При этом глава МИД Венесуэлы подтвердил «готовность продолжать сотрудничество с международными механизмами защиты прав человека, которое основано на подлинном диалоге и развивается в строгом соответствии с принципами объективности, неизбирательности, беспристрастности, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела».
Накануне международная миссия ООН выразила свою «глубокую озабоченность» арестом активистки Росио Сан Мигель, руководителя неправительственной организации Control Ciudadano, задержанной на прошлой неделе за причастность к заговору с целью свержения президента Николаса Мадуро. В ежегодном послании Национальной ассамблее и на митинге 23 января сам Николас Мадуро сообщил о «раскрытии пяти заговоров ультраправой оппозиции с участием спецслужб США, предотвращении попыток государственного переворота и убийств главы государства, министра обороны, военного командования и губернатора штата Тачира». Мадуро обвинил оппозиционное объединение Унитарную платформу в нарушении соглашения, заключенного с властями 17 октября 2023 года на Барбадосе.
Росио Сан Мигель. Фото: Fernando Llano / AP
В период с июля по декабрь 2024 года в Венесуэле должны состояться президентские выборы. Точной даты пока нет, но об этом в принципе договорились еще в октябре прошлого года на Барбадосе делегации правительства Николаса Мадуро и оппозиционной Унитарной платформы под пристальным надзором Соединенных Штатов. Подписанный «Частичный договор о политических правах и электоральных гарантиях для всех» на президентских выборах-2024, по утверждениям американской администрации, должен предоставить возможность участия в выборах всем оппозиционным лидерам.
Меж тем барбадосское соглашение основывалось на «избирательных гарантиях» и не упоминало конкретных лиц, которым по закону было запрещено баллотироваться в президенты из-за правонарушений. Венесуэльские официальные лица неоднократно настаивали на том, что дисквалифицированные по закону оппозиционеры по-прежнему не будут иметь права на участие. По словам Эктора Родригеса, члена делегации правительства Венесуэлы на переговорах на Барбадосе, «прощение преступлений никогда не стояло на повестке дня переговоров». Американские наблюдатели с этим не спорили.
Тогда же администрация Байдена отменила некоторые экономические санкции, направленные против горнодобывающей и нефтегазовой промышленности Венесуэлы.
«Мы на шесть месяцев выдали лицензию на ослабление некоторых санкций. Эти шесть месяцев истекают в апреле. К тому моменту мы оценим, как режим Мадуро выполняет обязательства, и примем решение, что делать дальше», — заявил советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.
Госдепартамент США дал понять, что намерен возобновить санкции в отношении нефти и газа с 18 апреля, если не будет прогресса между «авторитарным президентом Венесуэлы Николасом Мадуро» и оппозицией «особенно в вопросе разрешения всем кандидатам в президенты участвовать в выборах в этом году», говорилось в заявлении Госдепа.
Белый дом при этом волновали далеко не все кандидаты на пост президента от оппозиции, а один единственный — Мария Корина Мачадо, на которую после мирового провала марионетки самопровозглашенного президентом Хуана Гуайдо сделана главная ставка по смене венесуэльской власти чавистов.
Напомним, Марии Мачадо было запрещено баллотироваться на государственные должности после того, как она неоднократно давала показания против своей собственной страны, была уличена в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, призывала к военному вмешательству США и к жестким экономическим санкциям против правительства Николаса Мадуро и участвовала в попытках государственного переворота. В США 467 человек, участвовавших в беспорядках в Капитолии в 2021 году, были приговорены к тюремному заключению за меньшее зло.
Мария Корина Мачадо. Фото: Reuters
Обычно в Венесуэле, как и в США, президентские праймериз оппозиции проводятся национальными избирательными органами. Однако Мачадо в прошлом году организовала проведение праймериз в частном порядке и со множеством нарушений. Были не только исключены некоторые оппозиционные партии, но и уничтожены протоколы голосования сразу после выборов, что исключило любую отчетность, когда некоторые члены ее собственной коалиции заявили о мошенничестве.
Мачадо категорически отказывалась оспаривать свою дисквалификацию на выборах в Верховном суде Венесуэлы. Но когда Вашингтон в конце прошлого года приказал ей предстать перед трибуналом, она послушно подчинилась. То, что апелляция Мачадо будет отклонена было очевидно в первую очередь самой администрации президента США.
Луис Висенте Леон, президент оппозиционной венесуэльской избирательной компании Datanalisis, признал: «Если быть честным, правительство США прекрасно знало, что это произойдет».
В конце января Верховный суд Венесуэлы подтвердил принятое ранее решение: кандидат в президенты от оппозиции Мария Корина Мачадо не имеет права участвовать в президентских выборах. Другими словами, венесуэльцы не поддались шантажу и не позволили преступнице баллотироваться на высшую государственную должность.
Газета New York Times тут же назвала решение Верховного суда «сокрушительным ударом по перспективам выборных договоренностей в обмен на отмену разрушительных экономических санкций США».
США обвинили венесуэльские власти в нарушении барбадосского соглашения, вновь ввели санкции на экспорт венесуэльского золота и заявили, что могут возобновить нефтяные санкции в апреле, если Венесуэла не скорректирует курс. Министерство финансов США отозвало генеральную лицензию-43, которая разрешала сделки с венесуэльским горнодобывающим конгломератом CVG-Minerven.
Экономические санкции США против горнодобывающей компании, считают аналитики, вряд ли нанесут значительный ущерб экономике Венесуэлы. Вице-президент Венесуэлы Делси Родригес назвала этот шаг «шантажом», предупредив, что Каракас прекратит сотрудничество в репатриационных рейсах для венесуэльских мигрантов из США, если «экономическая агрессия» Вашингтона усилится.
Восстановление санкций в отношении нефти и газа может нанести ущерб венесуэльскому экспорту, но не в такой степени, на которую рассчитывают США, считают аналитики. По словам Фернандо Феррейры, директора по геополитическим рискам Rapidan Energy Group, повторное введение санкций приведет к падению добычи нефти в Венесуэле на 30% — до 600000 баррелей в день в течение нескольких месяцев. Но это также может отрицательно сказаться на внутреннем американском рынке нефти и газа, поскольку несколько американских компаний, включая Chevron, работают в Венесуэле, а венесуэльская нефть регулярно экспортируется на нефтеперерабатывающие заводы на побережье Мексиканского залива США, согласно данным Управления энергетической информации США.
Финансовая группа «Финам» приводит мнение генерального директора Американского института нефти (API) Майка Соммерса, который утверждает, что НПЗ США приходится активно закупать нефть из Венесуэлы на фоне сокращения поставок из РФ. Появилась информация, что за 11 месяцев прошлого года США закупили у Венесуэлы нефти на общую сумму более $2,5 млрд, т.е. порядка 0,15% от всего импорта нефти Штатами. В случае недостатка сырья и закрытия одного из НПЗ, последствия для цен на бензин в США могут быть ощутимыми.
По данным Bloomberg, после того как США позволили американским компаниям сотрудничать с государственной Petróleos de Venezuela SA, добыча в нефти в Венесуэле в январе этого года увеличилась на 22% по сравнению с годом ранее. Аналитики издания посчитали, что доходы страны от нефти вырастут с 2 до 3 миллиардов долларов в этом году, если санкции вернутся (без санкций предполагалось увеличение с 6 до 8 миллиардов долларов).
Есть свои причины не отменять санкции и у администрации президента США Джо Байдена. Более стабильные поставки сырой нефти из южноамериканской страны могут помочь удержать мировые цены на нефть — и, что более важно, цены на бензин в США — под контролем. С другой стороны, администрации уже сейчас приходится сталкиваться с недовольством американских НПЗ, рассчитанных под тяжелые сорта нефти, а перепрофилирование заводов обойдется нефтепереработчикам достаточно дорого.
Байдену, которому потенциально грозит жесткая конкуренция с Дональдом Трампом за переизбрание, также необходимо найти способы остановить волну миграции в США. Более здоровая экономика Венесуэлы может замедлить отток венесуэльцев. Как признал недавний отчет Исследовательской службы Конгресса США, санкции США «провалились» в достижении своей скрытой цели свергнуть режим Мадуро, но усугубили экономический кризис, который «побудил бежать из страны 7,7 миллиона венесуэльцев». В свою очередь политическое издание The Hill опубликовала статью, в которой говорится, что «санкции по-прежнему наносят ущерб обычным венесуэльцам и подпитывают миграцию». Неудачное решение янки, считает The Hill — это скорее то, что Forbes называет «жестким ответом Вашингтона», заведомо причиняющим «огромные» человеческие страдания. Причем не только Венесуэлы, но и самих Штатов, оказавшихся из-за мигрантов на грани гражданской войны.
Некоторые демократы в Конгрессе призвали к прекращению санкций США. Такие корпорации как Chevron, настаивают на возобновлении работы венесуэльского рынка. ООН решительно осудила «односторонние принудительные экономические меры» против Венесуэлы. Мексика настаивает на том, чтобы Байден устранил коренные причины миграции. Другие правительства в Латинской Америке и за пределами континента также оказывают давление на США, чтобы они отменили санкции. Тем временем эксперты в области международной защиты прав человека осуждают Вашингтон за «незаконное коллективное наказание».
Представитель Белого дома Джон Кирби заявил, что у Мадуро есть время до апреля, чтобы вернуться за стол переговоров и выполнить то, что было согласовано в прошлом году, включая проведение свободных выборов, на которых всем кандидатам разрешено баллотироваться, или санкции могут быть введены повторно. Шантаж или давление?
Возможно, не только экономика США выиграла бы больше от развития взаимовыгодных отношений примерно с 40 странами, на которые наложены санкции. И самое верное средство от иммиграционного кризиса на южной границе страны — это отмена санкций, которые создают условия, вынуждающие миллионы людей, в первую очередь из санкционированных Штатами стран, покидать свои дома.
«Мы не любим говорить об этом публично, но мы, по сути, полиция мира», — заявил Associated Press бывший сотрудник Агентства по борьбе с наркотиками США (DEA) Уэс Табор. Даже американские основные СМИ почти повсеместно пришли к выводу, что санкции «не работают», а полицейские из США совсем плохие — следят не за порядком, а за беспорядком.