В то время, как внимание всего мира по-прежнему сосредоточено на продолжающемся украинском кризисе, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил, что его страна готовит широкомасштабную военную кампанию против сирийских курдских боевиков и создания буферной зоны на сирийской территории. Cитуация в районе сирийско-турецкой границы нестабильна, с ежедневными перестрелками между курдскими формированиями и поддерживаемой Турцией сирийской вооруженной оппозицией. Военные аналитики считают, что такими угрозами турецкий лидер Эрдоган пытается использовать эскалацию конфликта в Украине для реализации своих давних амбиций в соседней Сирии.
Скрытый текст
На самом деле Эрдоган извлекает выгоду из нескольких политических событий, как глобальных, так и внутренних, и такое уникальное сочетание дает Анкаре благоприятный момент для развязывания военной кампании против северной Сирии. В настоящее время русские по горло втянуты в дела Украины, и, несмотря на признаки сближения в последние месяцы, американцам также нужно, чтобы Эрдоган пересмотрел свою упрямую позицию против заявки Швеции и Финляндии на членство в Организации Североатлантического договора (НАТО).
Турция, напомним, наложила вето на вступление Финляндии и Швеции в НАТО, усилив давление на две скандинавские страны, чтобы они строго ограничивали деятельность курдских диссидентских партий в изгнании.
С другой стороны, борьба с курдскими боевиками может усилить "Партию справедливости и развития" Эрдогана (ПСР) и ее политического союзника, ультраправую Партию националистического движения (ПНД) под руководством Бахчылы, популярность которой быстро снижается, особенно в то время, когда экономика Турции балансирует на грани краха.
Турецкая экономика пострадала от резкого роста цен на топливо, роста инфляции, надвигающейся нехватки продовольствия и безудержной бедности. Поэтому развязывание новой войны против курдов может отвлечь внимание нации от шаткого финансового положения страны. Эрдоган отчаянно надеется, что по мере ухудшения состояния турецкой экономики и роста инфляции до 73,5% нападение Анкары на населенные курдами регионы на севере Сирии сможет мобилизовать ярых националистически настроенных избирателей. Кроме того, следующие президентские выборы в Турции запланированы на 2023 год, и Эрдоган хорошо знает, что более прежние нападения на "Отряды народной самообороны" (YPG) на севере Сирии укрепили его позиции.
В то же время Эрдоган недавно обнародовал свои планы по созданию 30-километровой буферной зоны на южной границе с Сирией. На самом деле Турция стремилась создать такую зону еще в 2019 году, но турецким военным так и не удалось реализовать этот давний замысел.
По данным турецких властей, теперь Анкара полна решимости построить тысячи единиц жилья в подконтрольных ей регионах, чтобы обеспечить «добровольное возвращение» одного миллиона сирийских беженцев на их раздираемую войной родину. По оценкам, в Турции проживает 7,3 миллиона сирийских беженцев.
На самом деле, турецкое правительство пытается дестабилизировать территории, контролируемые курдами, строя тысячи небольших жилых единиц, в основном для сирийских арабов, в таких районах, как Африн и Рас-аль-Айн, расположенных рядом с курдскими общинами, что в конечном итоге может привести к огромному демографическому сдвигу. Если Эрдогану удастся реализовать свои планы по переселению примерно миллиона сирийцев на север Сирии, большинство из которых составляют арабы, это станет катастрофическим ударом по надеждам курдов на создание своей автономии на севере Сирии.
В ходе трех предыдущих военных операций Турция оккупировала обширные участки сирийской территории, в том числе стратегические города Африн, Телль-Абьяд и Джарабулус.
Но похоже, что турецкие военные планируют взять под контроль больше сирийских районов, в том числе Телль-Рифаат и Манбидж. По данным военных специалистов, Анкара считает, что сирийские курдские боевики, также известные как "Отряды народной обороны" (YPG), используют Телль-Рифаат в качестве основной базы для нападения на регионы, захваченные поддерживаемыми Турцией сирийскими наемниками. Анкара также желает разорвать все оставшиеся линии снабжения между YPG и ее РПК — запрещенной "Рабочей партией Курдистана", которая с 1980-х годов ведет разрушительную войну за независимость курдского меньшинства в Турции.
С 2016 года Турция начала три военные операции в Сирии против поддерживаемых США YPG, которые Турция считает террористической организацией и сирийским ответвлением РПК.
Также появляются сообщения о том, что турецкая армия может приблизиться к горячей точке города Кобани (ар. Айн-аль-Араб), где курдские силы нанесли поражение террористам ДАИШ (ИГИЛ) в 2015 году.
В ответ на разворачивающиеся события в сирийско-турецких приграничных районах министерство иностранных дел и по делам экспатриантов Сирии в субботу, 4 июня 2022 г., опубликовало коммюнике, осуждающее любое потенциальное турецкое военное вторжение в северную Сирию, описывая его как вопиющее нарушение суверенитет и территориальной целостности Сирии, нарушением всех международных законов и конвенций. В заявлении добавлено, что вторжение Анкары на сирийскую территорию нарушит предыдущие договоренности, достигнутые в рамках Астанинского процесса, создаст серьезную угрозу миру, стабильности и безопасности на Ближнем Востоке и подорвет международные соглашения о линиях зон деэскалации в Сирии.
Правозащитники опасаются, что турецкие войска совершат военные преступления и зверства, в том числе этнические чистки в отношении курдского гражданского населения, если они начнут тотальное военное наступление на севере Сирии, стремясь защитить свои южные границы.
Если на этот раз Турция выполнит свои общепризнанные военные цели, несмотря на яростное сопротивление сирийского правительства, вся приграничная зона к западу от реки Евфрат будет очищена от РПК, "Отрядов народной самообороны" и возглавляемых курдами "Сирийских демократических сил" (СДС).
В этом сценарии так называемая "Свободная сирийская армия", которая получает все свое оборудование и финансирование от Турции, расширит свое господство к западу от Евфрата, открывая Турции путь для дальнейшего вторжения в Идлиб и даже Халаб (Алеппо).
Наконец, в интересах всех вовлеченных в кризис сторон было бы лучше, если бы Анкара избрала дипломатическое, а не военное решение, чтобы предотвратить новую кровавую бойню в Сирии, опустошенной непрекращающимся кровопролитием и унесшей жизни сотни тысяч мирных жителей за последние 11 лет.
Арвин Гаемиан — аспирант Тегеранского университета, специализирующийся на истории иранских Каджаров. Он проживал в арабских странах почти два десятилетия. Его специализация - современная история Ирана, а также социально-экономические вопросы Ближнего Востока и вопросы безопасности.