В предвыборной гонке участвуют несколько партий: АНК, возглавляемый действующим президентом Сирилом Рамафосой, Демократический альянс (DA), Борцы за экономическую свободу (EFF), Партия «Умхонто ве Сизве» (МК). Но обо всех по порядку.
АНК, игнорируя статистику, заявляет, что уровень бедности снизился, большая часть южноафриканцев живет в приличных домах, а доступ к здравоохранению улучшился. Более того: АНК пообещал создать миллионы новых рабочих мест в течение следующих пяти лет, чтобы увеличить инвестиции, поддержать частный сектор и положить конец коррупции.
В то же время главный оппозиционный Демократический альянс (DA) заявляет, что «страна находится в кризисе». Партия хочет либерализовать экономику, а также начать большую приватизацию. Альянс пообещал создать два миллиона новых рабочих мест, положить конец отключениям электроэнергии и «сократить вдвое уровень насильственных преступлений».
Борцы за экономическую свободу (EFF) — третья по величине партия в парламенте — предлагают радикальные экономические преобразования для решения проблемы безработицы и неравенства. Партия утверждает, что АНК не исправил расовый экономический дисбаланс апартеида, и планирует перераспределить землю в пользу менее обеспеченных (африканские Робин Гуды). EFF также хочет национализировать шахты, банки и другие ключевые объекты экономики, утверждая, что тогда богатство страны будет использовано на благо населения.
Есть еще Партия «Умхонто ве Сизве» (МК), получившая свое название от бывшего вооруженного крыла АНК, что еще больше добавляет непредсказуемости предвыборной гонке. Дело в том, что ее возглавляет 82-летний бывший президент Зума, который с декабря 2023 года находится в центре споров из-за неоднозначности своей кандидатуры. В программе партии определены наиболее (по мнению руководства МК) серьезные проблемы страны, в том числе недостаточный доступ к здравоохранению и качественному образованию, экономическое неравенство, несправедливое распределение земли и угрозы национальной безопасности. Однако с большой долей вероятности можно прогнозировать, что эта партия не окажет ощутимого влияния на расстановку политических сил по результатам выборов. Дело в том, что 20 мая Конституционный суд ЮАР постановил: бывший президент страны Джейкоб Зума не может баллотироваться на парламентских выборах из-за имеющейся у него судимостью.
В соответствии со статьей 86 Конституции ЮАР депутаты Национального собрания избирают президента страны из своего состава. Минимальный возраст для участия в голосовании, а также для избрания в члены Национального собрания — 18 лет.
Отметим, что южноафриканцы не голосуют за президента. На всеобщих выборах они отдают свой голос за партию, а не за отдельного кандидата. Граждане ЮАР избирают 400 членов Национальной ассамблеи, которые голосуют за нового главу государства в течение 30 дней после всеобщих выборов. Таким образом, непосредственно кандидатов в президенты как таковых нет, но каждый лидер партии возглавляет свою национальную кампанию, и его портрет появится в избирательных бюллетенях.
Соответственно, следующим президентом станет лидер той партии, которая сможет получить большинство в Национальной ассамблее после выборов.
В 2024 году впервые в электоральной кампании будут участвовать независимые кандидаты.
Но почему так пессимистично оцениваются перспективы АНК?
Граждане Южной Африки готовы привлечь АНК к ответственности за многодетнюю коррупцию, бедность, загрязнение окружающей среды, высокий уровень безработицы и ухудшение делового климата. Все большее число граждан считают, что в стране слишком много мигрантов, особенно из соседней Зимбабве. Кроме того, темпы роста экономики остаются неизменными, и в прошлом году страна едва избежала рецессии.
Откаты за государственные контракты стали грандиозными, особенно во время катастрофического правления Джейкоба Зумы, которому было предъявлено множество различных обвинений, включая обвинения в участии в коррупционных сделках (тогда он был членом АНК). Однако срок в 15 месяцев тюремного заключения Зума получил «за неуважение к суду» из-за его отказа дать показания комиссии, расследующей обвинения в коррупции. Правда, в тюрьме он пробыл недолго, был условно-досрочно освобожден «по состоянию здоровья».
Поэтому, учитывая градус напряжения южноафриканского общества, шансы смены политической партии увеличиваются по мере приближения выборов. Однако следует признать, что, несмотря на настроения в провинциях и новую систему голосования, потребуется немало усилий, чтобы свергнуть АНК.
Разумеется, президент Сирил Рамафоса надеется, что голосование 29 мая приведет к его переизбранию. Но если АНК действительно потеряет свое большинство, ему придется объединяться с одной из парламентских партий и формировать уже коалиционное правительство, что осложнит принятие решений, в том числе в экономической сфере, в одной из самых развитых экономик Африки.
Однако, учитывая последние события, многие страны уже решили подстраховаться, и Россия в этом не является исключением. Кабинет министров ЮАР поддержал рекомендацию PetroSA о том, чтобы «Газпромбанк Африка» стал основным инвестиционным партнером нефтеперерабатывающего завода на южном побережье страны.
Как говорится, готовь сани летом, а выгодного геополитического союзника — в преддверии выборов.