В свое время кандидат в конгрессмены от Республиканской партии и затем радиоведущий Джесси Келли, не скрывающий своих консервативных взглядов, в 2018 году заявил, что «наши политические разногласия превратились в пороховую бочку» и потому «мы должны перекроить карту».
Крупный политолог, теоретик неоконсервативной волны неоимпериалистов Роберт Каган, муж замгоссекретаря США Виктории Нуланд («печеньки на майдане»), еще в 2021 году — то был второй год масштабной гибели американцев от ковидной пандемии (или от вакцинации?) — в статье в «Вашингтон пост» предрек вооруженный конфликт в формате гражданской войны в США.
«Кризис закончится свержением правительства и распадом страны на части, воюющие друг с другом», — предсказал Каган. По его прогнозу, «гражданка» разразится в ближайшие три-четыре года.
Тогда же в публикации от 16 ноября 2021 года в либеральном агрегаторе мнений Medium американский блогер Джаред Брок утверждал, что в скором времени Соединенные Штаты Америки распадутся на 12 государств.
Западные штаты Вашингтон и Орегон превратятся в Каскадию, чьи границы будут определяться одноименным биорегионом (Cascadia Bioregion). Новообразование вберет в себя канадскую провинцию Британская Колумбия, опорными конструкциями станут такие мегаполисы, как Сиэтл, Портленд и Ванкувер. Штат Юта, прибежище мормонов, переименует себя в Дезерет и захватит кусок Невады.
«Новая Англия станет мировым поставщиком черники, кленового сиропа и зимних лыжных приключений, — пророчествовал блогер. — Нью-Йорк (12-я по величине экономика мира) станет первым городом-государством, небоскребы которого будут полностью погружены под воду из-за повышения уровня моря».
Регион Великих Равнин (Plains Region), образованный штатами Айова, Канзас, Миннесота, Миссури, Небраска, Северная Дакота, Южная Дакота (северная часть бассейна реки Миссисипи), «продолжит кормить мир как гигантская аграрная коммуна, вероятно, кишащая любящими биткойны либертарианскими «суверенными личностями».
Из Глубокого Юга (штаты Алабама, Джорджия, Луизиана, Миссисипи и Южная Каролина) начнется отток меньшинств, «цветные» создадут государство под названием «Республика Новая Африка». Белые, почувствовав себя нежеланными гостями, устремятся на ПМЖ во Флориду и тем самым, по пророчеству Брока, погрузят бывшие «хлопковые штаты» в полный хаос.
Самые отчаянные сепаратисты обитают, по Броку, в Калифорнии — пятая по величине экономика в мире (опережает по объему ВВП Великобританию, Францию, Италию, Индию и сотни других). По опросам (2021 года), напирал на этот факт автор, 32% калифорнийцев «уже поддерживают Calexit (по аналогии с Brexit)».
Центробежные тенденции давно отмечены в Техасе. Испаноязычное большинство может провозгласить, опять же по Броку, «Республику Теджас, которая будет иметь одиннадцатую по величине армию на земле, десятую по величине экономику, собственную энергосистему и достаточное количество солнечной и ветровой энергии, чтобы быть нетто экспортером чистой энергии».
С учетом нынешнего бодания Техаса с администрацией США стоит учесть, что здесь зарегистрировано 55 штаб-квартир крупнейших мировых брендов из списка «Fortune 500», сотни дочерних фирм и более чем 3 миллиона малых предприятий. Только за последние годы в Техас переехали нефтяная корпорация Chevron, IT-гиганты HP и Oracle, производитель строительной техники Caterpillar. Техас — это не только ковбойские ранчо с КРС и нефтедобыча. В последние 12 лет он лидирует по экспорту полупроводников, чипов и других электронных компонентов. Экономический потенциал огромен: по уровню ВВП в $2,4 трлн штат уступает лишь Калифорнии, но превосходит Италию, Канаду и Южную Корею.
Кассандровы пророчества Джареда Брока не учитывали нараставшую уже в то время конфронтация между красными и синими. Между тем, по опросам, проведенным в конце 2021 года Университетом Вирджинии, 52% избирателей Дональда Трампа «в некоторой степени» выступали за то, чтобы красные штаты, подконтрольные республиканским губернаторам и республиканскому большинству в местных законодательных собраниях, провозгласили суверенитет в качестве самостоятельных государства. Доля сторонников демократов, мечтавших об обособленности синих штатов, чуть меньше — 41%, но все равно весома.
Насколько реализуем «национальный развод» по партийному признаку? Обозреватель «Нью-Йорк пост» Кароль Маркович опубликовал статью под заголовком «Извините, но национальный раскол (развод) просто не сработает». Основная причина: районы проживания сторонников республиканцев (красных) и демократов (синих) перемешены.
«Нью-Йорк — это море красных округов за пределами больших городов, пишет Маркович. — Даже в темно-синем Готэме есть очаги темно-красного. Посетите Брайтон-Бич и Боро-парк в Бруклине. Говард-Бич и Бризи-Пойнт в Квинсе. Трог-Нек в Бронксе. Или практически в любом другом месте Стейтен-Айленда: там вы попадете в красную Америку, где высоко развеваются американские флаги, полицейские воспринимаются как герои, и никто не называет молодую мать просто „роженицей“».
Автор признает, что «страна уже перестраивается, и консерваторы из синих районов переезжают в красные. Но формальное разделение фактически означает, что консерваторы теряют крупные города, которые, как правило, сильно либеральны.
Кароль Маркович указывает на два фактора, усложняющих разбегание по партийным квартирам. Первый. Непостоянство избирателей во многих штатах, меняющих свои симпатии от выборов к выборам. Колеблющиеся штаты, такие как Мичиган, Пенсильвания и Висконсин — там большинство проголосовали за демократа Обаму в 2012 году, за республиканца Трампа в 2016-м, снова за демократа Байдена в 2020-м. Автор задается вопросами: «Кому они достанутся при разводе? Придется ли нам постоянно менять границы?»
Убедительным примером служит статистика распределения голосов на выборах в 2020 году во флагманском либеральном мегаполисе Нью-Йорке: Байден получил 5244886 голосов, но при этом Трампа поддержали 3251997, что в пять раз больше, чем количество его сторонников в самом что ни на есть «красном» штате — Вайоминге.
Второй фактор. Трудно найти штат или крупный город, где сконцентрированы симпатизаторы одной партии, а также поборники единых идеологических убеждений и нравственных ценностей.
По довольно спорному утверждению Марковича, «красные штаты, такие как Флорида и Техас, беспокоятся о притоке людей из синих штатов, спасающихся, скажем, от высоких налогов, но не придерживающихся какой-либо другой типичной консервативной идеологии. Будут ли штаты проводить идеологические тесты, прежде чем кого-либо впускать?».
И все же конфликт между консерваторами и либералами носит фундаментальный характер, и не случайно термин «культурные войны» присутствует во всех дискурсах на всех дискуссионных площадках. Чарльз Р. Кеслер, профессор в колледже Клермонт Маккенна, специалист в области государственного управления, в своей книге «Кризис двух конституций» констатирует:
«В основе нашей холодной гражданской войны лежит тот факт, что Америка все больше разрывается между двумя соперничающими культурами, двумя конституциями, двумя образами жизни».
Означает ли критическая масса высказываний о глубинных причинах и движущих силах «национального развода», что балканизация США есть самореализуемое пророчество, иными словами — неизбежность?
Вовсе нет, отчасти по логике рыночного капитализма — это компания «слишком большая, чтобы потерпеть неудачу». Не стоит забывать, что вопреки разногласиям по широкому кругу внутренних проблем и внешних вызовов, у политиков во власти или около власти, как республиканцев, так и демократов, много общих интересов. В первую очередь, это связи и зависимость от банковско-промышленных кланов, не заинтересованных в распаде крупного единого рынка сбыта, где потребители все еще обладают достаточно высокой покупательной способностью, что уронит конкурентоспособность на мировых рынках.
Выходит, балканизация Соединенных Штатов исключена? Или только откладывается? Для ответа, как минимум, нужно дождаться ноябрьских, действительно судьбоносных выборов.