Протесты затронули и экономику. Несмотря на заявления Нетаньяху о том, что планомерному развитию ничего не угрожает, это сказалось на инвестиционном рынке и привело к ослаблению шекеля. Наблюдатели полагают: нестабильностью в стране и возможным отказом резервистов от участия в военных операциях может попытаться воспользоваться группировка Хезболла, которая уже выступила с заявлением о «проверке» северных границ Израиля.
Израильская оппозиция, возглавляемая бывшим премьером Яиром Лапидом, считает, что судебная реформа сломает систему сдержек и противовесов и развяжет руки исполнительной власти.
Все происходящее называют крупнейшим кризисом в Израиле за все время существования еврейского государства. И это не преувеличение. Глубина гражданского раскола действительно беспрецедентна.
Возможно, разборок в кнессете и обществе было бы меньше, будь у Израиля Конституция. Но такого Основного закона, которым располагает множество стран, у Израиля нет. Единственное, что было принято с самого начала создания государства, — Декларация независимости. Исключительно на ее основе сформировали своего рода статус-кво между ветвями власти и разными группами населения — к примеру, между религиозной и светской. Большую роль в этой системе статус-кво играет Верховный суд и юридическая служба в целом. Что касается Декларации, она не является правовым документом и определителем полномочий ни для кнессета, ни для суда. Отсутствие Конституции стало одним из условий религиозных представителей, когда создавалось государство. Ими было заявлено: Конституции не будет, так как она противоречит идее существования религиозного закона.
«Ситуация в нынешнем правительстве такова, что в нем беспрецедентное число портфелей отдано религиозным партиям. Они во многом „заказывают музыку“», — полагает член партии «Наш дом — Израиль» депутат кнессета Юлия Малиновская. «Еврейские ортодоксальные партии составляют около четверти сегодняшней коалиции. Прежде всего представители этих партий выступают за судебную реформу», — указывает парламентарий.
В целом религиозные партии на сегодняшний день — ортодоксы и национально-религиозные — располагают всего лишь 20 мандатами из 120 депутатских мест в кнессете. Но израильский случай четко показывает, что принятие тех или иных законов диктует меньшинство, поскольку от него зависит стабильность существующей коалиции. Судьба нынешней коалиции, так или иначе, зависит как от достаточно радикальных национально-религиозных партий, которые являются активными противниками создания Палестинского государства, так и от ортодоксов, которые, например, недавно выдвинули проект закона, приравнивающего службу в армии к изучению Торы.
Поэтому самое большое опасение протестующих — что реформа меняет баланс сил, меняет возможность ограничивать принятие законов тем самым меньшинством, прежде всего религиозным.
В свою очередь Биньямин Нетаньяху вынужден ориентироваться на этот ортодоксальный столп, от которого зависит стабильность коалиции. В ней премьер-министр нуждается прежде всего для собственного выживания.
Справедливости ради надо заметить, что пока кнессету удалось провести единственную поправку в рамках судебной реформы. Ей стал закон о «Принципе неприемлемости». Он частично отменяет всесилие судебной власти. Но судьба этой законодательной инициативы под вопросом. В Высший суд справедливости Багац уже поступила апелляция о приостановке нововведения, ограничивающего право судей высшей инстанции отменять принятые правительством решения.
В администрации премьер-министра Нетаньяху утверждают, что изменения в законодательстве позволят установить справедливый баланс между политиками и судебной властью. Такой подход к реформе разделяют сторонники правительства. Однако их не так много. Оппозиция считает, что проведение реформы приведет к исчезновению независимой судебной системы.
Каким бы ни было решение Багаца, сам закон не сможет в целом повлиять на систему в силу его незначительности, считает главный редактор сайта русскоязычного телеканала 9TV.co.il Андрей Харазов.
«Судьям ничего не стоит его взять — и отменить на основании того, что новая законодательная инициатива противоречит принципам Декларации независимости. Просто так отменить закон только из-за того, что он кому-то не нравится, нельзя, а на основании „сверхзаконной“ Декларации — можно», — замечает Харазов.
Но борьба с судебной реформой связана не только и не столько с поправкой, которая была принята сейчас. И опасения противников реформы не сводятся к борьбе между представителями религиозных и светских сил. Беспокойство вызвано прежде всего назначениями в правительстве, которые подозревают в том, что это назначения с коррупционным потенциалом.
Это особенно актуально на фоне ведущихся расследований против Нетаньяху. По сути, глава нынешнего кабинета министров находится в состоянии конфликта с судебной системой. Впрочем, не он первый. В Израиле уже сажали в тюрьму и президентов, и премьер-министров. Хотя на этот раз конфликт между премьером и судом вырос до противостояния судебной и исполнительной власти.
Неудивительно, что все больше людей разделяют глубинную тревогу в связи с происходящим — политическая структура государства действительно находится в опасности.
На днях был проведен опрос общественного мнения, в котором израильтяне показали свое отношение к Верховному суду. 68% выражают большое или умеренное доверие Верховному суду, сообщает издание Israelinfo. Кроме того, из опубликованных данных этого опроса стало известно: если бы выборы состоялись сегодня, партии нынешней коалиции получили лишь 53 мандата из необходимых 61 и не смогли бы сформировать правительство.
Сейчас противоборствующие стороны взяли паузу. В стране только что отметили приход 5784 года по израильскому календарю. Что ожидает политическую систему Израиля в ближайшем будущем? По прогнозам, затишья не будет — слишком высок градус напряженности у противников и сторонников реформы. Премьер-министру ничего не остается, как маневрировать между полюсами, пытаясь задобрить одних и не потерять поддержку других.
Самым большим оптимистом сейчас выглядит президент страны Исхак Герцог, предлагая все новые варианты соглашения по судебной реформе, которые, как он полагает, устроят и коалицию, и оппозицию. Несмотря на то, что переговорщики с той и другой стороны часто отказываются встречаться, Герцог верит, что сможет усадить их за один стол для нахождения компромисса.