Диппредставительство подтвердило: ему «стало известно о случаях изъятия сотрудниками германских таможенных органов у российских граждан автотранспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, временно ввезенных в ФРГ для использования в личных целях или транзита».
Подобные факты были зафиксированы в Гамбурге, Киле и Любеке. На самом же деле эта очередная антироссийская дурь немецких законников достойна подробного разбирательства.
Государственные органы ФРГ тупо ссылаются на санкционный режим ЕС, введенный против России в 2014 году. Речь идет о постановлении 833/2014, запрещающем импорт некоторых российских товаров на таможенную территорию ЕС. В немецкой версии регламента говорится о запрете импорта и используется термин «Einfuhr». Дословный перевод — «поставка», «доставка» или «перемещение». Однако в других языковых версиях (например, в английской) используется термин «import». Это изначально и привело к некоторой путанице.
В редакции октября 2022 года к регламенту была добавлена статья 3i. Она гласит, что запрещаются «приобретение, импорт или передача, прямо или косвенно, товаров, которые производят существенные доходы для России» (по перечню в приложении XXI) — если они российского происхождения или экспортированы из РФ.
Перечень XXI включает в себя не только автомобили, но и, к примеру, обувь, ноутбуки, мобильные телефоны. Германская таможня обнародовала свою версию:
«Ввоз пассажирских автомобилей из России в ЕС запрещен в соответствии со статьей 3i Регламента 833/2014, определяющего эмбарго в отношении России. В данном контексте выражение „ввоз“ фактически охватывает любое перемещение товаров или груза. Эмбарго не предусматривает исключений из запрета. Согласно текущей юридической ситуации, импорт автомобиля запрещен».
Представители таможни дали понять, что трудностей с переводом нет: термин «ввоз», дескать, широк: он «охватывает любое перемещение товаров и груза». Вообще-то, согласно правилам ЕС, каждая страна этого объединения вправе самостоятельно интерпретировать общеевропейские санкции.
Традиционно считается, что самые антироссийские государства — Эстония, Литва, Латвия и Польша. Но и там, в отличие от Германии, до отъема личного автотранспорта у российских граждан пока не додумались.
Вот такая чисто немецкая казуистика.
«Изъятие в Германии автомобилей с российскими номерами является несанкционированным. Согласно законодательству ЕС, когда автомобили въезжают на его территорию, они не подлежат таможенному декларированию, поскольку применяется режим временного пользования. Немецкая таможня может изымать только импортируемые с территории России машины, которые проходят растаможку. Поэтому, с моей точки зрения, европейское законодательство предусматривает запрет на импорт в ЕС автомобилей либо произведенных в России, либо вывезенных оттуда, но не запрет на пересечение границы ЕС на таких машинах», — считает российско-немецкий юрист и адвокат Ойген Хайнрих из адвокатского бюро Lidings.
Он рекомендует россиянам, пока произвол не прекратится, во время задержания устно опротестовывать арест автомобиля и настаивать на включении этого факта в протокол. В этом случае сотрудники обязаны незамедлительно передать дело в суд для вынесения решения о его правомерности.
Недавно к делу подключился Евгений Шмидт, депутат бундестага от партии «Альтернатива для Германии» и соучредитель общественной организации VADAR (Ассоциация по предотвращению дискриминации и изоляции российских немцев и русскоязычных сограждан в Германии).
«По последним данным, чиновники начали изымать транспортные средства с российскими номерными знаками у граждан РФ, проживающих на ПМЖ в Германии. Мы еще должны выяснить причину этого всплеска служебного рвения таможенников и их альтернативное толкование европейских санкций», — заявил парламентарий.
В VADAR сообщили, что берут расследование этих случаев под особый контроль. Шмидт отправил депутатский запрос. Цель — установить законность действий со стороны таможни. При этом он призвал российских граждан, следующих на личном транспорте, в ближайшее время воздержаться от использования территории ФРГ в качестве транзитного государства.
«К сожалению, очередной всплеск русофобии, исходящий из высоких кабинетов правительства Германии, снова бьет по невинным людям», — констатировал Шмидт.
В середине июля наметились некоторые подвижки. Адвокаты VADAR организовали пострадавшим юридическую поддержку. Уже отмечены несколько случаев возврата конфискованных автомашин. Но говорить о позитивном тренде пока не приходится, речь всего лишь о единичных случаях.
И все же в VADAR заявили: «Перегибы и перекосы со стороны чиновников, трактовка законов исключительно против русских больше не работают. Мы создали прецедент и показали, что чиновничий беспредел может и должен быть остановлен».
Хотелось бы в это поверить. Но гложет сомнение, что немецкий автостоп и Ordnung удастся так просто победить.