Симптоматично, что не менее безрадостно прошла встреча главы Форин офиса с Дональдом Трампом, главным соперником действующего президента США Джо Байдена, у которого эксцентричный бонвиван и словесный охальник намерен в ноябре отобрать шанс на переизбрание.
Камерон, как подчеркивает не без умысла британская пресса, стал первым высокопоставленным членом правительства (уточню — безнадежно непопулярного правительства Риши Сунака), который позволил себе вступить в контакт с Трампом после того, как тот был вынужден покинуть Белый дом в январе 2021 года.
Их беседа тет-а-тет тем более обретает сенсационно-скандальную окраску, потому что Камерон в 2016 году, будучи премьер-министром, нелицеприятно отозвался о Трампе, охарактеризовав его как «провоцирующего разногласия, глупого и неправильного». Позднее в своих мемуарах он обвинил Трампа в «протекционизме, ксенофобии и женоненавистничестве».
Накануне разговора двух политиков «Телеграф» резонно предположила:
«Может возникнуть неловкая ситуация, если тонкокожий экс-президент поднимет вопрос о прошлых комментариях лорда Камерона».
Похоже, в этот раз не стесняющийся в выражениях Трамп не стал устраивать вербальное ристалище. Пресс-служба 45-го президента США оповестила впоследствии, что «среди обсуждавшихся тем были предстоящие выборы в США и Великобритании, политические вопросы, связанные с „Брекзитом“, необходимость выполнения странами НАТО своих требований по расходам на оборону и прекращение насилия на Украине». Далее следовала пикантная деталь:
«Президент Трамп, госсекретарь Кэмерон и посол Пирс (британский посол в США госпожа Карен Пирс) также выразили свое единодушное восхищение покойной королевой Елизаветой II».
Возникает законное подозрение, что Камерон не встретил полного взаимопонимания у хозяина, который не считает себя злопамятным, что не мешает ему иногда быть злым с хорошей памятью. И потому славословия в адрес покинувшей этот мир королевы в стилистике светской беседы (small talk) могли занять намного больше времени, чем обсуждение проблематики, по которой невозможно прийти к согласию.
Косвенным подтверждением этой догадки может служить заявление министерства иностранных дел Британии, которое проявило саморазоблачительную сдержанность, сообщая об итогах, по сути, переговоров Трампа и Камерона. Лорд предпринял, по выражению британской прессы, «пропагандистское наступление, используя силу обаяния» (charm offensive), но, похоже, в этом деле не преуспел. Пресс-релиз свелся к ничему не обязывающей формулировке: это была «продуктивная встреча», которая подчеркнула «широту и мощь» отношений между Великобританией и США.
Любопытна еще одна подробность визита главы Форин офиса. Камерон отужинал с Трампом в его имении Мар-о-Лаго в штате Флорида до, а не после своих запланированных переговоров с коллегой, госсекретарем США Энтони Блинкеном. Не является ли встреча министра иностранных дел Британии с оппозиционным кандидатом в президенты США примером иностранного вмешательства в выборы, о чем так часто и громко беспокоятся вашингтонские неолибералы?
Понимая, что такой неудобный вопрос неизбежно возникнет, Камерон на следующий день на совместной пресс-конференции с Блинкеном назвал свою встречу с архи-злодеем для всех правоверных демократов «совершенно правильной». В качестве аргумента он привел два факта. Первый: недавние контакты ряда официальных лиц из администрации США с лидером оппозиции у него дома, с главой лейбористской партии Киром Стармером. Второй: в свое время он встречался с Миттом Ромни, сенатором от штата Юта, когда тот баллотировался в президенты.
Возвращаясь к содержательной части беседы Камерона с Трампом, стоит отметить, что оба политика явно обсуждали то, что англосаксы по обе стороны Атлантики числят своими «жизненными интересами». Но есть нюанс. На третий год проведения СВО их интересы в отношении использования киевского режима для нанесения «стратегического поражения» России с целью ее расчленения и превращения в новую кормовую базу стали разниться настолько, что в Лондоне отрядили в Вашингтон сановного лоббиста.
Аргументы в пользу разблокирования 60 млрд долларов для продолжения войны против России, приведенные Камероном, не отличались новизной, разве что риторика стала более агрессивной.
Экс-премьер Камерон, запустивший в свое время процесс развода Британии с ЕС, чтобы обезопасить страну перед весьма возможным развязыванием Лондоном новой региональной войны в Европе, настаивал на незамедлительном выделении денег американских налогоплательщиков на войну с Россией, потому что «в противном случае это подтолкнет Путина к дальнейшим попыткам перекроить европейские границы с помощью силы, и этот сигнал будет четко услышан в Пекине, Тегеране и Северной Корее».
Нарратив не нов. В начале года Камерон уже предостерегал Конгресс США от той же слабости, которая была проявлена... в отношении Гитлера в 1930-х годах. Эти поучения из Лондона побудили выбранную в Палату представителей Марджори Тейлор Грин, союзницу Трампа из правого крыла Республиканской партии, посоветовать лорду Кэмерону «поцеловать меня в задницу» и «беспокоиться о своей собственной стране».
Между тем в заявлении Форин офиса в связи с визитом Камерона в США сказано, что выделение оружия и ресурсов киевскому режиму позволит тому удержать сейчас позиции и... перейти в наступление в 2025 году.
Тем самым появилось очередное подтверждение, что основным спонсором, опекуном и выгодополучателем от гражданской войны на территории бывшей УССР является Британия. Отсюда и лоббистские усилия Камерона не позволить США соскочить с этой иглы и переключиться на другой потенциальный театр военных действий, расположенный на западной окраине Тихого океана.
Можно согласиться с Михаилом Хазиным, экономистом и публицистом, который так видит эту ситуацию:
«Когда мы говорим про Лондон и про Вашингтон,.. мы должны понимать, что, например, ключевая задача Вашингтона сегодня — это получить новые рынки, потому что ресурсами собственного внутреннего рынка вытащить американскую промышленность невозможно.... А, соответственно, задача Лондона... состоит в том, чтобы США отвлекать — и отсюда история с Киевом. США уже давно хотят оттуда уйти, англичане их всё время заставляют участвовать».
Не стоит игнорировать никуда не исчезнувшие противоречия между двумя англосаксонскими империями. Эпилог вышедшей в 1930 году книги Ладвелла Денни «Америка завоевывает Англию» звучит сладостной мелодией для многих сторонников трамповского девиза «Сделаем Америку снова великой» (Make America Great Again, MAGA):
«Некогда мы были колонией Англии. Придет время, когда Англия станет нашей колонией: не по форме, а по существу. Машины обеспечили власть над миром. Сейчас более усовершенствованные машины обеспечивают Америке власть над всем миром и Англией...».
Что бы ни проповедовал футуролог Фрэнсис Фукуяма, у этой истории нет конца. Свидетельством тому может послужить мнение британца с ником @lordcommanderdire5113, который после просмотра в конце марта этого года (!) документального фильма на тему «Как Соединенные Штаты использовали реальную политику для уничтожения Британской империи» оставил такой комментарий:
«Фантастический материал, показывающий, что все эти легкомысленные разговоры об особых отношениях, братской любви и о том, что демократические страны вместе противостоят злу, — не более чем маска, скрывающая реальные игры, которые государства ведут друг против друга. Как британец, я снимаю шляпу перед Вашингтоном за блестящее воплощение реальной политики на мировой арене и возмущаюсь тем, что Вестминстер по глупости позволил другим так быстро и основательно подорвать его мировое господство».
Не в этом ли многослойном фундаменте взаимной ревности, скрытой вражды и бескомпромиссного соперничества двух империй, вчерашней и нынешней, кроется причина того, что Трамп все чаще предстает как последовательный «евроскептик» и англофоб? А потому миссия лорда Камерона была заведомо обречена на провал.