Признавая, что от отношений двух стран зависит очень многое в мире, партийный орган еще раз указывает на базовые принципы, без которых невозможна «разрядка»: «принцип „одного Китая“ и три совместных коммюнике являются важнейшими политическими основами отношений между двумя странами». А также:
«Стороны должны придерживаться трех принципов — взаимного уважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества».
В статье содержится и традиционное приглашение не конфликтовать, прекратить «сдерживать Китай»:
«Некоторые в США придерживаются менталитета времен холодной войны, сдерживают и подавляют Китай. Такой подход лишь подтолкнет Китай и США к конфронтации, а мир — к новой холодной войне, расколу и смуте. Китай и США — две страны столь большого размера, с разной историей, культурой и социальным строем, из-за чего трудно избежать некоторых различий и конкуренции, но это не мешает обеим сторонам сотрудничать на основе общих интересов, и это не должно быть причиной конфронтации между Китаем и США».
При этом особо указано на то, что есть много проблем, решение которых без сотрудничества КНР и США невозможно: восстановление мировой экономики, борьба с изменением климата, урегулирование региональных конфликтов, включая ближневосточный и межкорейский. Ведь ясно же, если США хотят их решать, им без Китая не обойтись.
Статья с одной стороны посылает принципиальные сигналы официальному Вашингтону, а с другой объясняет готовность Пекина от жесткого противостояния перейти к сотрудничеству, намекая на то, что противная сторона приняла китайские условия игры.
Действительно, если оглянуться назад, то видно, что за торговой войной Трампа и особенно за визитом американских парламентариев на Тайвань последовало резкое ухудшение отношений. Пекин довольно долго выдерживал своих американских партнеров «в предбаннике», отказываясь от дипломатических контактов на высоком уровне. Да и на низком, например, по военной линии, контакты также были заморожены.
Нужно полагать, что Вашингтон все это воспринял адекватно, и вот следуют встречные шаги с китайской стороны. Ранее были созданы дополнительные механизмы взаимодействия: по линии финансовых структур, сельского хозяйства и другие. Затем последовал обмен визитами ключевых официальных и неофициальных лиц, включая крупнейших американских бизнесменов.
И вот теперь официальный Пекин демонстрирует готовность к возобновлению полноформатного сотрудничества. Китай даже пошел на возобновление консультаций по вопросам стратегической стабильности, то бишь по ограничению ядерных вооружений, хотя это не говорит о готовности китайцев идти на какие-то соглашения в этой области.
Можно даже осторожно предположить, что устранение двух ключевых фигур — министра иностранных дел Цинь Гана и министра обороны Ли Шанфу, которые демонстрировали антиамериканскую позицию, как-то с этим связано.
Уж очень не в китайском стиле неожиданно снимать высоких руководителей сразу после их назначения и утверждения законодательным органом. Возможно, реализовывать новую политику должны другие люди?
Важно и то, что обе стороны, судя по всему, пришли к пониманию пагубности осложнения отношений. В Пекине это осознавали изначально, призывая Вашингтон не пересекать красных линий, не идти на конфликт, при этом, правда, проявляли жесткость по принципиальным вопросам. Вашингтон же, убедившись, что сдерживание Китая ни к чему ни приведет, также решил, что называется, ослабить хватку.
И вот председатель КНР Си Цзиньпин неделю тому назад направил приветствие в адрес пятой Конференции городов-побратимов Китая и США. В послании китайский лидер отметил, что в тесном сотрудничестве между дружественными провинциями и штатами, а также городами-побратимами Китая и США за последние 40 с лишним лет были достигнуты плодотворные результаты, которые принесли реальную выгоду народам двух стран.
Этот жест уже сам по себе много значит и, наряду с целым рядом шагов и действий, свидетельствует об изменении политики на американском направлении. Эдакий уход с линии прямого противостояния в стиле восточных единоборств. Один из шагов в этом ключе — помпезный прием в Пекине потенциального сменщика Байдена в Белом доме — губернатора Калифорнии Ньюсома.
При этом следует признать, что Си Цзиньпин куда меньше связан внутренними ограничениями, которые есть у американской администрации. Ему не надо переизбираться в 2024 году, на него не давят политические оппоненты. Его поле для маневра куда шире, чем у президента Байдена, которого легко могут обвинить в излишней мягкости по отношению к Китаю. С другой стороны, против разрыва тесных отношений с Китаем выступает немалая часть делового сообщества США, которое бы лишилось немалой выгоды. По сути, речь идет о противоборстве значительной части экономики США с военно-промышленным комплексом. Производители масла против производителей пушек.
Итак, саммит КНР-США, скорее всего, пройдет вполне успешно и ознаменует некоторый период перезагрузки отношений.
Но это все тактика. Стратегически две крупнейшие державы все равно останутся в состоянии противоборства. Вопрос в том, чтобы удержать его в рамках правил.