Логично, что основной причиной для этого стала всемирная пандемия и соответствующий упадок экономик разных стран. Выбраться из этой ямы будет непросто. Цифры продолжают расти в 2021 году с сумасшедшей скоростью, за чем можно наблюдать в режиме реального времени на специально созданном для этого портале
USDebtClock.
Сегодняшняя долговая нагрузка стала общей проблемой в глобальном масштабе. Подобная модель в прошлом приводила к разрушительным результатам, включая азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов и глобальный экономический кризис 2007-2008 годов.
Поводов для остановки и нормализации ситуации пока нет. Новые штаммы коронавируса и потенциально неизбежные карантины, которые коснутся бизнеса, не могут способствовать уменьшению госдолгов. В среднесрочной перспективе проблем следует ждать, в том числе, со стороны устойчивого снижения роста производительности труда. Наиболее уязвимые экономики среди развивающихся рынков в этом плане – Африка и Карибский бассейн.
Что касается восстановления глобальных экономик, США, конечно же, этот «парад» возглавит, но к уменьшению внешнего долга это также не приведет. Ведь сначала надо наладить все процессы внутри страны, а уж потом расплачиваться с долгами «соседям». В первую очередь, Штаты задолжали Японии (18%), Китаю (15%) и Британии (6%).
Даже при самом лучшем, прямо-таки идеальном сценарии, который исключает повсеместное распространение штамма Дельта, экономика стран Южной Европы, которая выстроена на сфере услуг, в восстановлении все равно будет отставать. Ведь мгновенно решить все проблемы никогда не получается. Подтверждение этому также кроется в цифрах: уровень госдолга вырос не только за 2020 год, но и резко повышался все последние 10 лет. Т.е. предпосылок для перелома тенденции пока практически нет.
Новый виток пандемии замедлит все ветви прогресса и усугубит существующие проблемы во многих странах.
Будет и медленный экономический рост; и более низкие, чем ожидалось, объемы инвестиций в экономику; и уязвимость перед климатическими потрясениями (далеко ходить не надо, достаточно вспомнить последнюю аномальную жару и прямо-таки ураганный дождь в Москве; такое даже синоптики толком не могут предсказать, а устранение последствий стоит бюджетных денег, которые надо где-то брать); и зависимость от нестабильных цен на сырьевые товары (сегодня – безумный рост на сокращении предложения
Brent, а завтра вдруг какие-то санкции или неадекватное решение ОПЕК+, и котировки рушатся следом).
Учитывая вышесказанное, рынки развивающихся стран сейчас сталкиваются с растущими затратами на обслуживание долга и уязвимостью перед перечисленными факторами.
Дополнительный риск – ужесточение финансовых условий. На этом фоне Центральная и Восточная Европа находится в более выгодном положении, нежели Латинская Америка или Азия, в то время как Африка и Карибский бассейн наиболее уязвимы, о чем мы также упомянули ранее.
Развитые рынки сталкиваются со своими собственными трудностями. Хотя низкие процентные ставки поддерживают доступность долга, все равно на фоне столь масштабного внешнего займа устойчивость экономики в среднесрочной перспективе будет под вопросом.
К слову, на страны с развитой экономикой пришлось 65% роста госдолга за тот самый период резкого роста в 10 лет, с 2010 по 2020 годы. Наиболее заметно сумма увеличилась в Греции, Испании, Словакии, Кипре, Великобритании, Португалии и Италии.
На долю развивающихся стран пришлось 64% роста корпоративного долга после мирового финансового кризиса. Речь о Китае, России, Турции и Чили.
Конечно, все внимание в первую очередь приковано к сумме госдолга США. Его совокупный объём сейчас уже приближается к $28,5 трлн. Получается, что соотношение его суммы к ВВП страны составляет почти 137%!
23 июня Джанет Йеллен объявила, что в случае дальнейшего роста долговой нагрузки Америку ждет дефолт. 31 июля страна упрется в потолок по госдолгу: больше занимать будет просто нельзя, цифра будет заморожена, и в распоряжении страны останутся лишь средства от казначейских облигаций, которых хватит на пару месяцев покрытия основных расходов. Дальше обслуживать госдолг не представляется возможным, дополнительные средства брать неоткуда, пандемия продолжается, а, значит, придется повышать планку, уже даже не задумываясь над тем, как эти деньги страна будет отдавать.
Дословно Йеллен в прошлый четверг сказала следующее: «Подобная ситуация усилит финансовый кризис, поставит под угрозу рабочие места и сбережения американцев. И это в то время, когда мы всё ещё восстанавливаемся после пандемии». Ни добавить, ни убавить.
Пока на обслуживание госдолга уходило около 6% бюджета, а его номинирование в долларах до данного момента снимало проблему дефолта.
В любом случае, повода для спокойного сна Белого дома нет, ведь на обеспечение идут те деньги, которые могли быть инвестированы в разные секторы экономики страны.
Почему же подобный долг вообще образовался у США?
В целом, это накопленный дефицит ежегодных бюджетов: когда подобная ситуация переходит в хроническую стадию, приходится постоянно занимать деньги для поддержания работы правительства.
В 2020 году все усугубилось. Собственных денег на покрытие катастрофических последствий пандемии не хватало. Необходимы были дополнительные пособия, траты на медицину, поддержку и восстановление бизнеса и многое другое. Теперь же рост инфляции вынудит ФРС поднять ставку, а это, в свою очередь, приведёт к росту затрат на обслуживание долга.
Что же будет, если пандемия вдруг резко окончится, вакцинация «всех победит», и страны пойдут исключительно по пути восстановления?
Конечно, тогда темпы роста госдолга начнут сокращаться. Свою роль в этом сыграют и политические факторы. Республиканцы при президенте-демократе Джо Байдене будут возвращаться к привычной роли финансовых консерваторов, требуя снизить дефицит бюджета. Это, в свою очередь, приведёт и к уменьшению динамики нарастания долгов правительства США.
Кстати, G20 недавно продлила Инициативу приостановки обслуживания долга (DSSI) на оставшуюся часть 2021 года. Это говорит о серьезной нехватке ликвидности, с которой столкнулись, в первую очередь, беднейшие страны мира как раз из-за пандемии.
При этом МВФ учредил Трастовый фонд по сдерживанию и ликвидации последствий финансовых катастроф. Он обеспечивает облегчение долгового бремени на основе грантов при поддержке донорских взносов.
Однако новое кредитование даже на льготных условиях – палка о двух концах. Обязательства Всемирного банка по финансированию стран, участвующих в DSSI, в размере $26,3 млрд, из которых $17,5 млрд являются негрантовым финансированием, увеличат долговое бремя, не подлежащее пересмотру.
Сейчас необходимо найти трудный компромисс между устранением первопричины долгового кризиса и достижением всеобъемлющих целей экономического развития. Для этого, в первую очередь, надо не допустить повторного закрытия регионов на локдаун. Возможно, массовая вакцинация позволит этому не случиться и поспособствует хотя бы стабилизации ведущих экономик.