены правом собственности, и ни другие компании, ни тем более страны их воспроизводить не могут. Таким образом, даже если Pfizer и AstraZeneca не справляются с набранными заказами, другие лаборатории прийти им на выручку и нарастить альтернативные поставки не могут.
Вместо этого многие западные страны вложились в механизм Covax под эгидой Всемирной организацией здравоохранения — это программа оптовых закупок вакцин и безопасных поставок в развивающиеся страны, которые не могут их себе позволить самостоятельно. Но хотя Covax обещает привить до 20 процентов населения в странах развивающегося мира и сулит первоочередное внимание четырем латиноамериканским странам (включая Боливию и Колумбию), пока что она не предоставила ни одной дозы.
Стала бы вакцинация честнее, если запретить западным фармацевтическим компаниям патентовать и продавать вакцины — этот вопрос обсуждается с самого начала пандемии. Призывы Южной Африки и Индии к Всемирной торговой организации приостановить действие прав интеллектуальной собственности на фоне коронавируса пока что ничем не увенчались.
Это дорого обойдется западным правительствам в постпандемической геополитике, считает боливийский дипломат Солон.
«Мир уже какое-то время многополярный, — сказал он. —
И в этом многополярном мире Россия и Китай быстро развиваются. Ситуация с вакцинами лишь усиливает эту тенденцию».Источник
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия